ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-4875/2021 от 15.09.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-17437/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 15 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Андугановой О.С., Кожевниковой Л.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4875/2021 (УИД 04RS0018-01-2021-006936-45) по иску Гунишева Андрея Викторовича к Военному комиссариату Республики Бурятия об оспаривании решения, возложении обязанности,

по кассационной жалобе Военного комиссариата Республики Бурятия на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 октября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 января 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С.,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Гунишев Андрей Викторович (далее – Гунишев А.В., истец) обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Бурятия об оспаривании решения Военного комиссариата Республики Бурятия о перерасчете пенсии в сторону уменьшения в размере районного коэффициента от 17 февраля 2021 г., возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований Гунишев А.В. указал, что является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации с 16 февраля 2020 г., имеет выслугу 49 лет. В настоящее время официально трудоустроен, осуществляет трудовую деятельность дистанционно в г. Москва, в связи с этим вынужден ездить по работе. В апреле 2021 г. узнал, что решением Военного комиссариата Республики Бурятия лишен региональной надбавки к пенсии в размере 8 000 рублей и обязан вернуть выплаченные в качестве надбавки к пенсии денежные средства в размере 52000 рублей. Основанием для принятия такого решения послужил факт отсутствия по месту жительства и отъезд в г. Москва. С данным решением не согласен, поскольку постоянно проживает в Республике Бурятия, выезд связан с трудовой деятельностью и носит временный характер, имеет прописку по адресу: .

Гунишев А.В. просил суд признать решение о перерасчете пенсии в сторону уменьшения в размере районного коэффициента от 17 февраля 2021г. незаконным; обязать военный комиссариат Республики Бурятия восстановить ему региональные надбавки к пенсии.

Определением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 1 октября 2021 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 октября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 января 2022 г., исковые требования удовлетворены; признано незаконным решение Военного комиссариата Республики Бурятия о перерасчете Гунишеву А.В. пенсии в сторону уменьшения в размере районного коэффициента от 17 февраля 2021 г.

На Военный комиссариат Республики Бурятия возложена обязанность восстановить региональные надбавки к пенсии Гунишева А.В.

В кассационной жалобе представитель Военного комиссариата Республики Бурятия просит об отмене решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 октября 2021 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 31 января 2022 г.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что материалы дела содержат документы, подтверждающие, что Гунишев А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Бурятия, . Дата регистрации 31 августа 2020 г. Дата подачи заявления на назначение пенсии - 1 сентября 2020 года. В период с 16 февраля 2020 г. по 11 сентября 2021 г. (1 год 7 мес.) находился на территории Республики Бурятия 15 дней (приезжал 6 раз на 2-3 дня). Весь спорный период Гунишев А.В. жил и работал в г. Москва. Визиты в Бурятию носили гостевой характер.

Заявитель полагает, что вышеперечисленные обстоятельства указывают на фиктивный (притворный) характер регистрации по указанному адресу, без намерения фактического проживания. Однако, судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка указанным фактическим обстоятельствам дела.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Гунишев А.В., представитель ответчика Военного комиссариата Республики Бурятия, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации, сведений о причине неявки не представили. Поступившее непосредственно перед судебным заседанием от Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Бурятия» ходатайство об организации проведения видеоконференцсвязи с целью обеспечения участия представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Бурятия» в судебном заседании суда кассационной инстанции отклонено судом, поскольку у суда кассационной инстанции отсутствует техническая возможность организации участия представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Бурятия» в судебном заседании, назначенном на 15 сентября 2022 г., посредством видеоконференцсвязи.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу заявителя обоснованной и подлежащей удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального права при принятии оспариваемых судебных постановлений, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Гунишев А.В. с 15 февраля 2020 г. исключен из списков личного состава Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в военный комиссариат Иволгинского и Тарбагатайского районов Республики Бурятия (выписка из приказа начальника главного оперативного управления генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации от 6 февраля 2020г. ).

С 16 февраля 2020 г. Военным комиссариатом Республики Бурятия Гунишеву А.В. назначена пенсия за выслугу лет с учетом районного коэффициента в размере 20 %.

17 февраля 2021 г. решением Военного комиссариата Республики Бурятия постановлено пересчитать пенсию пенсионеру МО РФ Гунишеву А.В. в сторону уменьшения в размере районного коэффициента с 1 марта 2021 г.

Данное решение принято на основании акта посещения пенсионера МО РФ Гунишева А.В. на дому от 4 февраля 2021 г. с целью контроля за выплатой пенсии с учетом районного коэффициента, согласно которому по адресу: проживает П., теща Гунишева А.В., со слов которой Гунишев А.В. проживает в г. Москве.

Истец, полагая, что у ответчика отсутствовали правовые основания для перерасчета пенсии с учетом районного коэффициента, установленного для лиц, получающих пенсию и проживающих в районе Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленные комиссией обстоятельства не подтверждены достоверными доказательствам, в связи с чем, акт посещения пенсионера МО РФ Гунишева А.В. на дому от 4 февраля 2021 г. с целью контроля за выплатой пенсии, с учетом районного коэффициента не соответствует критериям достоверности и допустимости доказательств по делу.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 октября 2021 г. оставил без изменения. Согласно изложенным в апелляционном определении от 31 января 2022 г. выводам, суд апелляционной инстанции полностью согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами допущено неправильное применение и толкование норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, основаны на неполностью исследованных обстоятельствах дела.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1) определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона.

Согласно части 1 статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.

Гражданам, проживающим в регионах, указанных в п. 9 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. №1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых Федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе, отдаленных местностях высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», в том числе и Тарбагатайском районе республике Бурятия, при выплате пенсии применяется районный коэффициент 1,2 (20%).

Общий порядок выплаты пенсий определен статьей 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных данным законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, установлен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. № 7 (далее - Инструкция).

Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя в том числе своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий (пункты 4, 4.1 Инструкции).

Выплата пенсионерам МВД России пенсий, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров МВД России в пределах территории Российской Федерации через соответствующие учреждения (филиалы) Банка на основании необходимых документов (разрешений) с указанием конкретных сумм выплат путем перевода учреждениями (филиалами) Банка денежных сумм во вклады пенсионеров МВД России, открытые в учреждениях (филиалах) Банка или иных кредитных организациях (банках) на территории Российской Федерации, либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи (п. 34 Инструкции).

Пересмотр пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное (п. 51 Инструкции).

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. №14-П, от 4 апреля 1996 г. №9-П, от 15 января 1998 г. №2-П, от 2 февраля 1998 г. №4-П, от 30 июня 2011 г. №13-П; определения от 13 июля 2000 г. №185-О, от 6 октября 2008 г. №619-О-П, от 13 октября 2009 г. №1309-О-О и др.).

Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах Министерства обороны Российской Федерации (далее - пенсионеры МО РФ), начисляется с применением соответствующего районного коэффициента, если они проживают в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. Пенсия с применением соответствующего районного коэффициента назначается и выплачивается пенсионерам МО РФ в период их проживания в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, то есть применение к пенсии, в данном случае к пенсии за выслугу лет, районного коэффициента связано с фактическим проживанием пенсионера МО РФ в районах, где установлен такой коэффициент, а не с его регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учета. Данные регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания пенсионера МО РФ являются лишь одним из доказательств его фактического места нахождения.

Следовательно, отсутствие у пенсионера МО РФ регистрации по месту жительства в органах регистрационного учета в пределах территории Российской Федерации в районах или в местностях, где установлен соответствующий районный коэффициент, не может служить основанием ограничения или условием реализации его права на получение пенсии с применением районного коэффициента, в том числе и в том случае, если пенсия с применением районного коэффициента уже назначена и выплачивается пенсионеру МО РФ, равно как и факт регистрации пенсионера по месту жительства в районах или в местностях, где установлен соответствующий районный коэффициент, не является неоспоримым обстоятельством, которое свидетельствует о фактическом проживании пенсионера в таких районах или в местностях, где установлен соответствующий коэффициент. Необходимость периодического подтверждения пенсионером МО РФ, которому пенсия назначена с применением районного коэффициента, факта проживания в районе или местности, где установлен соответствующий районный коэффициент, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I не предусмотрена. Только в случае переезда на новое место жительства пенсионер МО РФ обязан сообщить об этом в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение.

Положения приведенных нормативных актов судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены неправильно, поскольку суды связали право получателя пенсии, в данном случае Гунишева А.В. - получателя пенсии за выслугу лет, на исчисление пенсии с применением районного коэффициента с его регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учета в пределах территории, где установлен районный коэффициент, что противоречит приведенному правовому регулированию об условиях назначения и выплаты лицам, проходившим службу в органах Министерства обороны Российской Федерации, пенсии с применением районного коэффициента.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие – либо из них не ссылались.

В данном случае, исходя из предмета спора, суду необходимо было выяснить фактическое место проживания Гунишева А.В. в спорный период (с августа 2020 г. по февраль 2021г.), с учетом тех обстоятельств и доказательств, на которые ссылалось ФКУ «Военный комиссариат Республики Бурятия» в своих возражениях на исковое заявление.

Между тем, суды ограничились оценкой только одного акта посещения пенсионера МО РФ на дому от 4 февраля 2021 г., в котором отражено, что фактически Гунишев А.В. по адресу не проживает.

Между тем, ответчиком в материалы дела были предоставлены акты посещения пенсионера МО РФ на дому от 27 апреля 2021 г., от 26 апреля 2021 г., в которых также отражено, что Гунишев А.В. по адресу фактически не проживает, ответ Администрации ГАУЗ «Городская поликлиника » от 12 мая 2021 г. , из которого следует, что Гунишев А.В. 1964 г. р. проживающий по адресу за медицинской помощью не обращался в период времени с февраля 2020 г.

Также в материалы дела представлен трудовой договор от 25 февраля 2020 г., заключенный Гунишевым А.В. (работник) с Акционерным обществом «МТУ Сатурн» (работодатель) по которому Гунишев А.В. принят на работу в Центр специальных и научно – технических работ на должность заместителя начальника направления – начальника – аналитического отдела направления аналитики и расчетов. В пункте 1.6 указанного договора адрес места нахождения офиса АО «МТУ «Сатурн» указан

Также в материалы дела представлена личная карточка работника - Гунишева А.В., согласно которой фактический адрес места жительства Гунишева А.В. и его семьи указан Также ответчиком представлены табели учета использования рабочего времени Гунишевым А.В. в спорный период времени.

Судами не дана оценка представленным в материалы дела приказам АО «МТУ Сатурн» о переводе работника на дистанционную работу от 16 марта 2021 г. , от 9 августа 2021 г. от 31 мая 2021 г. от 17 февраля 2021 г. , не указано какое доказательственное значение имеют указанные приказы, и где фактически находился и проживал Гунишев А.В. в период нахождения на дистанционном режиме работы.

Суды указанным документам и доказательствам оценки не дали в нарушение положений ст. ст. 56, 59, 60 67 ГПК РФ, указав, что представленные ответчиком документы составлены после принятия решения о прекращении выплаты районного коэффициента к пенсии Гунишева А.В.

Между тем, данные выводы судов не соответствуют положениям статьи 67 ГПК РФ, обязывающих суд учитывать все относимые и допустимые доказательства по делу, на которые стороны ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

В связи с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает подлежащими отмене принятые судом первой и апелляционной инстанций постановления и направляет дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Октябрьский районный суд г. Улан – Удэ Республики Бурятия.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо выяснить фактическое место жительства Гунишева А.В. в спорный период времени, дать оценку представленным ответчиком в материалы дела доказательствам в их совокупности и доводам ответчика относительно фиктивного характера регистрации Гунишева А.В. по месту регистрации по адресу .

С учетом анализа всех представленных сторонами в материалы дела документов, суду первой инстанции необходимо разрешить заявленные истцом требования.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 октября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 января 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Улан – Удэ Республики Бурятия.

Председательствующий:

Судьи: