ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2012 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.
при секретаре Пряхиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Астрахани, с привлечением заинтересованного лица Администрации муниципального образования «город Астрахань» об оспаривании постановления мэра г. Астрахани от 20.08.2009 №4015-м «О мерах по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Астрахани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации муниципального образования «город Астрахань» об оспаривании постановления мэра г. Астрахани от 20.08.2009 №4015-м «О мерах по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани», указав, в его обоснование следующее. Прокуратурой г. Астрахани проверены на соответствие действующему законодательству муниципальные нормативно правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань». В ходе проверки выявлено несоответствие требованиям федерального законодательства постановление мэра г. Астрахани от 20.08.2009 №4015-м «О мерах по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани». Вышеуказанным постановлением мэра утверждены Положение о порядке осуществления проверок за соблюдением перевозчиками действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения города Астрахани, Порядок формирования и ведения журнала учета дел об административных правонарушениях, а также формы документов, составляемых в ходе проверок (акт проверки, протокол об административном правонарушении). Пунктами 2,6 Положения управление транспорта и пассажирских перевозок администрации г. Астрахани наделено полномочиями по осуществлению проверок соблюдения действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения города, а именно, по проверке соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе путем остановки автобусов при следовании их по направлениям пролегания маршрутов, действующего законодательства, регулирующего перевозку пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах регулярного сообщения. Указанное управление уполномочено требовать у водителей, управляющих транспортным средством, представления документов, необходимых для осуществления пассажирских перевозок, вызывать руководителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, водителей в назначенное время место для дачи устных и письменных объяснений по обстоятельствам совершенного правонарушения и т. д.
Вышеуказанное Положение, наделяющее управление транспорта и пассажирских перевозок администрации г. Астрахани полномочием по осуществлению контроля за выполнением перевозчиками нормативно-правовых актов в сфере организации пассажирских перевозок на регулярных муниципальных маршрутах не соответствует нормам федерального законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 16, ст. 16.1. Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа не отнесено осуществление муниципального контроля в сфере транспортного обслуживания, в том числе пассажирских перевозок.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1. вышеназванного Закона органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральным законом.
Каким-либо федеральным законом органы местного самоуправления функциями, полномочиями по осуществлению муниципального контроля в сфере транспортного обслуживания, пассажирских перевозок не наделены.
Вышеуказанными полномочиями в соответствии со ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.3.1. Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и иными федеральными нормативными правовыми актами наделены лишь органы государственного контроля (надзора).
При таких обстоятельствах, наделяя орган местного самоуправления (его структурное подразделение) полномочиями по контролю в сфере транспортного обслуживания, пассажирских перевозок, администрация г. Астрахани вышла за рамки полномочий, установленных действующим федеральнымзаконодательством.
Право по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере транспортного обслуживания и пассажирских перевозок органы местного самоуправления Астраханской области утратили в связи с вступлением в законную силу Закона Астраханской области от 04.06.2012 №30/2012-03, отменяющего административную ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов в указанной сфере, установленную ст. 21 Закона Астраханской области от 04.09.2007№49/2007-03 «Об административных правонарушениях».
В связи с изложенным вышеуказанное постановление мэра г.Астрахани от 20.08.2009 №4015-м требует приведения его в соответствие действующему законодательству, в том числе, в части, устанавливающей форму протокола об административном правонарушении в обозначенной сфере правоотношений и порядок формирования и ведения журнала учета дел об административных правонарушениях.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3, Уставу муниципального образования «Город Астрахань» организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения указанного муниципального образования.
Из ч. 4 ст. 43 вышеуказанного Закона следует, что глава муниципального образования, если он одновременно исполняет полномочий главы администрации муниципального образования, по вопросам местного значения издает постановления и распоряжения местной администрации.
Таким образом, издав вышеуказанный муниципальный нормативный правовой акт в виде вынесения постановления мэра г. Астрахани, органом Местного самоуправления не соблюдена его правовая форма (в виде постановления местной администрации).
Указанные факты нарушают права и интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, гарантированные Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При таких обстоятельствах, прокурор города обратился в суд с настоящим заявлением и просит признать недействующим полностью и противоречащим закону постановление мэра г. Астрахани от 20.08.2009 №4015-м «О мерах по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани».
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «город Астрахани» ФИО1 заявила ходатайство о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью данного спора суду общей юрисдикции.
Представитель прокураты г. Астрахани ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему выводу.
Обжалуемое постановление мэра г. Астрахани от 20.08.2009 №4015-м «О мерах по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани» адресовано неопределенному кругу лиц и рассчитано на неоднократное применение, в связи с чем суд считает, что данное постановление является нормативным правовым актом.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с требованиями п.3 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего кодекса.
Согласно ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п. 1 ч. 1); дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса (п. 3 ч. 1); суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (ч. 3).
Статья 27 АПК РФ определяет подведомственность дел арбитражному суду. В соответствии с частью 3 данной статьи к подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов (часть 3 статьи 191 АПК РФ).
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно пункту 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 года №80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» по существу вышеназванный закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обжалуемое заявителем постановление мэра г. Астрахани от 20.08.2009 №4015-м «О мерах по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани» является нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Прокурор г. Астрахани обратился в защиту интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о признании недействующим и полностью противоречащим закону вышеуказанное постановление. Поскольку данный нормативный правовой акт распространяется на правоотношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, учитывая вышеприведенные нормы права, рассмотрение настоящего дело входит в компетенцию арбитражного суда, следовательно не может быть рассмотрено и разрешено по существу судом общей юрисдикции, а производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 220 п. 3, 22 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Астрахани, с привлечением заинтересованного лица Администрации муниципального образования «город Астрахань» об оспаривании постановления мэра г. Астрахани от 20.08.2009 №4015-м «О мерах по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани» прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Астраханский областной суд в течение 15 дней.
Судья: О.Н.Хохлачева