Дело № 88-9472/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 23 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Грудновой А.В., Галимовой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-520/2019 по иску ФИО7 к администрации муниципального образования Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания и распоряжения о снятии дисциплинарного взыскания, о компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе ФИО7 на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В., возражения представителя администрации муниципального образования Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО8, действующей на основании доверенности,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО7 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными распоряжения нанимателя о наложении дисциплинарного взыскания и распоряжения о снятии дисциплинарного взыскания, о компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что с 01 июня 2010 года работает в администрации муниципального образования Пуровский район, с 01 октября 2011 года в должности <данные изъяты>. Распоряжением Главы администрации муниципального образования Пуровский район от 10 июня 2019 года № 326-от он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в соответствии с частью 1 статьи 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации». С указанным распоряжением не согласен, поскольку в нем не содержится описания дисциплинарного проступка, не указано, в чем выразилось виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, либо описание совершенного коррупционного правонарушения, в связи с чем невозможно оценить соблюдение ответчиком срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Для принятия распоряжения у работодателя имелась только служебная записка одного должностного лица - ФИО1., который находится с ноября 2018 года в таком же ранге заместителя <данные изъяты>, как и он. Служебная проверка по нему по факту совершения коррупционного правонарушения не назначалась и не проводилась, с ее результатами его не знакомили. В нарушение требований статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации ему не предложено предоставить объяснения либо возражения на служебную записку. Принятие работодателем незаконного распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности лишило его права на получение дополнительных выплат стимулирующего характера, и повлекло снижение среднего заработка для расчета отпускных, что фактически носит дискриминационный характер. Кроме этого факт привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения может иметь негативные последствия, поскольку будет учитываться при принятии решений по результатам аттестаций, рассмотрении вопросов о поощрении и продвижении по службе. Распоряжением Главы администрации муниципального образования Пуровский район от 1 июля 2019 года № 359-от с него досрочно снято дисциплинарное взыскание. Однако ходатайства о досрочном снятии дисциплинарного взыскания он работодателю не подавал, должностные обязанности исполнял, как и прежде, в чем выразилось его исправление, ему не понятно. Фактически принятие указанного распоряжения, по его мнению, является сокрытием факта незаконного применения к нему дисциплинарного взыскания, а поскольку состоит в причинно-следственной связи с распоряжением от 10 июня 2019 года № 326-от, также является незаконным и подлежащим отмене. В связи с чем, просил признать незаконными распоряжение Главы администрации муниципального образования Пуровский район от 10 июня 2019 года № 326-от «О дисциплинарном взыскании» и распоряжение Главы администрации муниципального образования Пуровский район от 1 июля 2019 года № 359-от «О снятии дисциплинарного взыскания», возложить обязанность на ответчика названные распоряжения отменить в связи с отсутствием в его действиях дисциплинарного проступка и состава коррупционного правонарушения, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 рубль.
Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО7 отказано.
В кассационной жалобе ФИО7 ставит вопрос об отмене решения Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 ноября 2019 года, как незаконных, с направлением дела на новое рассмотрение.
ФИО7 в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, извещен надлежаще, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель ответчика администрации муниципального образования Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа направил в суд письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы, в которых просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав возражения представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судами установлено, что ФИО7 с 1 июня 2010 года работает в администрации муниципального образования Пуровский район, с 1 января 2011 года занимает должность <данные изъяты>.
На основании распоряжения Главы администрации муниципального образования Пуровский район №45-л от 6 февраля 2019 года управлением по противодействию коррупции и обеспечению общественной безопасности администрации Пуровский район проведена проверка по результатам анализа и выявления неполных сведений в Справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО7
По результатам проверки установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленные ФИО7 за 2016 и 2017 годы, являются недостоверными и неполными, а также установлено не соблюдение ФИО7 запрета, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно с 22 июня 2017 года не получено разрешение представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией местной общественной организацией «Федерация лыжных гонок и биатлона» Пуровского района, учредителем которой он является с 5 февраля 2015 года. Результаты указанной проверки направлены в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Пуровского района и урегулированию конфликта интересов, о чем истец уведомлен в письменной форме 7 мая 2019 года.
Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Пуровского района и урегулированию конфликта интересов в ходе заседания, проведенного 20 мая 2019 года, пришла к выводу о признании сведений, представленных в Справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 и 2017 годы, муниципальным служащим ФИО7 недостоверными и неполными, однако не влекущими применение мер дисциплинарной ответственности. Также комиссией установлен факт участия ФИО7 в управлении местной общественной организацией «Федерация лыжных гонок и биатлона» Пуровского района без разрешения представителя нанимателя (работодателя), что является нарушением запрета, установленного пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Представителю нанимателя (работодателю) рекомендовано не применять к муниципальному служащему ФИО7 мер дисциплинарной ответственности.
Членом комиссии представителем Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 оформлено особое мнение к протоколу заседания комиссии, согласно которому ФИО7 заслуживает дисциплинарное взыскание в виде выговора. В особом мнении к протоколу заседания комиссии заместитель Главы администрации района, заместитель председателя комиссии ФИО3 указал о необходимости применения к ФИО7 дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Распоряжением Главы администрации муниципального образования Пуровский район от 10 июня 2019 года № 326-от ФИО7 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в соответствии с частью 1 статьи 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации». Основаниями для наложения дисциплинарного взыскания послужила служебная записка заместителя Главы администрации района ФИО4 от 30 мая 2019 года №.
Распоряжением Главы администрации муниципального образования Пуровский район от 01 июля 2019 года № 359-от дисциплинарное взыскание с ФИО7 досрочно снято.
Несоглашаясь с вынесенными Главой администрации муниципального образования Пуровский район распоряжениями о наложении и снятии дисциплинарного взыскания, ФИО7 обратился в суд.
Разрешая заявленный спор, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», Федерального закона №7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 апреля 2012 года N 41-ПГ "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа, и государственными гражданскими служащими Ямало-Ненецкого автономного округа, и соблюдения государственными гражданскими служащими Ямало-Ненецкого автономного округа требований к служебному поведению", постановления Главы муниципального образования Пуровский район №1-ПА от 11 января 2018 года, которым утвержден Порядок получения муниципальным служащим муниципального образования Пуровский район разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении отдельными некоммерческими организациями, положениями ранее действовавшего Порядка, утвержденного постановлением Главы муниципального образования Пуровский район №199-П от 22 июня 2017 года, постановления Главы администрации муниципального образования Пуровский район от 07 марта 2019 года №76-ПА, которым утвержден Порядок применения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции к муниципальным служащим администрации Пуровского района, условиями трудового договора, заключенного с ФИО7, дополнительных соглашений к нему, должностной инструкции заместителя Главы администрации, начальника административно-правового департамента, утвержденной Главой муниципального образования Пуровский район 14 марта 2018 года, исходя из положений Устава местной общественной организации «Федерация лыжных гонок и биатлона» Пуровского района, пришел к выводу о правомерности наложенного распоряжением Главы администрации муниципального образования Пуровский район от 10 июня 2019 года № 326-от на ФИО7 дисциплинарного взыскания в виде замечания в соответствии с частью 1 статьи 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации, а также распоряжения Главы администрации муниципального образования Пуровский район от 01 июля 2019 года № 359-от о досрочном снятии дисциплинарного взыскания с ФИО7
Отказывая в удовлетворении иска, суды указали на то, что ФИО7 с 05 февраля 2015 года является одним из учредителей местной общественной организации «Федерация лыжных гонок и биатлона» Пуровского района, а также в качестве Вице-президента наделен правами единоличного исполнительного органа Федерации - Президента во время его отсутствия, и, соответственно, входил в состав коллегиального органа управления Федерации - в состав Президиума. ФИО7 не предпринимал меры к выходу из состава учредителей (членов Федерации), руководителей. За получением разрешения на участие в управлении местной общественной организацией «Федерация лыжных гонок и биатлона» Пуровского района к нанимателю не обращался.
Обязанность направить представителю нанимателя (работодателю) ходатайство о разрешении на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав ее коллегиальных органов управления у ФИО7 возникла с момента вступления в силу Федерального закона от 03 апреля 2017 года № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», после утверждения постановлением Главы муниципального образования Пуровский район № 199-ПА от 22 июня 2017 года Порядка разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие муниципальных служащих муниципального образования Пуровский район на безвозмездной основе в управлении общественной организацией (кроме политической партии), в съезде (конференции) или общем собрании жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления.
Участие на безвозмездной основе в управлении местной общественной организацией «Федерация лыжных гонок и биатлона» Пуровского района в качестве единоличного исполнительного органа и вхождение в состав ее коллегиальных органов управления без разрешения представителя нанимателя (работодателя) свидетельствует о несоблюдении ФИО7 ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». При снятии дисциплинарного взыскания требования части 2 статьи 194 Трудового кодекса Российской Федерации ответчиком не нарушены. Разрешая спор, судами нарушения срока и порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности, не установлено.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами судов и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что в распоряжении Главы администрации муниципального образования Пуровский район от 10 июня 2019 года № 326-от о привлечении его к дисциплинарной ответственности не содержится описания совершенного коррупционного правонарушения; основанием издания распоряжения явилась служебная записка заместителя Главы администрации муниципального образования Пуровский район ФИО5., служебная проверка по факту совершения им коррупционного правонарушения не назначалась и не проводилась; ему не предложено предоставить объяснения либо возражения по выявленным фактам; ходатайство о досрочном снятии дисциплинарного взыскания он не подавал; принятие указанного распоряжения является сокрытием факта незаконного применения к нему дисциплинарного взыскания, являются аналогичными правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Позиция ФИО7 проанализирована судами, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в состоявшихся по делу судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ответчиком нарушений выше приведенных норм права при привлечении истца к дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушение не допущено.
Как верно установлено судами и следует из материалов дела, 24 апреля 2019 года в ходе проведения проверки достоверности и полноты сведений, представленных муниципальным служащим ФИО7 в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 и 2017 года, в администрацию муниципального образования Пуровский район Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа направлена информация, полученная из Управления Федеральной налоговой службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в отношении ФИО7, где указано об учреждении (участии) истца в деятельности действующей с 05 февраля 2015 года местной общественной организации «Федерация лыжных гонок и биатлона» Пуровского района.
В связи с полученной информацией администрацией муниципального образования Пуровский район организовано проведение проверки, о чем истец информирован лично в письменной форме. Ему 25 апреля 2019 года предложено дать письменные объяснения по выявленным фактам, от дачи объяснений он отказался. Доклад начальника отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Управления по противодействию коррупции и обеспечению общественной безопасности администрации Пуровского района направлен в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Пуровского района и урегулированию конфликта интересов. По итогам рассмотрения материалов проверки комиссией 20 мая 2019 года установлен факт участия ФИО7 в управлении местной общественной организацией «Федерация лыжных гонок и биатлона» Пуровского района без разрешения представителя нанимателя (работодателя), что является нарушением запрета, установленного пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ. Истец принимал участие в заседании комиссии 20 мая 2019 года, давал пояснения по всем возникающим вопросам.
Согласно части 1 статьи 27.1 Закона N 25-ФЗ за несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания предусмотренные статьей 27 Закона N 25-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.
Доводы заявителя о том, что он привлечен к дисциплинарной ответственности лишь на основании служебной записки должностного лица, занимающего аналогичную с ним должность, судами обоснованно отклонены, поскольку служебной запиской направлялись все материалы, предусмотренные частью 3 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" частью 4 статьи 3 предусмотрено, как один из основных принципов противодействия коррупции, неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Правонарушение в сфере противодействия коррупции существенно нарушает охраняемые законом интересы государства и имеет повышенную общественную опасность. Согласно части 1 статьи 13 названного Закона лица, совершившие коррупционные правонарушения, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с подпунктом "е" пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460, она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления путем неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 194 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.
Как установлено судами и следует из материалов дела, нанимателем реализовано право, предусмотренное частью 2 статьи 194 Трудового кодекса Российской Федерации на снятие с работника дисциплинарного взыскания по собственной инициативе до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания путем издания распоряжения №359-от от 01 июля 2019 года. Оспариваемое распоряжение издано на основании служебной записки заместителя Главы администрации района, руководителя аппарата ФИО6 от 01 июля 2019 года. Указанное, вопреки доводам кассационной жалобы, не свидетельствует о признании ошибочности привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Все изложенные в кассационной жалобе доводы уже являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, при том, что в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи