УИД 66RS0007-01-2021-005752-11
Дело № 88-10346/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 14 июля 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Карповой О.Н., Хасановой В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4854/2021 по иску прокурора г. Екатеринбурга в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании права на выплату, возложении обязанности произвести выплату,
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., прокурора Пятого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2, просившего жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (далее – УПФР, пенсионный орган), в котором просил признать за ФИО1 право на выплату, установленную Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», возложить на ответчика обязанность произвести ФИО1 указанную выплату.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что ФИО1, , имеет статус ветерана Великой Отечественной войны, является гражданкой Республики Казахстан, с 4 апреля 2017 г. постоянно проживает в Российской Федерации на основании вида на жительство, с 1 августа 2017 г. получает страховую пенсию по старости. В соответствии со статьей 9 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 г. № 190-03 ФИО1 является получателем различных социальных выплат. 21 декабря 2020 г. ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о выплате единовременной выплаты в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100, однако 11 января 2021 г. получила отказ по причине отсутствия у нее гражданства Российской Федерации. Вместе с тем, у ФИО1 объективно отсутствовала возможность для оформления гражданства Российской Федерации в связи с введением ограничительных мероприятий по коронавирусной инфекции с марта 2020 г. и закрытием границы между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, что являлось препятствием для получения документов из органов ЗАГС Республики Казахстан, предоставление которых вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации является обязательным в силу Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.
Определением суда от 21 октября 2021 г. произведена замена ненадлежащего ответчика УПФР на надлежащего - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОПФР).
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 декабря 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 апреля 2022 г., исковые требования прокурора удовлетворены. За ФИО1 признано право на выплату, установленную Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», на ОПФР возложена обязанность произвести ФИО1 данную выплату.
В кассационной жалобе ответчик ОПФР ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
От Прокуратуры Свердловской области поступили возражения на кассационную жалобу, в которых прокурор просит жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений судебной коллегией по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в кассационном порядке в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой, апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1, , является гражданкой Республики Казахстан, с 4 апреля 2017 г. постоянно проживает в Российской Федерации, право на постоянное проживание в Российской Федерации подтверждено видом на жительство от 4 апреля 2017 г. серии 82 № 1393045.
Согласно удостоверению серии ВВ № от 21 декабря 2020 г. ФИО1 является ветераном Великой Отечественной войны. Право истца на присвоение указанного статуса подтверждено в судебном порядке - апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 ноября 2020 г.
С 1 августа 2017 г. истец является получателем на территории Российской Федерации страховой пенсии по старости.
21 декабря 2020 г. ФИО1 обратилась в УПФР с заявлением о предоставлении ей единовременной выплаты в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г.
Письмом УПФР от 11 января 2021 г. истцу отказано в выплате по причине отсутствия гражданства Российской Федерации.
13 апреля 2021 г. ФИО1 обратилась в прокуратуру г. Екатеринбурга с заявлением, в котором просила разобраться в сложившейся ситуации и обратиться в суд с иском в защиту ее прав.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», части 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 12 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», исходил из того, что ФИО1 имеет статус ветерана Великой Отечественной войны, являясь гражданкой Республики Казахстан, постоянно проживает на территории Российской Федерации на основании вида на жительство от 4 апреля 2017 г., получает все социальные гарантии, предусмотренные законодательством о ветеранах, наравне с гражданами Российской Федерации, намеревалась оформить гражданство Российской Федерации, однако не смогла этого сделать в силу объективных причин, единовременная выплата в мае 2020 г. в связи с празднованием 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на территории Республики Казахстан истцу не производилась, в связи с чем пришел к выводу, что ФИО1 относится к числу лиц, указанных в подпункте «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100, имеет право на установленную выплату. Кроме того, суд привел доводы о том, что ограничения в отношении социальной поддержки иностранных граждан - ветеранов Великой Отечественной войны могут быть установлены только федеральными законами. Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100 таковым не является, в связи с чем может распространяться и на иностранных граждан, являющихся ветеранами Великой Отечественной войны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, в связи с чем оставил решение без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судебных инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона «О ветеранах» определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» постановлено в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, произвести в апреле - мае 2020 г. единовременную выплату определенным категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», в размере 50 000 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2020 г. № 241 утверждены Правила осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (далее – Правила).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил единовременная выплата гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (лицам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»), осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами - в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 7 Правил в целях обеспечения осуществления единовременной выплаты Пенсионный фонд Российской Федерации, другие органы, осуществляющие пенсионное обеспечение и пожизненное содержание судей, и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обмениваются соответствующей информацией с учетом требований законодательства Российской Федерации (пункт 6).
Гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, единовременная выплата осуществляется на основании имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих пенсионное обеспечение или ежемесячное пожизненное содержание судей, документов, содержащих соответствующие данные (в том числе полученные в результате предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил информационного обмена), без истребования дополнительных документов, подтверждающих их правовой статус.
При отсутствии в распоряжении указанных органов необходимых данных единовременная выплата осуществляется на основании заявления гражданина. В этом случае истребование соответствующих документов осуществляется этими органами (пункт 7).
В пункте 9 Правил предусмотрено, что единовременная выплата осуществляется в апреле - мае 2020 г., за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 7 настоящих Правил, когда единовременная выплата может быть осуществлена позднее.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной выплаты Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100 предоставлено отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны, являющимся гражданами Российской Федерации. Выплата ветеранам, являющимся пенсионерами, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в апреле-мае 2020 г. в беззаявительном порядке на основании имеющихся или полученных по запросам сведений. В отдельных случаях возможно осуществление выплаты на основании заявления заинтересованного лица и представленных им документов.
Данные нормативные положения о порядке и условиях осуществления единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100, судами первой и апелляционной инстанций применены неправильно, вследствие чего их вывод о том, что имеются основания для удовлетворения иска, нельзя признать правомерным.
Из материалов дела следует, что на момент принятия и вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100 ФИО1 не являлась гражданкой Российской Федерации и не имела удостоверения ветерана - участника Великой Отечественной войны.
Такое удостоверение ею получено только 21 декабря 2020 г. (после окончания установленного срока выплат по Указу Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100). В этот же день истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о выплате.
Прокурор г. Екатеринбурга, обращаясь в суд с иском в интересах ФИО1 о признании за ФИО1 права на выплату по Указу Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100, возложении на ответчика обязанности произвести указанную выплату, ссылался на отсутствие у истца возможности получить справку из органов ЗАГС Республики Казахстан для оформления гражданства Российской Федерации в связи с ограничениями, связанными с новой коронавирусной инфекцией.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суды исходили из того, что ФИО1 как ветеран Великой Отечественной войны, постоянно проживающая на территории Российской Федерации, получает все социальные гарантии, предусмотренные законодательством о ветеранах, наравне с гражданами Российской Федерации, относится к числу лиц, указанных в подпункте «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100, положения Указа должны применяться в совокупности с иными нормативно-правовыми актами, регулирующими соответствующие правоотношения. Ограничения в отношении социальной поддержки иностранных граждан – ветеранов Великой Отечественной войны могут быть установлены только федеральными законами, Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100 таковым не является, соответственно, может распространяться и на иностранных граждан, являющихся ветеранами Великой Отечественной войны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Также судами учтено, что ФИО1, проживая на территории Российской Федерации с 2017 г., намеревалась оформить гражданство, однако у нее отсутствовала для этого возможность, поскольку для оформления гражданства истцу необходимо было получить документы из органов ЗАГС Республики Казахстан, однако в связи с введением ограничительных мероприятий по коронавирусной инфекции с марта 2020 г. границы Республики Казахстан были закрыты для въезда. Согласно справке ГУ «Отдел занятости и социальных программ г. Балхаша» Республики Казахстан» выплата пенсии и единовременных выплат к праздничным датам ФИО1 прекращено с 1 сентября 2017 г. в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан. Единовременная выплата в мае 2020 г. в связи с празднованием 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне ФИО1 не производилась.
Приведенные выводы судов основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права.
Судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что единовременная выплата, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100, не входит в перечень мер социальной поддержки, установленной статьей 13 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», имеет самостоятельную природу и правовое регулирование.
Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100 прямо определен перечень лиц, на которых он распространяет свое действие. ФИО1 к числу указанных лиц не относится, поскольку не являлась гражданином Российской Федерации на дату вступления Указа в законную силу.
Наличие у ФИО1 статуса ветерана Великой Отечественной войны, намерение оформить гражданство Российской Федерации, отсутствие такой возможности, получение истцом иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правового значения при разрешении настоящего спора не имеет, и не могло являться основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований. Иное толкование Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100 позволило бы гражданам других государств, имеющим статус участников Великой Отечественной войны, претендовать на получение спорной выплаты и иных аналогичных выплат после принятия ими гражданства Российской Федерации без ограничения срока, что не соответствует смыслу положений Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100, направленного на оказание социальной поддержки определенной категории граждан Российской Федерации, приуроченной к конкретной юбилейной дате.
Ввиду изложенного у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Екатеринбурга, заявленных в интересах ФИО1, к ОПФР о признании права на единовременную выплату на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100, возложении обязанности произвести указанную выплату.
С учетом приведенного выше решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 апреля 2022 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов ОПФР, что согласно статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным, отменить судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований прокурора г. Екатеринбурга, заявленных в интересах ФИО1, к ОПФР о признании права на единовременную выплату на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100, возложении обязанности произвести указанную выплату.
Руководствуясь статьями 3795, 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 апреля 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г. Екатеринбурга, заявленных в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании права на единовременную выплату на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 100, возложении обязанности произвести указанную выплату, отказать.
Председательствующий
Судьи