ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-46/2021 от 25.10.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Маренкова А.В.

№ 33-2806-2021

УИД 51RS0008-01-2021-001340-86

Мотивированное определение от 25.10.2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

20 октября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

ФИО2

ФИО3

при секретаре

ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 46/2021 по иску ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО25 ча, Мартына Е. Е.ча, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО26 ча, ФИО19, ФИО20, ФИО21 к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба», войсковой части * о признании права на получение компенсационной надбавки, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя истцов - ФИО22 на решение Кольского районного суда Мурманской области от 08 июля 2021 года,

заслушав доклад председательствующего, выслушав возражения относительно жалобы представителя филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 Финансово-экономическая служба» по доверенности ФИО23, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО25 А.ич, ФИО24 ч, ФИО14, ФИО15, ФИО16. ФИО17, ФИО18, ФИО26 ич, ФИО19, ФИО20, ФИО21 обратились в суд с иском к командиру войсковой части №* о признании права на получение компенсационной надбавки, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указали, что являются работниками команды подразделения пожарной охраны войсковой части * (...), в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению ***

Полагали, что имели право на получение компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки) как гражданский персонал подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению ***, за особые условия работы, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, с 01.10.2019 года, однако спорная надбавка была установлена с 01.02.2021.

Отсутствие начисления указанной компенсации, повлекло за собой некорректное начисление оплаты сверхурочной работы, работы в выходные, праздничные дни и ночное время. Средний заработок для оплаты отпуска также производился без учета компенсационной выплаты. Кроме того, оплата сверхурочной работы произведена без учета положений Трудового кодекса Российской Федерации лишь в полуторном размере, средний заработок для оплаты отпуска определен без учета оплаты сверхурочной работы за первые два часа в полуторном размере, за остальные часы, сверх установленного периода - в двойном размере.

Также считали, что действиями командира по не установлению им надбавки с 01.10.2019 нарушаются их права, как работников пожарной команды, чем причиняются нравственные страдания, что свидетельствует о наличии оснований для компенсации им морального вреда: ФИО15 в размере 5000 руб.. ФИО24 - 3000 руб., остальным работникам - по 10 000 руб. каждому.

Протокольным определением от 19.05.2021 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены войсковая часть * и федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба», с исключением данных лиц из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

С учетом уточнений исковых требований истцы просили суд взыскать с ответчиков компенсационную выплату в размере 100 % должностного оклада с 01.10.2019 по 31.01.2021, доплату за сверхурочную работу, проценты за задержку компенсационной выплаты с 11.11.2019 по день фактической выплаты компенсации, проценты за задержку выплаты сверхурочной работы за 2020 год с 11.12.2020 по день фактической выплаты, компенсацию морального вреда, возложить на ФКУ «1-ФЭС» обязанность произвести каждому из них перерасчет за отпуск и перерасчет оплаты работы в праздничные дни за 2020 год, а также взыскать в пользу каждого из истцов судебные расходы по оплате услуг представителя по 3500 рублей

Судом постановлено решение, которым с исковые требования удовлетворены частично.

С федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиала «1 Финансово-экономическая служба» в пользу ФИО5 взыскана заработная плата в размере 100 701 рубль 35 копеек, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 1351 рубль 70 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021 в размере 7862 рубля 35 копеек, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 96 272 рубля 47 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно;

-в пользу ФИО6 заработная плата в размере 158 479 рублей 79 копеек, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 3062 рубля 50 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021. в размере 12280 рублей 32 копейки, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 143 875 рублей 54 копейки, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

- в пользу ФИО7 заработная плата в размере 139 400 рублей 64 копейки, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 1926 рублей 75 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 11 325 рублей 42 копейки, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 137 998 рублей 20 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

-в пользу ФИО8 заработная плата в размере 113 005 рублей 21 копейка, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 1761 рубль 20 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 9469 рублей 97 копейки, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 100 182 рубля 83 копейки, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

-в пользу ФИО9 заработная плата в размере 148 379 рублей 56 копеек, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 1949 рублей 50 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 12 080 рублей 98 копейки, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 133 039 рублей 18 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

- в пользу ФИО10 заработная плата в размере 138 058 рублей 91 копейка, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 1839 рублей 60 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021. в размере 10 368 рублей 82 копейки, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 126 152 рублей 19 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно;

- в пользу ФИО11 заработная плата в размере 150 024 рубля 80 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 2464 рубля, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021. в размере 11 963 рубля 63 копейки, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 138 796 рублей 48 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно;

- в пользу ФИО12 заработная плата в размере 108 203 рубля 90 копеек, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 2007 рубля 60 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 8577 рублей 90 копеек, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 98 195 рублей 68 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

- в пользу ФИО13 заработная плата в размере 150 313 рублей 38 копеек, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 1988 рублей, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021. в размере 12 955 рублей 68 копеек, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 145 167 рублей 05 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

- в пользу ФИО25 заработная плата в размере 129 394 рубля 90 копеек, компенсация морального вреда в размере1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 1858 рублей 50 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 9723 рубля 86 копеек, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 115 191 рубль 97 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

-в пользу Мартына Е.Е. заработная плата в размере 51 408 рублей 30 копеек, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 3466 рублей 40 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 3529 рубля 32 копеек, а также компенсацию за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 51 408 рублей 30 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

- в пользу ФИО14 заработная платя в размере 129 815 рублей 36 копеек, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 1787 рублей 80 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 1 1 590 рублей 58 копеек, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 129 815 рублей 36 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

- пользу ФИО15 заработная плата в размере 113 665 рублей 66 копеек, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 3117 рублей 10 копеек, а также компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 8570 рублей 87 копеек, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 113 665 рублей 66 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

-в пользу ФИО16 заработная плата в размере 154 737 рублей 96 копеек, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 2084 рубля 60 копеек, а компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021. в размере 13 269 рублей 96 копеек, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 148 312 рублей 59 копеек, начисленнуая за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

-в пользу ФИО17 заработная плата в размере 128 664 рублей 50 копеек, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 2084 рубля 60 копеек, а также компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 9664 рубля 60 копеек, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 124 623 рубля 11 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

- в пользу ФИО18 заработная плата в размере 71 501 рубль 97 копеек, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 3203 рубля 55 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 4533 рубля 24 копейки, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 70 083 рубля 20 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

-в пользу ФИО26 заработная плата в размере 135 997 рублей, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 1926 рублей 05 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 10 247 рубля 53 копейки, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 123 598 рублей 78 копеек, начисленную за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

- в пользу ФИО19 заработная плата в размере 159 227 рублей 82 копейки, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 2149 рублей, а также компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 12 442 рубля 06 копеек, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 145 982 рублей 69 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

- в пользу ФИО20 заработная плата в размере 152 790 рублей 11 копейки, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 2131 рублей 50 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021, в размере 11 709 рублей 34 копейки, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 131 827 рублей 78 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

- в пользу ФИО21 заработная плата в размере 151 933 рубля 40 копейки, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы но оплате услуг представителя в размере 2019 рублей 50 копеек, компенсация за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на 08.07.2021. в размере 12 088 рублей 46 копейки, а также компенсация за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 134 400 рублей 57 копеек, начисленная за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

С федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» в бюджет муниципального образования Кольский район Мурманской области взыскана государственная пошлина в размере 22 450 рублей.

Решение в части взыскания заработной платы приведено к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе представитель истца – ФИО22 ссылаясь на неправильное определение обстоятельств имеющих значение, неверное применение нормы материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Указывает, что, несмотря на тот факт, что во время работы в войсковой части * истцы ежемесячно получали заработную плату и расчетные листки, они не могли самостоятельно определить право на спорную компенсационную выплату, учитывая, что локальными нормативными актами и коллективным договором она не предусматривалась, а в приказе Министерства обороны № * прямо не указано право работников пожарной команды района базирования на получение компенсационной выплаты.

Полагает, что судом необоснованно применены последствия пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Настаивает, что восстановление нарушенных трудовых прав истцов не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что работодателем несвоевременно исполнены требования приказа Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545.

Цитируя положения статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации и проводя свой алгоритм подсчета часов сверхурочной работы, настаивает на том, что в силу статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа по окончании учетного периода должна быть оплачена за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

В обоснование своей позиции ссылается на судебную практику кассационных судов общей юрисдикции.

Полагает, что позиция Минздравсоцразвития России не оценена судом в совокупности с другими доказательствами по делу по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Находит заниженным определенный судом к взысканию размер компенсации морального вреда и судебных расходов.

В возражениях на апелляционную жалобу командир войсковой части * ФИО27, полагая изложенные в апелляционной жалобе доводы необоснованными, просит в удовлетворении жалобы отказать.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их, и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.

Согласно части 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что сторонами трудовых отношений являются работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, и работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии с абзацами 2 и 7 части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии с частью 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ч. 2 ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя, за пределами, установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

В соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

На основании статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, три месяца.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и I или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (часть вторая статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации).

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (часть третья статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.

Порядок оплаты сверхурочной работы установлен статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

По смыслу приведенных законоположений, в двойном размере оплачивается работа, продолжаемая по истечении первых двух часов переработки в течение рабочего дня (смены), а не учетного периода.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудового кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 349 Трудового кодекса Российской Федерации).

Приказом Министра обороны Российской Федерации № * от _ _ года «О системе оплаты труда гражданского персонала работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. №583, утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему приказу); порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к настоящему приказу).

В соответствии с пунктом 2 подпункта 2 приказа Минобороны России № 545 (глава 3 Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) приложения № 2, гражданскому персоналу воинских частей и организаций установлены виды выплат компенсационного характера, в том числе, выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4-10, 55-57, 61-66, 71-74, 77, 78 и 81 настоящего приложения).

Согласно пункту * подпункта * (глава *) приложения № 2 к приказу Минобороны России № 545 гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению ***, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

Выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 2 подпункта 3 главы 3 приказ Минобороны России № 545).

Из приложения № 2 к приказу Минобороны России № 545 следует, что к арсеналам, центрам, базам, складам по хранению *** относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, в которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

Исходя из изложенного основным условием для установления спорной компенсационной выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны является условие содержания подразделений пожарной охраны при центрах и арсеналах всех наименований, отделах хранения вооружения и боеприпасов, других баз, складов и отделах, в которых хранятся вооружение и боеприпасы, а также отделах хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что истцы состоят в трудовых отношениях с войсковой частью *. в частности ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО12, ФИО25, ФИО15 в должности командир отделения пожарной команды. ФИО5, ФИО11, ФИО24, ФИО17, ФИО18, ФИО26 - в должности пожарного пожарной команды. ФИО6, ФИО9, ФИО13. ФИО14, ФИО16. ФИО19, ФИО20. ФИО21 - в должности водителя пожарной команды.

Все истцы, за исключением командира отделения ФИО15 и пожарного Мартына Е.Е., по состоянию на дату вынесения приказа Минобороны России № 545 уже состояли в трудовых отношениях с войсковой частью *. ФИО15 приступил к исполнению своих обязанностей с 09.06.2020, ФИО24 - с 01.09.2020.

Условий о выплате компенсационного характера за особые условия работы, указанные трудовые договоры не содержали, такая выплата в отношении истцов не устанавливалась и не осуществлялась.

Фактически спорная компенсация установлена работникам войсковой части * дополнительным соглашением от 15.02.2021 к Коллективному договору войсковой части * на 2020-2022г.

Судом также установлено, что войсковая часть согласно штату и Положению о районе базирования входит в состав войсковой части * и предназначена для приема, хранения, выдачи ***, других видов материальных ценностей и обеспечения ими воинских частей и подразделений гарнизона и сил флота.

Согласно планам противопожарной охраны филиала (...) войсковой части * в зоне ответственности пожарной команды войсковой части * при проведении противопожарных мероприятий находится отдел хранения (***) в ..., на технической территории №* с хранилищами 6,7,8,10,12,14 в *** сооружении, который является структурным подразделением филиала (...) войсковой части * и предназначен для хранения и выдачи ***.

Согласно штату № * от 19.05.2016 филиал (...) войсковой части * является филиалом арсенала обеспечения оружием Кольской флотилии разнородных сил (...), арсенала - *** (...), войсковой части *.

Из плана противопожарной охраны филиала войсковой части * на 2020 год пожарная команда войсковой части * привлекается для тушения пожара на объектах войсковой части *.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив планы противопожарной охраны филиала (...) войсковой части * на 2019, 2020 года и установив, что в зону ответственности пожарной части войсковой части *, с которой истцы состоят в трудовых отношениях, входят, в том числе и арсеналы, базы, склады по хранению ***, суд пришел к верному выводу о наличии у истцов права на компенсационную выплату к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки), и как следствие оснований для взыскания в их пользу соответствующей задолженности по заработной плате с учетом указанной выплаты.

Определяя период взыскания задолженности по заработной плате, суд, применив последствия пропуска истцами срока за обращением в суд за разрешением индивидуального трудового спора, о чем было заявлено стороной ответчика, пришел к выводу, о том, что в пользу истцов (за исключением командира отделения ФИО15 и пожарных Мартына Е.Е.. ФИО18) подлежит взысканию компенсационная выплата за период с апреля 2020 года по январь 2021 год.

Оснований не согласиться с определенным судом началом течения сроков за обращением в суд за разрешением индивидуального трудового спора, на что имеется ссылка в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Разрешая ходатайство ответчика о пропуске истцами срока для обращения в суд с настоящими требованиями, проанализировав заключенные с истцами трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка войсковой части * (приложение № 1 к Коллективному договору на 2020-2022 годы), устанавливающие порядок и срок выплаты заработной платы, в соответствии с которыми окончательный расчет с работниками осуществляется 10 числа месяца следующего за месяцем работы, суд руководствуясь положениями приведенной правовой нормы, принимая во внимание, что с настоящим иском истцы обратились в суд 26.04.2021 года пришел к верному выводу, что истцами (за исключением командира отделения ФИО15 и пожарных Мартына Е.Е.. ФИО18, трудовые договоры с которыми заключены с 09.06.2020 и с 01.09.2020 соответственно) пропущен установленный законом срок обращения в суд с требованиями о взыскании выплаты компенсационного характера за период, предшествующий апрелю 2020 года.

При этом учитывая, что компенсационная выплата истцам в спорный период не выплачивалась и не начислялась, принимая во внимание, разъяснения, данные в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации, пункте 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017) суд правомерно не усмотрел оснований для признания нарушения ответчиком трудовых прав истцов (за исключением командира отделения ФИО15 и пожарных Мартына Е.Е., ФИО18) длящимся и возложения на ответчика обязанности по выплате причитающихся сумм за весь заявленный в иске период.

Отклоняя повторяющиеся в апелляционной жалобе доводы о том, что истцы не знали о полагающейся им компенсационной выплате суд верно исходил из отсутствия относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что в период работы они не имели возможности проверить правильность начисления им заработной платы, ознакомиться с составом и порядком исчисления причитающихся им выплат.

При этом как верно указал суд, закон связывает начало течения срока обращения в суд с днем выплаты зарплаты, которым в данном случае являлось 10 число месяца следующего за месяцем работы.

Выводы суда в указанной части подробно мотивированны, оснований не согласить с ними и их правовым обоснованием, судебная коллегия не усматривает.

Разрешая требования истцов о признании за ними права на оплату сверхурочной работы с учетом стимулирующих и компенсационных выплат и взыскании задолженности с учетом указанных выплат, суд первой инстанции верно применил положения статей 91, 97, 99, 100, 103-104, 129, 149, 152 Трудового кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что по смыслу приведенных норм при суммированном учете рабочего времени количество сверхурочной работы определяется по истечении учетного периода и составляет разницу между нормальной продолжительностью рабочего времени и фактически отработанным временем за учетный период. При этом независимо от того, какой учет рабочего времени установлен в организации, сверхурочным считается время работы за пределами продолжительности рабочего дня (смены), установленной графиком.

Судом установлено, что в соответствии с трудовыми договорами, заключенными истцами с войсковой частью *, режим труда работников устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка.

Из положений Правил внутреннего трудового распорядка следует, что график дежурств разрабатывается начальником пожарной команды или уполномоченными лицами. Дежурство осуществляется личным составом отделений в составе дежурной смены посредством посменного несения дежурства. В целях выполнения возложенных на пожранные команды войсковой части задач по обеспечению пожарной безопасности, в том числе поддержания в постоянной готовности дежурных смен: начальникам пожарных команд устанавливается общий режим работы, личному составу пожарных команд (за исключением начальника пожарной команд) устанавливается суммированный учет рабочего времени, в режиме скользящего графика продолжительность непрерывного дежурства 24 часа, учетный период для водителей составляет 1 месяц, для остального личного состава отделений- один год.

Пунктом 3.3. Коллективного договора войсковой части * на 2020-2022 годы предусмотрено, что оплата труда гражданского персонала войсковой части, содержащегося по штату, производится в строгом соответствии с действующим приказом Министра обороны Российской Федерации о системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей. Система оплаты труда включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок): условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Пунктом 3.6.3 Коллективного договора определено понятие сверхурочной работы, в том числе при суммированном учёте рабочего времени -сверх нормального числа рабочих часов за учётный период, оплата производится по правилам статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации - за первые два часа сверхурочной работы в полуторном размере, за последующие часы - в двойном размере.

Табелями учёта рабочего времени подтверждено, что в период с октября 2019 года по январь 2021 года у истцов имелась переработка в связи с привлечением к сверхурочной работе в количестве:

-у водителей за расчетный период 1 месяц: ФИО6: в январе 2020 года - 8 часов, в марте 2020 года - 24 часа, в апреле 2020 года - 1 час в мае 2020 года - 25 часов, в июле 2020 года - 32 часа, в августе 2020 года - 8 часов, в ноябре 2020 года -1 час в декабре 2020 года - 9 часов: ФИО9: в феврале 2020 года - 24 часа, в апреле 2020 года - 9 часов, в мае 2020 года - 25 часов, в июне 2020 года - 25 часов, в ноябре 2020 года - 9 часов, в декабре 2020 года - 17 часов; ФИО13: в феврале 2020 года - 24 часа, в марте 2020 года - 8 часов, в апреле 2020 года - 1 час в мае 2020 года - 57 часов, в июне 2020 года - 9 часов, в декабре 2020 года - 9 часов: ФИО14: в феврале 2020 года - 32 часа, в апреле 2020 года - 1 час, в мае 2020 года - 57 часов, в июне 2020 года - 9 часов, в августе 2020 года - 16 часов, в декабре 2020 года - 5 часов: ФИО16: в феврале 2020 года - 24 часа, в апреле 2020 года -1 час в мае 2020 года - 57 часов, в июне 2020 года - 8 часов, в августе 2020 года - 8 часов, в декабре 2020 года - 9 часов; ФИО19: в феврале 2020 года - 8 часов, в апреле 2020 года - 17 часов, в мае 2020 года - 24 часа, в июле 2020 года - 24 часа, в августе 2020 года - 24 часа, в сентябре 2020 года - 8 часов, в ноябре 2020 года - 9 часов, в декабре 2020 года - 1 час; ФИО20: в январе 2020 года - 8 часов, в марте 2020 года - 24 часа, в апреле 2020 года - 1 час. в мае 2020 года - 25 часов, в июне 2020 года - 9 часа, в ноябре 2020 года - 1 час, в декабре 2020 года - 9 часов; ФИО21: в январе 2020 года - 8 часов, в феврале 2020 года - 8 часов, в марте 2020 года - 16 часов, в апреле 2020 года - 17 часов, в мае 2020 года - 25 часов, в июне 2020 года - 17 часа, в августе 2020 года - 8 часов, в ноябре 2020 года - 1 час, в декабре 2020 года - 1 час;

- у командиров отделений за расчетный период 1 год - 2020 год: ФИО7 - 120 часов; ФИО8 - 2 часа: ФИО10 - 99 часов; ФИО12 - 120 часов; ФИО25 - 81 час; ФИО15 - 79 часов;

- у пожарных за расчетный период 1 год - 2020 год: ФИО5 -114 часов; ФИО11 - 120 часов: Мартына Е.Е. - 1 час; ФИО17 - 82 часа; ФИО18 - 1 час; ФИО26 - 120 часов.

Оплата за указанные часы сверхурочной работы произведена в полуторном размере, что не оспаривалось истцами и подтверждено справкой-расчетом, представленным ответчиком в отношении каждого из истцов.

Отклоняя требования истцов о взыскании оплаты сверхурочной работы за указанные периоды, исходя из иного порядка расчета, суд первой инстанции верно учитывал разъяснение, данное в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.02.2014.

В пункте 4 данного Обзора обращено внимание на то, что на то, что законодательство Российской Федерации, установив порядок оплаты переработки сверх установленной для работников продолжительности рабочего дня (смены), не определяет механизм оплаты переработки нормального числа рабочих часов за учетный период при суммированном учете рабочего времени. Такой механизм содержится в п. 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР N 162, ВЦСПС N 12-55 от 30 мая 1985 г.

Рекомендации, согласно их пп. 1.1 и 1.2, предусматривают общие условия и порядок применения режимов гибкого рабочего времени, нормативной основой применения которых является суммированный учет рабочего времени (решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 г. за N АКПИ12-1068).

Согласно п. 5.5 Рекомендаций оплата сверхурочной работы осуществляется:

в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода;

в двойном - за последующие часы сверхурочной работы.

Данное постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 30.05.1985 утратило силу на основании приказа Минтруда России от 10.05.2017. Вместе с тем, нормативные правовые акты, которые устанавливали бы иной порядок оплаты переработки при суммированном учете рабочего времени, не приняты. Письмо заместителя директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России от 31.08.2009 N 22-2-3363, на которое ссылается представитель истца, не носит нормативного характера и является мнением по конкретному запросу.

При этом по смыслу приведенных выше положений статей 99, 152 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в названном Обзоре и в решении от 15.10.2012 № АКПИ12-1068, в двойном размере оплачивается работа, продолжаемая по истечении первых двух часов переработки в течение рабочего дня (смены), а не учетного периода.

Доводы апелляционной жалобы истцов в указанной части сводятся к иному толкованию действующего законодательства, однако не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и не опровергают выводов суда о том, что оплата сверхурочной работы истца произведена ответчиком правильно.

Правильно руководствуясь правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 26-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2011 № 1622-О-О, учитывая, что оплата сверхурочной работы производилась без учета спорной компенсационной выплаты в размере 100 % должностного оклада, исходя из пропуска истцами срока для обращения с заявленными требованиями за период предшествующий апрелю 2020 г., а также фактического количества часов, отработанных истцами сверх установленного времени, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истцов суммы заработной платы за сверхурочную работу - водителей ФИО6, ФИО9, ФИО13 ФИО14, ФИО16, ФИО19, ФИО20, ФИО21 за период с апреля 2020 г. по январь 2021 г, в пользу остальных истцов – командиров отделения и пожарных, за исключением ФИО18, факт осуществления которым работы сверхустановленной продолжительности рабочего времени не подтвержден, за 2020 год, поскольку начисление спорной компенсации должно производиться по итогам года.

При этом суд верно указал на то, что размер оплаты (доплаты) сверхурочной работы должен определяться как размер оплаты отработанного в нормальных условиях времени, умноженный на соответствующий повышающий коэффициент. Аналогичный подход необходимо использовать при определении оплаты (доплаты) за работу в выходные и праздничные дни, а также работу в ночное время, то есть с учетом спорной компенсационной выплаты.

Поскольку в спорном периоде истцы (за исключением ФИО15, Мартына Е.Е. и ФИО18), воспользовались правом ухода в отпуск, при этом расчет отпускных осуществлялся, исходя из среднего заработка, без учета указанной компенсационной выплаты, суд также обоснованно взыскал с ответчика в пользу истцов (за исключением ФИО15, Мартына Е.Е. и ФИО18), недоплаченные отпускные за период с апреля 2020 по январь 2021 года.

Вместе с тем, суд также правомерно взыскал с ответчика в пользу истцов (за исключением истцов ФИО14, ФИО19, ФИО5, ФИО7, ФИО12, ФИО15, ФИО24, факт осуществления трудовых функций которыми в выходные и праздничные дни в пределах срока для обращения в суд с настоящими требованиями не подтвержден) заработную плату за работу в выходные и праздничные дни с учетом спорной компенсации за период с апреля 2020 года по январь 2021 года.

Определяя размеры подлежащих взысканию в пользу истцов сумм, суд исходил из представленных ответчиком ФКУ ОСК СФ - 1 ФЭС и признанных судом арифметически верными расчетов, которые составлены в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и условиями трудовых договоров и локальных нормативных актов, с учетом размера среднего заработка, количества фактически отработанных часов в спорном периоде, в том числе в выходные, праздничные дни, а также количества отработанных смен в учетном периоде.

Учитывая нарушение со стороны ответчика установленного срока выплаты заработной платы (компенсационной выплаты и доплаты за работу сверхустановленного рабочего времени с учетом компенсационной выплаты), суд руководствуясь положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истцов компенсации за вычетом НДФЛ, рассчитанной на момент вынесения решения (08.07.2021), а также компенсации за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных сумм, начисленной за каждый день задержки, начиная с 09.07.2021 по день фактического расчета включительно.

Доводов о несогласии с решением суда в данной части, а также в части обращения решения суда к немедленному исполнению в порядке статьи 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба представителя истцов не содержат. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, предусмотренных статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.

Разрешая исковые требования в части компенсации морального вреда, суд правильно руководствовался положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей возмещение работнику морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Признав неправомерными действия работодателя по выплате заработной платы, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у истцов права на компенсацию морального вреда.

По смыслу действующего правового регулирования (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации), размер компенсации морального вреда определяется, исходя из установленных при разбирательстве дела характера и степени понесенных истцом физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями их личности, и иных заслуживающих внимания обстоятельств дела.

Взыскивая компенсацию морального вреда по 1000 рублей в пользу истцов, суд учел принципы разумности и справедливости, конкретные обстоятельства трудового спора, степень вины работодателя, характер причиненных истцам нравственных страданий, длительность невыплаты, с чем судебная коллегия соглашается, не усматривая нарушения критериев определения размера компенсации морального вреда, предусмотренных законом.

Оснований считать определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда несправедливым, заниженным, о чем поставлен вопрос в жалобе представителем истцов, у суда апелляционной инстанции не имеется, как и оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств и определения иного размера компенсации морального вреда.

Вопросы распределения судебных расходов разрешены судом первой инстанции верно, с учетом положений статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы представителя истца о необоснованном снижении судом сумм подлежащих взысканию расходов по оплате услуг представителя также отклоняются судебной коллегией, поскольку понесенные истцами расходы суд счел разумными и обоснованными, но с учетом частичного удовлетворения требований, обоснованно определил размер расходов по оплате услуг представителя, подлежащих возмещению в пользу истцов, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в отношении каждого.

В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом оценки суда первой инстанции и имели бы значение для правильного разрешения дела либо опровергали выводы суда, по существу основаны на ином толкований норм действующего законодательства и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, поэтому не могут служить поводом для отмены решения суда.

Не могут быть приняты во внимание и ссылки в апелляционной жалобы на судебную практику других субъектов Российской Федерации, поскольку обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих данные правоотношения.

Поскольку при разрешении спора судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения, решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Вместе с тем, учитывая, что войсковая часть * состоит на финансовом довольствии в Федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба», в котором имеет соответствующий лицевой счет, через который обеспечивается довольствие, судебная коллегия полагает необходимым дополнить абзац второй резолютивной части решения указанием на взыскание денежных средств в пользу истцов с войсковой части * через лицевые счета, открытые в Федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба».

Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 08 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов - ФИО22 без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть решения суда указанием на взыскание денежных сумм в пользу истцов с войсковой части * через лицевые счета, открытые в Федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба».

Председательствующий

Судьи