ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-4991/19 от 22.10.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

2-4991/2019

25RS0001-01-2019-005521-75

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88-7549/2020

г. Владивосток «22» октября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Соловьевой О.В.,

судей Старовойт Р.К., Аноприенко К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Владивостока о возложении обязанности выполнить работы по адаптации жилого помещения с учетом потребностей инвалида,

по кассационной жалобе администрации города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 30 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., выслушав объяснения представителя ответчика администрации города Владивостока ФИО2, истца ФИО1 и его представителя ФИО3, представителей третьих лиц Министерства социальной политики Приморского края ФИО4, Правительства Приморского края ФИО5, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО1 обратился в суд с названным иском к администрации города Владивостока, в обоснование которого указал, что является собственником и проживает в <адрес> края. Истцу бессрочно установлена инвалидность первой группы, в связи с чем он ограничен в физических возможностях и передвигается с помощью кресла-коляски. Квартира, в которой проживает истец, не приспособлена для проживания инвалида с учетом его потребностей, что ограничивает его в свободном доступе в санузел и иные помещения квартиры. Основываясь на акте муниципальной комиссии о возможности приспособления жилого помещения потребностям инвалида, ФИО1 просил суд возложить на администрацию города Владивостока обязанность по адаптации <адрес> в целях обеспечения условий ее доступности для инвалида.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент труда и социального развития <адрес>.

Решением Ленинского районного суда города Владивостока от 30 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 июня 2020 года, исковые требования удовлетворены. На администрацию города Владивостока возложена обязанность по проведению адаптации жилого помещения, а именно: демонтировать перегородку между туалетом и ванной комнатой; демонтировать ванну; перенести умывальник и унитаз; провести недостающие трубы холодного и горячего водоснабжения; провести работы по демонтажу и устройству смесителя с душевой сеткой в левом углу ванной комнаты; произвести работы по устройству в полу отверстия для водоотвода, включая уклон пола и гидроизоляцию; выровнять напольное покрытие в месте демонтированной перегородки; произвести работы по демонтажу дверей в ванну и туалет; провести работы по ремонту стены в месте одного дверного проема; провести работы по расширению дверного проема в совмещенный санузел; провести работы по установке двери в совмещенный санузел в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе администрация города Владивостока просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Основываясь на положениях Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», считает, что обязательства по социальной поддержке, защите инвалидов возложены на органы государственной власти федерального и регионального уровней. Указывает, что обеспечение социальной поддержки инвалидов проводится путем финансирования государственных и муниципальных программ за счет средств федерального или краевого бюджетов, в связи с чем возложение дополнительных обязанностей в отсутствие должного финансирования нарушает права органа местного самоуправления и создает дефицит бюджетных средств, что влечет нарушение публичных интересов.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации города Владивостока ФИО2 поддержала доводы кассационной жалобы и настаивала на ее удовлетворении.

Истец ФИО1, его представитель ФИО3, представитель Министерства социальной политики Приморского края ФИО4, представитель Правительства Приморского края ФИО5 просили принятые по делу судебные постановления оставить без изменения как соответствующие требованиям закона.

Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судами, разрешившими дело, допущены не были.

Как следует из материалов гражданского дела и установлено судами, ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) является инвалидом первой группы бессрочно, передвигается только с помощью кресла-коляски.

ФИО1 на праве собственности принадлежит <адрес>, расположенная на первом этаже многоквартирного жилого <адрес>, в которой истец проживает совместно с супругой ФИО6

Статьей 15 (пункт 1 части 1) Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее Правила).

Жилое помещение, принадлежащее ФИО6, потребностям инвалида не соответствует; истец неоднократно обращалась в администрацию города Владивостока с заявлениями адаптировать жилое помещение с учетом потребностей инвалида, выполнить работы по объединению помещений туалета и ванной комнаты с обустройством душа, которые удовлетворены не были.

Актом от 24 мая 2019 года, составленным комиссией администрации города Владивостока, установлено, что техническая возможность для приспособления жилого помещения инвалида (совмещение туалета и ванной комнаты в <адрес>) в многоквартирном <адрес>, в котором проживает ФИО6, с учетом индивидуальных потребностей обеспечения условий его доступности имеется.

Разрешая исковые требования ФИО6 о возложении на администрацию города Владивостока обязанности выполнить работы по адаптации жилого помещения с учетом потребностей инвалида, суд первой инстанции руководствовался статьями 2, 12, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьями 16, 18 Федерального закона от 3 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 2, 4, 6, 10, 12, 13, 14, 18-20, 22 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649) и исходил из того, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме частного жилищного фонда обеспечивается по результатам обследования муниципальной комиссией жилого помещения и общего имущества такого дома и составления акта, которым предусматривается перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида, в соответствии с которыми подлежит приспособлению принадлежащее истцу жилое помещение, предусмотрены пунктами 32, 34, 37 названных Правил и относятся к минимальному перечню мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV Правил.

Принимая во внимание положения пункта 22 Правил, согласно которым заключение о возможности приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, подлежит направлению в течение 10 дней со дня его вынесения муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида для принятия решения о включении мероприятий в соответствующий план, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по адаптации принадлежащего ФИО6 жилого помещения с учетом потребностей инвалида лежит на администрации города Владивостока.

Судом отклонены возражения ответчика о возможности адаптации жилого помещения с учетом потребностей инвалида за сет средств бюджета Приморского края в порядке, установленном постановлением Администрации Приморского края от 23 июля 2019 года № 473-па «Об утверждении Порядка адаптации жилых помещений к потребностям инвалидов в Приморском крае», которым предусмотрена компенсация расходов на отдельные виды таких работ.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, который указал, что согласно постановлению Администрации Приморского края от 4 октября 2017 года № 392-па «Об уполномоченном органе исполнительной власти Приморского края по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений с учетом потребности инвалидов» Департамент труда и социального развития Приморского края является уполномоченным органом государственной власти края по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений краевого, муниципального и частного жилищных фондов с учетом потребностей инвалидов.

Постановлением администрации города Владивостока от 22 января 2019 года № 369 была создана соответствующая комиссия администрации города Владивостока по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, выполнившая обследование принадлежащего истцу жилого помещения и давшая заключение о наличии возможности по его адаптации с учетом потребностей инвалида.

Поскольку решение о возможности адаптации жилых помещений с учетом потребностей инвалидов в домах частного жилищного фонда входит в компетенцию муниципальной комиссии и органа местного самоуправления, на территории которого расположен такой жилищный фонд, суд апелляционной инстанции посчитал правильным решение районного суда о возложении обязанности выполнить работы по адаптации жилого помещения ФИО6 с учетом потребностей инвалида на администрацию города Владивостока.

Суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с выводами судов, разрешивших дело по существу, поскольку они соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, и нормативным правовым актам, подлежащим применению к спорным отношениям.

Доводы кассационной жалобы администрации города Владивостока о несогласии с принятым по делу решением, о неверном толковании и применении судами законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты инвалидов, которые, по мнению заявителя жалобы, применительно к объектам частного жилищного фонда должны решаться за счет средств федерального и региональных бюджетов, противоречат Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649, в связи с чем подлежат отклонению за необоснованностью.

Поскольку доводы кассационной жалобы применительно к части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Ленинского районного суда города Владивостока от 30 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Владивостока – без удовлетворения.

Председательствующий О.В. Соловьева

Судьи Р.К. Старовойт

К.В. Аноприенко