ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88-6535/2021
№ 2-5282/2020
27RS0001-01-2020-006937-61
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мертиковой В.А.
судей Александровой М.В., Медведевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Хабаровска к микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» об устранении нарушений законодательства, встречному иску микрокредитной организации «Фонд поддержки милого предпринимательства Хабаровского края» к прокурору Центрального района г. Хабаровска, прокуратуре Хабаровского края о признании недействительным представления,
по кассационной жалобе микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края»
на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 6 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Мертиковой В.А., выслушав объяснения представителя микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» ФИО1, представителя Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края ФИО2, поддержавших кассационную жалобу, прокурора Плетневу С.Н., возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Центрального района г. Хабаровска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском, сославшись на то, что при проведении проверки прокуратурой района выявлено нарушение со стороны ответчика законодательства о некоммерческих организациях, о развитии малого и среднего предпринимательства, бюджетного законодательства при реализации государственных программ в сфере поддержки предпринимателей и национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Истец просил суд возложить на ответчика обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: включить в договоры займа, заключаемые микрокредитной организацией в целях выполнения обязательств по соглашению о предоставлении субсидий, условие о согласии лиц, являющихся исполнителями по договору займа, на проведение проверок Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края и органами государственного финансового контроля края; исключить из пункта <данные изъяты> Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программам <данные изъяты> требование об условии не предоставления микрозайма субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату работникам ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории Хабаровского края; возложить на ответчика обязанность предоставить прокурору Центрального района г. Хабаровска документы, подтверждающие устранение нарушений в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Микрокредитная организация «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» обратилась со встречным иском к прокурору Центрального района г. Хабаровска о признании недействительным представления, протеста, сославшись на то, что нарушения, указанные в представлении прокурора и протестах от ДД.ММ.ГГГГ, Фондом частично исполнены, в остальной части выявленные нарушения не устранены по причине несогласия Фонда с их обоснованностью. Ответчик просил признать недействительным представление заместителя прокурора Центрального района г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№, протесты заместителя прокурора Центрального района г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в его адрес.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 6 мая 2021 года, требования прокурора удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
В кассационной жалобе микрокредитная компания «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» просит отменить указанные судебные постановления, удовлетворить встречное исковое заявление.
Заместителем прокурора Хабаровского края поданы возражения относительно кассационной жалобы, в которых он просит оставить без изменения судебные постановления, принятые по делу, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом при разрешении спора не допущено.
Пунктами 2, 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
При предоставлении субсидий, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций в случаях, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, регулирующими порядок предоставления субсидий.
Разрешая заявленные прокурором требования и встречный иск о признании недействительными представления и протеста прокурора, суд исходил из того, что на основании указанных норм ответчику предоставлена субсидия из бюджета в виде имущественного взноса на формирование имущества фонда на условии ее целевого использования исключительно для достижения цели деятельности фонда, то есть для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края микрозаймов, поэтому договоры, заключенные в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, должны содержать условие на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Такой вывод суда является верным, соответствует требованиям законодательства, регулирующего порядок и условия предоставления субсидий некоммерческим организациям, задачам и принципам бюджетного законодательства, а также условиям предоставления субсидий, изложенным в пункте <данные изъяты> соглашения о предоставлении из краевого бюджета субсидии микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края и фондом.
Кроме того, установив, что пунктом <данные изъяты> Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по программам <данные изъяты> установлены завышенные требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, с которыми могут быть заключены договоры микрозайма по сравнению с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (пункт 53 Правилпредоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации), суд сделал правильный вывод о возложении на ответчика обязанности исключить из пункта <данные изъяты> Положения ссылку на этот критерий.
Указание в кассационной жалобе на то, что требование пункта <данные изъяты> Положения в части соответствия субъекта малого и среднего предпринимательства, претендующего на предоставление займа, соответствующим требованиям о выплате заработной платы работникам, основано на положениях Приложения № 10 к государственной программе Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 года № 124-пр, не свидетельствует о необоснованности выводов суда, поскольку они соответствуют нормам федерального законодательства. Кроме того, Приложение № 10 признано утратившим силу постановлением правительства Хабаровского края от 26 марта 2021 года № 87-пр «О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае», утвержденную постановлением правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 года № 124-пр, и признании утратившими силу отдельных постановлений правительства Хабаровского края».
Доводы кассационной жалобы ответчика основаны на ошибочном толковании норм, примененных судом к рассматриваемым правоотношениям, нарушений и ошибок в применении норм материального и процессуального права судом не допущено, поэтому кассационная жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 6 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи