ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-483/20 от 18.03.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88-3037/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 18 марта 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.

судей Галимовой Р.М., Козиной Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-483/2020 по иску Сегленмей Айыраны Мергеновны к муниципальному общеобразовательному учреждению «Школа с. Аксарка» о взыскании невыплаченной премии,

по кассационной жалобе Управления образования Администрации муниципального образования Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года (в редакции определения об исправлении описки от 14 декабря 2020 года).

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Сегленмей А.М. обратилась в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «Школа с. Аксарка» (далее – МОУ«Школа с. Аксарка») о взыскании невыплаченной премии в размере 55 644 руб. 17 коп.

В обоснование иска Сегленмей А.М. указала, что состояла в трудовых отношениях с МОУ «Школа с. Аксарка» в период с 07 сентября 2019 года по 16 февраля 2020 года. В соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от 28 сентября 2019 года ей подлежала выплате премия в размере месячной заработной платы ко дню учителя в октябре 2019 года, однако премия не выплачена, на ее письменное заявление о причинах невыплаты премии ответчиком дан ответ со ссылкой на постановление Администрации МО Приуральский район № 883 от 24 декабря 2018 года «Об утверждении отраслевого положения об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных организаций подведомственных Управлению образования Администрации МО Приуральский район», раздел 4 Положения об оплате труда работников МОУ «Школа с. Аксарка», приказ № 259-к от 24 сентября 2019 года, что ей не были начислены премиальные выплаты, так как на окончание 2018-2019 года она не состояла в трудовых отношениях с МОУ «Школа с. Аксарка». В данном письме ответчик не ответил на ее требования о причинах невыплаты ей премии ко «Дню Учителя», согласно постановлению Правительства ЯНАО от 28 сентября 2017 года № 1027-П. Таким образом, по ее мнению, ответчик в приказе подменил одно постановление другим в целях экономии заработной платы, чем нарушил ее право на получение стимулирующих выплат.

Решением Лабытнангского городского суда постоянное присутствие в селе Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований Сегленмей А.М. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года (в редакции определения об исправлении описки от 14 декабря 2020 года) решение Лабытнангского городского суда постоянное присутствие в селе Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2020 года отменено, вынесено новое решение, которым с МОУ «школа с. Аксарка» в пользу Сегленмей Айыраны Мергеновны взыскана премия ко «Дню Учителя» за 2019 год в размере 63 959 руб. 17 коп. В доход бюджета муниципального образования Приуральский район с МОУ «Школа с. Аксарка» взыскана государственная пошлина в размере 2 558 руб. 37 коп.

В кассационной жалобе Управление образования Администрации муниципального образования Приуральский район ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, представители третьих лиц Управления образования Администрации муниципального образования Приуральский район, Департамента образования ЯНАО, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Законом ЯНАО от 22 ноября 2018 года № 90-ЗАО «Об окружном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в 2019 году Приуральскому району была доведена единая субвенция в области образования, при этом на общее образование в сумме 745 933 руб.

В целях реализации Закона ЯНАО от 27 июня 2013 года № 55-ЗАО «Об образовании в ЯНАО», в соответствии с пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства ЯНАО от 14 февраля 2014 года № 121-П «О порядке расходования субвенций, предоставленных из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на осуществление отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа» утвержден Порядок расходования субвенции, предоставляемой из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на осуществление отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечению дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, по финансовому обеспечению получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, в том числе дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам на основании лицензии, согласно приложению № 1 (далее – Порядок).

Из пунктов 2.2., 2.2.3. указанного Порядка следует, что получатели субсидии осуществляют расходование средств на выплату единовременной премии к профессиональному празднику «День учителя». Выплата единовременной премии осуществляется за счет средств окружного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в размере месячной заработной платы на основании приказа руководителя муниципальной общеобразовательной организации, частной общеобразовательной организации или индивидуального предпринимателя.

Право на получение единовременной премии к профессиональному празднику «День учителя» имеют работники, состоящие на дату издания приказа о премировании в трудовых отношениях с муниципальной общеобразовательной организацией в автономном округе, частной общеобразовательной организацией, в том числе с индивидуальным предпринимателем.

Как установлено судом, Сегленмей А.М. с 07 сентября 2019 года по 16 февраля 2020 года состояла в трудовых отношениях с МОУ «Школа с. Аксарка» в должности <данные изъяты>

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Сегленмей А.М., суд первой инстанции, исходил из того, по смыслу пункта 2.2.3 постановления Правительства ЯНАО от 14 февраля 2014 года № 121 -П от 14 февраля 2014 года № 121-П «О порядке расходования субвенций, предоставленных из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на осуществление отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа» получение работником премии к профессиональному празднику «День учителя» может быть реализовано только при наличии соответствующего приказа руководителя муниципальной общеобразовательной организации. Поскольку такой приказ работодателем не издавался, то оснований для взыскания в пользу истца премии не имеется.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований Сегленмей А.М. о взыскании с ответчика премии ко «Дню Учителя» за 2019 год в размере 63 959 руб. 17 коп., суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с Законом ЯНАО от 22 ноября 2018 года № 90-ЗАО «Об окружном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в 2019 году Приуральскому району была доведена единая субвенция в области образования, при этом на общее образование в сумме 745 933 руб., постановлением Правительства ЯНАО от 14 февраля 2014 года № 121 –П предусмотрено право на получение единовременной премии к профессиональному празднику «День учителя» за счет средств окружного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в размере месячной заработной платы на основании приказа руководителя муниципальной общеобразовательной организации, частной общеобразовательной организации или индивидуального предпринимателя.

Суд апелляционной инстанции также указал, что трудовым договором, заключенным между сторонами, предусмотрено распространение льгот, гарантий и компенсаций, установленных в том числе нормативными правовыми актами субъектов, пунктом 1.3 Положения об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения Школа с. Аксарка предусмотрено, что система оплаты труда работников в МОУ Школа с. Аксарка устанавливается, в том числе нормативными правовыми актами автономного округа. В связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований к отказу в удовлетворении иска.

Изучение материалов дела показывает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, поскольку в силу положений статей 135,191 Трудового кодекса Российской Федерации виды поощрений определяются локальными актами работодателя, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2017 года № 1027-П, на которое ссылается Сегленмей А.М., предусматривает выплату премии ко дню учителя за счет средств окружного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, этим постановлением внесены изменения в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2014 года №121-П «О порядке расходования субвенций, предоставленных из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на осуществление отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа», которое не регулирует нормы трудового права; стимулирование работников образовательных организаций производится на основании постановления Администрации муниципального образования Приуральского района от 24 декабря 2018 года №883 «Об утверждении отраслевого положения об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций подведомственных Администрации муниципального образования Приуральский район» и локальных актов работодателя; право на получение единовременной премии к профессиональному празднику «День учителя» имеют работники, состоящие на дату издания приказа о премировании в трудовых отношениях с муниципальной общеобразовательной организацией; кроме того, при вынесении решения суд апелляционной инстанции не учел требования налогового законодательства о выделении отдельно суммы НДФЛ, подлежащей уплате, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления, принятого по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции по обстоятельствам дела.

Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства были установлены судом апелляционной инстанции, при этом суд, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания премии истцу, при этом суд правильно истолковал и применил к спорным отношениям положения нормативных актов, подлежащих применению, в том числе Закона ЯНАО от 27 июня 2013 года № 55-ЗАО «Об образовании в ЯНАО», постановления Правительства ЯНАО от 14 февраля 2014 года № 121-П «О порядке расходования субвенций, предоставленных из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на осуществление отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа», пришел к выводу о том, что в систему оплаты труда истца входила предусмотренная нормативным актом ЯНАО премия ко Дню учителя, которая не была выплачена и на которую из бюджета субъекта были выделены денежные средства.

В соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации доходы в виде премий не подлежат освобождению от налогообложения.

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" бывший работодатель не вправе удерживать налоги с сумм, указанных в исполнительном листе, выданном судом.

Как указано в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 3 сентября 2015 года № 03-04-06/50689 если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, организация - налоговый агент, по мнению Департамента, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц при выплате такого дохода физическому лицу. При этом налоговый агент обязан в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

В связи с изложенным неуказание в решении суда на удержание суммы налога не свидетельствует о незаконности судебного акта.

Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций.

При рассмотрении данного спора судом апелляционной инстанции нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 ноября 2020 года (в редакции определения об исправлении описки от 14 декабря 2020 года) оставить без изменения, кассационную жалобу Управления образования Администрации муниципального образования Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи