Гражданское дело № 2-52/14 КОПИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Билибино 05.05.2014
Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Толстокорого А.Н.,
при секретаре Калякиной Ю.О.,
с участием заявителя – и.о. прокурора Билибинского района Чукотского автономного округа Скорогодских М.И.,
представителя заинтересованного лица – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Билибинского района Чукотского автономного округа в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район (далее по тексту – администрация) в сфере предупреждения коррупции, в части не проведения антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов: постановлений главы администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № 285, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № 345,
УСТАНОВИЛ:
В Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился и.о. прокурора Билибинского района Чукотского автономного округа с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в сфере предупреждения коррупции, в части не проведения антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов.
В своем заявлении и дополнении к нему и.о. прокурора указано, что в ходе проведения сверки с администрацией принятых нормативных правовых актов на их соответствие нормам федеральному и региональному законодательству, а также исполнения законодательства о противодействии коррупции на территории муниципального образования, в части проведения антикоррупционных экспертиз нормативных правых актов установлено утверждение постановлениями главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № 285, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № Муниципальной программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Билибинский муниципальный район на 2014-2018 годы», Положения о предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым видами деятельности, определенными как приоритетные для развития в Билибинском муниципальном районе и Положения о предоставлении финансовой поддержки начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела в муниципальном образовании Билибинский муниципальный район.
Данные нормативные правовые акты затрагивают права субъектов малого и среднего предпринимательства на получение финансовой поддержки в виде субсидии на создание собственного дела и на развитие приоритетных видов деятельности для Билибинского района. Оказание финансовой поддержки субъектам предпринимательства осуществляется за счёт средств местного бюджета. Муниципальными актами администрация определила требования к участникам отбора заявок, установила перечень документов для получения субсидии и основные критерии оценки проектов, представляемых к заявкам субъектами предпринимательства.
И.о. прокурор ссылается на то, что в нарушении закона, ряда нормативно-правовых актов, администрацией не проведена антикоррупционная экспертиза принятых вышеуказанных нормативно-правовых актов, заключения по результатам антикоррупционных экспертиз не оформлялись.
В частности, согласно ст. ст. 1 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), Профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. При этом, согласно ст. 4 указанного Закона выявленные в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы в отношении нормативных правовых актов определен постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее по тексту - Положение).
В соответствии с п. 1.1 Положения антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов и последующего их устранения, то есть положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также разработки рекомендаций, направленных на устранение выявленных в нормативных правовых актах и в проектах нормативных правовых актов коррупционно опасных факторов. Согласно п. 1.5 Положения антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится правовым отделом аппарата администрации по аналогии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 96. Результатом проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правого акта является – заключение (п. 3.4 Положения).
Вместе с тем, из материалов проверки следует, что должностное лицо правого отдела администрации проведением антикоррупционных экспертиз постановлений администрации района ограничилось внесением своей личной подписи в лист согласования к муниципальным актам.
Тогда как, согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.
Таким образом, по мнению и.о. прокурора района, бездействие исполнительного органа местного самоуправления района нарушает права и законные интересы субъектов предпринимательства, так как без оценки муниципальных актов на коррупциогенность позволяют для их разработчика устанавливать необоснованно широкие пределы усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил, принятию положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к субъектам малого и среднего предпринимательства при их обращении в органы местного самоуправления по вопросу оказания финансовой поддержки на развитие предпринимательства на территории муниципального образования, что тем самым создаются условия для проявления коррупции.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель администрации – ФИО1 представил суду заключения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по результатам антикоррупционной экспертизы принятых нормативно-правовых актов – постановлений главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № 285, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № 345, согласно которым утверждены Муниципальная программа «Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Билибинский муниципальный район на 2014-2018 годы», Положение о предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым видами деятельности, определенными как приоритетные для развития в Билибинском муниципальном районе и Положение о предоставлении финансовой поддержки начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела в муниципальном образовании Билибинский муниципальный район.
В связи с этим, участвующий в рассмотрении гражданского дела и.о. прокурора района отказалась в полном объеме от заявленных требований в связи с добровольным исполнением заинтересованным лицом – администрации своих обязанностей и отсутствием предмета спора, не настаивала на рассмотрении дела по существу и просила прекратить по нему производство.
Представитель администрации не возражал против прекращения производства по делу.
Выслушав мнения участников процесса, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 6 п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судья не вправе прекратить производство по делу, если оспариваемое решение, действие (бездействие) уже отменено, но заявитель настаивает на рассмотрении дела по существу и устранении допущенных нарушений его прав и свобод либо препятствий к их осуществлению, поскольку в этом случае должен быть исследован вопрос о том, были ли при этом устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя, что может быть сделано только при рассмотрении заявления по существу.
В данном случае участвующий в деле и.о. прокурора района не настаивала на рассмотрение дела по существу, указав, что допущенные нарушения администрацией устранены.
Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Ч. 1 ст. 246 ГПК РФ определено, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26.2 ГПК РФ и другими федеральными законами.
Истец вправе изменить отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 1 и ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.
В данном случае отказ заявителя - прокурора от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает законных прав и интересов других лиц, поэтому суд принимает данный отказ.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Каких-либо особенностей по отказу заявителем от своих требований глава 25 ГПК РФ – производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 220, 221 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ и.о. прокурора Билибинского района Чукотского автономного округа от заявленных требований о признании бездействия администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в сфере предупреждения коррупции, в части не проведения антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов: постановлений главы администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № 285, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № 345, и производство по гражданскому делу № прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На настоящее определение может быть подана частная жалоба и (или) представление в суд Чукотского автономного округа в течение 15 дней со дня вынесения через Билибинский районный суд Чукотского автономного округа.
Судья А.Н. Толстокорый
Копия верна
Судья А.Н. Толстокорый