ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-5313/2022 от 05.10.2022 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по вопросу о передаче дела,

принятого судом к своему производству,

в другой суд

г.Сочи.

05.10.2022

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Казанджян А.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения г.Сочи" к ФИО1 о взыскании единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя к гражданину, признанному в установленном порядке безработным,

установил:

Истец просит суд взыскать с ответчика 291120 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного вследствие незаконно потраченных денежных средств, а именно единовременной финансовой помощи.

В обоснование требований указывает, что 26.10.2021 между государственным казенным учреждением Краснодарск края "Центр занятости населения города Сочи" и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи 29900006/213803 (далее по тексту - договор), в соответствии с подпунктами 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5 ФИО1 взял на себя обязательство осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с технико-экономическим обоснованием (бизнес-планом) вида деятельности "Прочие виды переработки и консервирования фруктов и овощей" (ОКВЭД 10.39) на основании свидетельства о регистрации предпринимательской деятельности. ФИО1 была предоставлена единовременная финансовая помощь не менее 24-х месяцев с даты регистрации предпринимательской деятельности и возвратить в течение 10 дней в полном объеме предоставленную единовременную финансовую помощь в случае не предоставления документов, подтверждающих обоснованность производственных расходов, в течение 60 дней с момента получения единовременной финансовой помощи.

08.11.2021 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 внесена запись о приобретении лицом статуса индивидуального предпринимателя с 08.11.2021 за основным государственным регистрационным номером (ОГРНПИ) .

В соответствии с Приказом центр занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении единовременной финансовой помощи", на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ, ответчику переведена на дебетовую карту MASTERCARD MASS****4200 единовременная финансовая помощь в размере 291120 рублей.

24.01.2022 установлено, что в нарушение п.2.1.3 договора ФИО1 в установленный срок (в течение 60 дней с момента получения единовременной финансовой помощи) не предоставлены документы, подтверждающие обоснованность производственных расходов на цели, указанные в бизнес-плане, что зафиксировано в акте выполненных договорных обязательств от 24.01.2022.

Денежные средства, полученные от государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения города Сочи" в качестве единовременной финансовой помощи, израсходованы другим лицом - ФИО2. ФИО1 выдана доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой он уполномочивает ФИО2 осуществлять от его имени закупку производственного оборудования, организационной и компьютерной техники, материальных запасов, ТМЗ, в том числе за счет средств субсидии, предоставленной государственным казенным учреждением Краснодарского края "Центр занятости населения города Сочи".

ФИО1 нарушил условия, подписанного им договора, а именно подпункты 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5 ФИО1 оформил доверенность на ФИО2, доверенность оформлена в простой письменной форме, что не позволяет достоверно установить ее наличие на момент приобретения оборудования, иных материальных запасов и, соответственно, осуществление закупок в интересах ФИО1 в рамках договора. ФИО1 из средств, краевого бюджета предоставлена единовременная финансовая помощь, при этом возможность ее расходования другим лицом не предусмотрена.

Судом поставлен вопрос о передаче дела в Арбитражный суд Краснодарского края.

Истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, что допускается правилами ст.167 ГПК РФ.

Ответчик просил провести судебное заседание в его отсутствие в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ,

Изучив материалы дела, суд разрешает его следующим образом.

В соответствии со ст.47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Гражданский процессуальный кодекс РФ, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них определенных обязанностей, в том числе обязанности добросовестно пользоваться своими правами (ст.35). При этом реализация права на судебную защиту одних участников процесса не должна ставиться в зависимость от исполнения либо неисполнения своих прав и обязанностей другими участниками процесса.

На основании ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных п.1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п.2 ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п.3.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п.3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п.1 ч.1 ст.7.1.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится, в том числе и принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения.

Согласно ч.2 ст.7.1.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Из материалов дела следует, что 26.10.2021 между государственным казенным учреждением Краснодарск края "Центр занятости населения города Сочи" и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи 29900006/213803 (далее по тексту - договор), в соответствии с подпунктами 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5 ФИО1 взял на себя обязательство осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с технико-экономическим обоснованием (бизнес-планом) вида деятельности "Прочие виды переработки и консервирования фруктов и овощей" (ОКВЭД 10.39) на основании свидетельства о регистрации предпринимательской деятельности. ФИО1 была предоставлена единовременная финансовая помощь не менее 24-х месяцев с даты регистрации предпринимательской деятельности и возвратить в течение 10 дней в полном объеме предоставленную единовременную финансовую помощь в случае не предоставления документов, подтверждающих обоснованность производственных расходов, в течение 60 дней с момента получения единовременной финансовой помощи.

Согласно ч.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п.2 ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п.6 и п.7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п.2 ст.7.1.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

В силу п.3.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п.3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

В статьях 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Исходя из ст.282 Бюджетного кодекса РФ изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.

Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела и положения действующего законодательства, а также принимая во внимание субъектный состав и характер спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что указанное гражданское дело принято судом общей юрисдикции с нарушением правил подведомственности, что подтверждается нижеследующим.

На основании ч.3 ст.22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением экономических споров и дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Согласно ст.27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Иные дела могут быть отнесены к подведомственности арбитражных судов федеральным законом.

В соответствии со ст.28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

В п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" разъяснено, что споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами, разрешаются арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности.

С учетом разъяснений, содержащихся в разъяснениях Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.08.1992 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам", для отнесения гражданского дела к компетентности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Сторонами такого спорного материального правоотношения должны быть организации - юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Таким образом, основными критериями отнесения того или иного спора к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав, а также экономический характер спора.

Следовательно, принимая во внимание обстоятельство того, что рассматриваемый спор возник между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в отношении ведения последним предпринимательской деятельности, на ведение которой была предоставленная единовременная финансовая помощь из муниципального бюджета, то рассмотрение возникшего спора подведомственно арбитражному суду.

Факт того, что в иске не указан статус ответчика - индивидуальный предприниматель, не имеет определяющего значения, поскольку настоящий иск заявлен в рамках осуществления экономической деятельности.

Кроме того, истец ссылается на регистрацию ответчика в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч.2.1 ст.33 ГПК РОФ, если при рассмотрении дела в суде выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом..

Руководствуясь ч.2.1 ст.33 ГПК РФ, суд

определил:

Гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения г.Сочи" к ФИО1 о взыскании единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя к гражданину, признанному в установленном порядке безработным передать для рассмотрения в Арбитражный суд Краснодарского края.

На определение может быть подана частная жалоба в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 15 дней.

Председательствующий