ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-4754/2021 от 01.09.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-14636/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 1 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Новожиловой И.А.,

судей Леонтьевой Т.В., Андугановой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4754/2021 (УИД 54RS0010-01-2021-007493-70) по иску первого заместителя Западно-Сибирского транспортного прокурора в интересах Хомченко Александра Петровича к Западно-Сибирскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о взыскании невыплаченного материального стимулирования, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения представителя Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта по доверенности Захаровой Анны Анатольевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Западно-Сибирский транспортный прокурор обратился в Центральный районный суд г. Новокузнецка в интересах Хомченко Александра Петровича (далее по тексту – Хомченко А.П.) с иском к Западно-Сибирскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее по тексту – ЗС МТУ Росавиации) о взыскании материального стимулирования в размере 67 816,74 рублей, процентов за задержку выплат на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации по дату принятия судом решения по делу, компенсации морального вреда.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 8 ноября 2021 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 8 ноября 2021 г. отменено в части отказа в удовлетворении требований о взыскании материального стимулирования и компенсации морального вреда. С ЗС МТУ Росавиации в пользу Хомченко А.П. взыскано материальное стимулирование в размере 45 892,21 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей и в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 1 576,77 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

ЗС МТУ Росавиации обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г. отменить, оставить в силе решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 8 ноября 2021 г.

В обоснование кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебного постановления суда апелляционной инстанции, принятого с нарушением норм материального права. Выплаты в ЗС МТУ Росавиации осуществлены 26 мая 2022 г., после дня увольнения Хомченко А.П.-17 мая 2022 г. Материальное стимулирование Хомченко А.П. в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта не было начислено, следовательно, не могло быть включено в окончательный расчет при увольнении. Порядок расчета и выплаты материального стимулирования гражданских служащих определен, только в Приказе Росавиации от 26 апреля 2021 г. № 265-ПДСП. Судом не рассмотрена и не принята во внимание позиция Минфина России (письмо от 12 марта 2021 г. № 14-03-03/17695), где указывается, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Выплата материального стимулирования не связана с экономией по фонду оплаты труда, производится в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований дополнительного финансирования по решению руководителя, ведомственных локальных актов, которыми самостоятельно устанавливается порядок данной выплаты. Суд апелляционной инстанции подошел к разрешению спора формально и не учел природу и цель соответствующих выплат. Судом не учтено, что средства на материальное стимулирование предусмотренные приложениями № 5 и № 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2470 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» сформированы в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о сокращении численности гражданских служащих и подлежат направлению только на материальное стимулирование для лиц находящихся в штате организации в соответствии с приложениями № 5 № 6 к данному Постановлению. Ответчиком, установленный порядок выплаты при увольнении соблюден. Материальное стимулирование не выплачено истцу, так как на момент выплат он в штате управления не состоял. Порядок выплаты стимулирования закону не противоречит, дискриминационным не является. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

Западно-Сибирский транспортный прокурор в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного от 5 мая 2022 г., просит оставить его без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Хомченко А.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Хомченко А.П. с 30 декабря 2011 г. состоял на государственной гражданской службе в должности ведущего специалиста-эксперта отдела инспекции по безопасности полетов ЗС МТУ Росавиации.

Приказом ЗС МТУ Росавиации от 17 мая 2021 г. № л-79/ЗСМТУ Хомченко А.П. с 17 мая 2021 г. освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе.

22 апреля 2021 г. до ЗС МТУ Росавиации доведены лимиты бюджетных обязательств на материальное стимулирование работников в 2021 г.

В соответствии с приказом Росавиации от 26 апреля 2021 г. № 265-ПДСП необходимо осуществлять материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде выплаты денежных средств сверх установленного фонда оплаты труда в пределах дополнительных бюджетных ассигнований, доведенных до Федерального агентства воздушного транспорта в 2021 г. (казначейское уведомление от 22 апреля 2021 г.). Осуществлять материальное стимулирование работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, за счет экономии фонда оплаты труда.

Начисление и выплаты материального стимулирования осуществляются государственным гражданским служащим (работникам), состоящим в штате на момент выплаты (пункт 5 Приказа).

В пункте 8 Приказа Управлению финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетности указано осуществлять подготовку приказа и выплату материального стимулирования до 15 числа месяца, следующего за отчетным, начиная с выплаты за январь 2021 года, выплата материального стимулирования за декабрь 2021 года осуществляется одновременно с выплатой заработной платы.

В 2021 г. Хомченко А.П. проработал в ЗС МТУ Росавиации с 1 января 2021 г. по 17 мая 2021 г.

Западно-Сибирский транспортный прокурор, указав, что работодателем при увольнении были нарушены права Хомченко А.П., поскольку с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование и Приказом Росавиации от 26 апреля 2021 г. № 265-ПДСП, выплата должна была быть произведена до 15 мая 2021 г., вместе с тем, материальное стимулирование за период его работы на день увольнения – 17 мая 2021 г. не начислено и не выплачено, обратился в суд настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, пунктами 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что указанная выплата предусмотрена работникам, которые состоят в штате ответчика на дату выплаты, Хомченко А.П. уволен до выплаты материального стимулирования.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился.

Отменяя решение суда и частично удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что лимиты бюджетных ассигнований на материальное стимулирование доведены 22 апреля 2021 г., выплата материального стимулирования должна была быть осуществлена в соответствии с приказом Росавиации от 26 апреля 2021 г. № 265-ПДСП до 15 числа месяца, следующего за отчетным, увольнение Хомченко А.П. с 17 мая 2021 г. в связи с сокращением штатной численности, не может лишать его права на материальное стимулирование.

Размер материального стимулирования, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, определен судом апелляционной инстанции исходя из расчета, приведенного в судебном постановлении, в сумме 45 892,21 рублей.

Установив нарушение трудовых прав истца, суд в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой с учетом объема и характера причиненных ему нравственных страданий, степени вины работодателя, определил в сумме 5 000 рублей.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 данного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих доведены до Федерального агентства воздушного транспорта 22 апреля 2021 г., что подтверждается казначейским уведомлением от 22 апреля 2021 г. № 107/039, в соответствии с пунктом 8 приказа Росавиации от 26 апреля 2021 г. № 265-ПДСП выплата материального стимулирования должна была быть произведена до 15 числа месяца, следующего за отчетным, то есть не позднее 15мая 2021 г., служебный контракт с Хомченко А.П. расторгнут с 17 мая 2021 г., суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу Хомченко А.П. материального стимулирования, размер которого был определен в сумме 45 892,21 рублей, а также компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 5 000 рублей.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии у ответчика оснований для выплаты Хомченко А.П. материального стимулирования, поскольку на момент выплаты (26 мая 2022 г.) Хомченко А.П. не состоял в штате, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку направлены исключительно на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Доводы кассационной жалобы о том, что материальное стимулирование не является составной частью денежного содержания, не связано с экономией по фонду оплату труда, подлежат отклонению, поскольку с учетом положений законодательства, регулирующего оплату труда государственных гражданских служащих, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 5 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта - без удовлетворения.

Председательствующий И.А. Новожилова

Судьи Т.В. Леонтьева

О.С. Андуганова