ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-488/19 от 04.01.2018 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88-38/2019

УИД: 25RS0004-01-2018-005236-76

(№2-488/2019)

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 ноября 2019 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Украинской Т.И.

судей Хребтовой Н.Л., Старовойт Р.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казненному учреждению «Военный комиссариат Приморского края» о признании права на получение пенсии за выслугу лет с учетом размера оклада старшего помощника военного прокурора гарнизона

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Владивостока от 19 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 02 июля 2019 года, которыми в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., выслушав объяснение истца ФИО1, представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» ФИО2, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился с иском к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о признании права на получение пенсии за выслугу лет с учетом размера оклада старшего помощника прокурора гарнизона, указав, что 14.03.2014 приказом Министра обороны РФ № 124 уволен с военной службы, 24.03.2014 исключен из списков личного состава военной прокуратуры Владивостокского гарнизона, является получателем пенсии за выслугу лет. На момент увольнения занимал должность старшего помощника военного прокурора Владивостокского гарнизона, должностной оклад был установлен в размере 60% от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора РФ, который в свою очередь, составляет 80% от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 01.03.2018 № 206 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Приложение № 4), которым должностной оклад старшего помощника военного прокурора гарнизона установлен в размере 61% от должностного оклада первого заместителя Генерального прокурора РФ, с учетом уведомления военного комиссариата Приморского края от 21.09.2018 № ЯП-88599/ЦСО о размере выплачиваемой истцу пенсии с 01.10.2018 без учета повышений окладов, просил признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет с учетом размера оклада старшего помощника военного прокурора гарнизона, обязать ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» произвести и перерасчет пенсии с учетом размера оклада старшего помощника военного прокурора гарнизона с 01.10.2018.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» против удовлетворения исковых требований возражал, указав, что постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 № 206 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» вопросы пенсионного обеспечения лиц уволенных с военной службы не регулируются, данное постановление распространяется на действующих военнослужащих органов прокуратуры.

Решением Советского районного суда г. Владивостока от 19.03.2019 исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 02.07.2019 решение Советского районного суда г. Владивостока от 19.03.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, в частности п. «а» ч. 1 ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», а также п.2 ст. 49 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», полагая, что указанными нормами закона прямо предусмотрено повышение размера пенсий военных прокуроров в случае увеличения должностных окладов прокурорских работников.

В судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции истец ФИО1 поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» ФИО2 против отмены судебных постановлений возражала.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений суда первой и апелляционной инстанции.

Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.

Разрешая требования ФИО1 о перерасчете размера пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 40, ст. 49 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», постановлением Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», установив, что размер пенсии истца определен ответчиком, исходя из размера его оклада на момент увольнения, пришел к выводу об отсутствии оснований для увеличения размера пенсии истца с учетом увеличения размера должностного оклада старшего помощника военного прокурора гарнизона, установленного постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 № 206. С выводом суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда считает указанный вывод верным, основанным на правильном применении норм материального права.

Согласно частей 1, 2 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, который составляет 80 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Прокурорам, научным и педагогическим работникам и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с настоящим пунктом, выплачивается ежемесячная надбавка к пенсии в размере, соответствующем размеру доплаты за классный чин, установленному пунктом 1 настоящей статьи, с применением коэффициентов, установленных указом Президента Российской Федерации. Указанная ежемесячная надбавка к пенсии учитывается в составе пенсии. Прокурорам, научным и педагогическим работникам и членам их семей, пенсии которых исчислены с применением районных коэффициентов, ежемесячная надбавка к пенсии исчисляется с применением этих коэффициентов. Должностной оклад, доплата за классный чин, доплата за выслугу лет и ежемесячная надбавка к пенсии, из которых исчисляются пенсии, индексируются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Пенсии прокурорам, научным и педагогическим работникам и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с настоящим пунктом, с 1 февраля 2018 года исчисляются из должностного оклада, доплаты за классный чин, доплаты за выслугу лет и ежемесячной надбавки к пенсии, повышенных (проиндексированных) по состоянию на день назначения или перерасчета пенсии. При этом размеры должностного оклада, доплаты за классный чин, доплаты за выслугу лет и ежемесячной надбавки к пенсии, из которых исчисляются пенсии, округляются до копеек после каждой индексации.

В силу статьи 49 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Денежное довольствие военных прокуроров состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым - двадцать третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» (в размерах, предусмотренных абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих. Должностные оклады военных прокуроров устанавливаются в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона с применением коэффициента 1,5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Оклад по должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, учитываемые для исчисления пенсий военных прокуроров и членов их семей, индексируются в порядке, установленном абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 44 настоящего Федерального закона. Пенсионное обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры, уволенных с военной службы до 1 января 2017 года, и членов их семей осуществляется соответственно Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры после 1 января 2017 года, и членов их семей осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Согласно статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Согласно части 1 статьи 49 указанного закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.

Вместе с тем, в соответствии с п.8 Постановления Совета Министров – Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.

В силу п.п. «а» п. 9 указанного постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включаются: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.

В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции установлено, что с 29.03.2014 ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет в размере 33 554 руб., исходя из должностного оклада старшего помощника прокурора гарнизона, равного 60% от оклада Генерального прокурора РФ в размере 16904,05 руб., оклада по воинскому званию майора юстиции в размере 11960 руб. и процентной надбавки за выслугу лет 15 лет в размере 15 875,23 руб.

Правильно применив материальный закон, в том числе положения статьи 49 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали, что вопросы пенсионного обеспечения не регулируются Постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 № 206 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», указанное постановление распространяет свое действие на действующих сотрудников органов прокуратуры.

Доводы истца о пересмотре размера ранее установленной пенсии в связи с изменением процентного соотношения должностного оклада относительно размера оклада первого заместителя Генпрокурора судебная коллегия (с 60% до 61%) отклоняет, поскольку пенсия военным прокурорам исчисляется по состоянию на дату назначения пенсии исходя из должностного оклада, соответственно по последней занимаемой должности. При этом повышение пенсии предусмотрено в связи с индексацией, либо увеличением денежного довольствия. Позиция истца основана на неверном толковании применения нормы права, в частности п. «а» ч.1 ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Судебная коллегия полагает необходимым указать, что в связи с принятием постановления Правительства РФ от 01.03.2018 № 206, основания для пересмотра пенсии, предусмотренные п. «а» ч.1 ст. 49 указанного закона, не наступили.

Установление нового процентного соотношения оклада для работающих сотрудников прокуратуры относительно оклада первого заместителя Генпрокурора РФ также не может расцениваться как индексация или увеличение денежного довольствия.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в них выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

П О С Т А Н О В И Л А:

Решение Советского районного суда г. Владивостока от 19 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда 02 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи