ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-4887/20 от 25.05.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

УИД - 11RS0001-01-2020-007537-19

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-7675/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург 25 мая 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Ирышковой Т.В.,

судей Лепской К.И., Смирновой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4887/2020 по иску Шевелева Игоря Васильевича к ГБУ Республики Коми «Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми» о возвращении суммы налога на доходы физических лиц с денежных средств, выплаченных работникам государственных учреждений здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, взыскании компенсации морального вреда по кассационной жалобе ГБУ Республики Коми «Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 ноября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Шевелев И.В. обратился в суд с иском к ГБУ Республики Коми «Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми», уточнив исковые требования, просил возвратить суммы удержанного налога на доходы физических лиц с сумм выплат, начисленных за период с марта 2020 года по май 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 29 марта 2020 г. № 140 «Об установлении выплат работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее – постановление Правительства Республики Коми от 29 марта 2020 г. № 140), взыскать компенсацию морального вреда 50 000 руб.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 ноября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 февраля 2021 г., исковые требования Шевелева И.В. удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность возвратить Шевелеву И.В. суммы удержанного налога на доходы физических лиц с сумм выплат, начисленных в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 29 марта 2020 г. № 140 за период с марта 2020 года по май 2020 года, с ответчика взыскана в пользу Шевелева И.В. взыскана компенсация морального вреда 6 500 руб.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 февраля 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Отменяя апелляционное определение, суд кассационной инстанции указал, что выплаты стимулирующего характера младшему медицинскому персоналу и прочему персоналу, произведённые за счёт местного (республиканского) бюджета, не подпадают под налоговую льготу, предусмотренную частью 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс).

При новом рассмотрении дела апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 ноября 2021 г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 ноября 2020 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ГБУ Республики Коми «Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми» ставится вопрос об отмене судебных постановлений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс).

Судом при рассмотрении дела установлено, что Шевелев И.В. состоит в трудовых отношениях с ГБУ Республики Коми «Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми» с 2009 года в должности водителя автомобиля (при управлении автомобилем скорой медицинской помощи).

За период с марта 2020 года по май 2020 года истец являлся получателем сумм выплат стимулирующего характера, начисленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484) и постановлением Правительства Республики Коми от 29 марта 2020 г. № 140.

Ответчиком удержан налог на доходы физических лиц с сумм выплат стимулирующего характера, начисленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484, который возвращён Шевелеву И.В. в полном объёме.

За период с марта 2020 года по май 2020 года ГБУ Республики Коми «Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми» истцу произведены выплаты стимулирующего характера, начисленные в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 29 марта 2020 г. № 140, к которым применено налогообложение.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 210, частью 81 статьи 217 Налогового кодекса, частью 2 статьи 4 Федерального закона от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484, пунктом 12 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 415, указал, что поскольку выплаты стимулирующего характера произведены в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 29 марта 2020 г. № 140 в отношении категорий получателей, указанных в Правилах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 415, источником финансирования которых являются бюджетные ассигнования бюджета субъекта Российской Федерации, такие выплаты подлежат освобождению от налогообложения согласно части 81 статьи 217 Налогового кодекса.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми указала, что неправильное применение судом к спорным правоотношениям части 81 статьи 217 Налогового кодекса, предоставляющей освобождение от налогообложения при получении дохода физическими лицами в виде стимулирующих выплат, источником финансирования которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, не привело к принятию незаконного решения.

Стимулирующие выплаты, произведённые истцу за счёт местного (республиканского) бюджета на основании постановления Правительства Республики Коми от 29 марта 2020 г. № 140 являются мерой социальной поддержки работников, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 и лиц из групп риска заражения COVID-19, к полученным доходам подлежит применению часть 79 статьи 217 Налогового кодекса об освобождении от налогообложения.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных актах судов первой и апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения – части 79 статьи 217 Налогового кодекса, согласно которой не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, если выплаты медицинским и иным работникам признаются мерами социальной поддержки указанной категории граждан в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, к полученным доходам применяется часть 79 статьи 217 Налогового кодекса об освобождении их от налогообложения.

Судом апелляционной инстанции правильно определена правовая природа выплат – меры дополнительной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций Республики Коми, источником финансирования которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации, дано правильное толкование норм материального права.

Довод кассационной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции к спорным правоотношениям части 81 статьи 217 Налогового кодекса не влечёт отмену судебного постановления, поскольку суд апелляционной инстанции в пределах предоставленных законодателем полномочий правомерно не установил оснований для отмены судебного акта нижестоящего суда согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса, правильно применив материальный закон, что не повлияло на законный вывод суда об удовлетворении исковых требований.

При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определённости, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУ Республики Коми «Территориальный центр медицины катастроф Республики Коми» – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи