Дело № 88-3434/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-525/9/2020
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 20 января 2021 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Якубовская Е.В., рассмотрев гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) к ФИО1 о взыскании излишне уплаченных сумм компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 9 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 11 июня 2020 года, апелляционное определение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 29 сентября 2020 года,
установила:
Государственное учреждение – управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) (далее – УПФР в г. Севастополе) обратилось к мировому судье с исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера воздушным транспортом и перевоза багажа по маршруту <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № 9 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 11 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 29 сентября 2020 года удовлетворены исковые требования. С ФИО1 в пользу УПФР в г. Севастополе (межрайонное) взыскана излишне выплаченная сумма компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера в размере <данные изъяты> рублей.
Также с ФИО1 взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб. 90 коп.
В кассационной жалобе ФИО1 ссылается на то, что при вынесении обжалуемых судебных актов допущены существенные нарушения норм материального права и подлежат отмене.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Судебными актами установлено, что ФИО1 осуществлен переезд к новому месту жительства из района Крайнего Севера посредством воздушного транспорта путем перелета по маршруту <данные изъяты>.
Отсутствие железнодорожного сообщения между <данные изъяты>, ни истцом, ни ответчиком не оспаривалось.
Ответчиком ФИО1 в подтверждение фактически произведенных расходов на оплату авиабилета по маршруту <данные изъяты> с датой вылета 24 апреля 2019 года в пенсионный орган представлен электронный билет (квитанции) от 22 апреля 2019 № о понесенных затратах при переезде к новому постоянному месту жительства, а именно затрат по перелету в экономическом классе по маршруту <данные изъяты>, составивших сумму в размере <данные изъяты> руб.
Согласно ответа Представительства ПАО «Аэрофлот» от 20 сентября 2019 № и ответа ПАО «Аэрофлот» от 13 ноября 2019 № на запросы ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) авиабилеты № на пассажира ФИО1 на рейс № 24.04.2019 <данные изъяты> были оформлены в бизнес класс на участке <данные изъяты> и в экономический класс на участке <данные изъяты>. Полная стоимость авиабилета составляла <данные изъяты> руб., где <данные изъяты> руб. – стоимость участка <данные изъяты> и <данные изъяты> руб. – стоимость участка <данные изъяты>.
Факт осуществления авиаперелета на участке <данные изъяты> в бизнес классе не оспаривался ответчиком ФИО1 и в представленных письменных возражениях на исковое заявление, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
В ответе ПАО «Аэрофлот» от 13 ноября 2019 № также указано, что полная стоимость авиабилета на взрослого пассажира на рейс ПАО «Аэрофлот» на 24 апреля 2019 года по маршруту <данные изъяты> по минимально возможному тарифу экономического класса – <данные изъяты> руб. (субсидированный тариф для оформления перевозки граждан РФ, которым на дату вылета по каждому из участков перевозки не исполнилось 23 года, женщин в возрасте свыше 55 лет и мужчин в возрасте свыше 60 лет), для иных категорий граждан – <данные изъяты> руб.
Из представленной в материалы дела копии паспорта усматривается, что ответчик ФИО1ДД.ММ.ГГГГ рождения, что предоставляет ей право на субсидированный тариф для оформления перевозки граждан РФ.
Ответчиком в обоснование возражений представлена справка ООО «АвиаВосток» регионального представителя АВС «АСА» о том, что по состоянию на 23 апреля 2019 года на дату вылета 24 апреля 2019 года места на рейс по маршруту <данные изъяты> в экономическом и комфорт классе обслуживания отсутствуют (согласно системе бронирования авиационных перевозок).
На основании решения УПФР в г. Севастополе о выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимися получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей от 13 августа 2019 года № ответчику ФИО1 произведена выплата в размере <данные изъяты> руб.
Решением № от 23 декабря 2019 года УПФР в г. Севастополе в связи с поступившим ответом ПАО «Аэрофлот» от 13 ноября 2019 года № внесены изменения в решение № от 13 августа 2019 года.
Решением УПФР в г. Севастополе о выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимися получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей от 23 декабря 2019 года № ответчику ФИО1 определена выплата в размере <данные изъяты> руб.
Протоколом от 31 декабря 2019 № выявлен факт излишней выплаты ответчику ФИО1 компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимися получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей в сумме <данные изъяты> руб.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению и членам их семей производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера воздушным транспортом в салоне экономического класса. Поскольку ФИО1 осуществлен авиаперелет по маршруту <данные изъяты> в салоне бизнес класса, права на осуществление компенсационной выплаты стоимости авиаперелета по ранее приобретенному билету на указанный маршрут в экономическом классе она не приобрела. При этом ответчиком доказательств того, что ею понесены расходы на оплату стоимости проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса по маршруту <данные изъяты> не представлено.
Суд кассационной инстанции не может согласиться вынесенными судебными постановлениями по следующим основаниям.
Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанных в части 6 статьи 35 настоящего Закона осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей (далее Правила).
Пунктом 3 Правил определены размеры и основания выплаты указанной компенсации.
Так, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 названных Правил предусмотрено, что компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении.
Подпунктом «б» пункта 3 Правил определено, что компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
При этом согласно пункту 3(1), введенного в действие Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2016 №171, при использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним членов его семьи к новому месту жительства проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если эти авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к новому месту жительства либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к новому месту жительства.
Пунктом 5 определено, что компенсация производится на основании документов, подтверждающих стоимость и категорию проезда, выданных транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом (далее – транспортная организация), в пределах, установленных пунктом 3 настоящих Правил.
Между тем при разрешении настоящего спора указанные нормы материального права, несмотря на то, что они приведены в обжалуемых судебных актах, судами к спорным отношениям применены неправильно.
Так, удовлетворяя исковые требования УПФР в г. Севастополе (межрайонное) о взыскании излишне уплаченных сумм компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств невозможности авиаперелета по установленному минимально возможному субсидированному тарифу экономического класса.
Суд кассационной инстанции полагает, что данные выводы судами сделаны без учета всех обстоятельств, имеющего значение для правильного разрешения дела, в частности суды оставили без внимания и соответствующей правовой оценки тому, что ответчиком при обращении в УПФР в г. Севастополе (межрайонное) с заявлением о выплате понесенных затрат при переезде к новому постоянному месту жительства, не заявлялось требование о выплате расходов на перелет бизнес классом. Напротив, как следует из материалов дела ФИО1 было подано заявление на компенсацию расходов на перелет в салоне экономического класса в размере <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> руб. – стоимость участка <данные изъяты>, <данные изъяты> руб. – стоимость участка <данные изъяты>.
В подтверждение фактически произведенных расходов на оплату авиабилета по указанному маршруту с датой вылета 24 апреля 2019 года представлен электронный билет №.
Данные обстоятельства также подтверждаются справкой ПАО «Аэрофлот» от 19 февраля 2020 года №, согласно которой стоимость авиабилета для перелета рейсами ПАО «Аэрофлот» по маршруту <данные изъяты> при расчете на 23 апреля 2019 года при условии вылета 24 апреля 2019 года по тарифу экономического класса оставляет на одного взрослого <данные изъяты> руб., включая таксы и сборы авиакомпании. Из указанной справки также следует, что иных билетов с меньшей стоимостью не было в продаже на указанную дату вылета.
Кроме того, согласно справке ООО «Авиа Восток» от 20 августа 2020 года, по состоянию на 22 апреля 2019 года с датой вылета 24 апреля 2019 года на рейс по маршруту <данные изъяты> места в экономическом классе обслуживания по субсидированным тарифам стоимостью <данные изъяты> рублей в продаже отсутствовали.
Выводы судов нижестоящих инстанций о том, что компенсации подлежит только сумма в размере <данные изъяты> рублей, тогда как фактические затраты на перелет в салоне экономического класса на участке <данные изъяты> составили <данные изъяты> рублей судья находит несостоятельными.
Произведенный судами расчет компенсации путем сложения стоимости билетов на отдельных участках маршрута противоречит пункту 71 Приказа Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», согласно которому перевозка пассажира, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир согласно договору воздушной перевозки пассажира, несколькими перевозчиками по одному билету рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке.
Соответственно, при определении размера компенсации должна учитываться полная стоимость билета в салоне экономического класса по единому маршруту <данные изъяты>, а не теоретически возможная стоимость приобретения билетов отдельно до <данные изъяты>, а затем из <данные изъяты>.
Вместе с тем, мировой судья не исследовал и не оценил данные обстоятельства и представленные истцом доказательства.
Суд апелляционной инстанции нарушения, допущенные мировым судьей, не исправил.
При изложенных обстоятельствах, выводы судов нижестоящих инстанций о наличии оснований для взыскания излишне уплаченных сумм компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не основаны на законе.
Судья считает, что допущенные при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены постановлений суда первой и апелляционной инстанций и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При повторном рассмотрении дела судам следует устранить указанные нарушения и принять решение в зависимости от установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
решение мирового судьи судебного участка №9 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 11 июня 2020 года, апелляционное определение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 29 сентября 2020 года отменить.
Направить материалы дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья Е.В. Якубовская