ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-19506/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 22 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Латушкиной С.Б., Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-532/2020, УИД 70RS0008-01-2020-001430-04 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) об отмене решения об отказе в назначении пенсии, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии,
по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФР), в котором с учётом уточнения требований и частичного отказа от иска просил:
- отменить решение ГУ - УПФР № от 5 марта 2020 г. в части не включения в подсчёт специального, северного и страхового стажа спорных периодов его работы;
- обязать ГУ - УПФР включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в Колпашевском речном порту:
- в должности крановщика - электромеханика, крановщика плавкрана - полные навигации: 1992, 1993,1994, 1995, 1996,1997,1999, 2000, 2002, 2003 годы;
- с 29 января 1990 г. по 1 мая 1990 г. - прохождение курсов крановщиков в календарном исчислении 3 месяца;
- с 2 мая 1990 г. по 28 сентября 1990 г. в должности крановщика плавучего крана в календарном исчислении 4 месяца 26 дней, в льготном исчислении - 6 месяцев 39 дней;
- с 28 апреля 1998 г. по 13 октября 1998 г. в должности крановщика плавучего крана в календарном исчислении 5 месяцев 15 дней, в льготном исчислении 7 месяцев 22 дня;
- с 30 ноября 1998 г. по 30 января 1999 г. (очередной отпуск) и 1 февраля 1999 г. по 11 февраля 1999 г. (очередной отпуск) в должности крановщика плавучего крана в календарном исчислении 2 месяца и 10 дней, в льготном исчислении 3 месяца и 15 дней;
- с 23 апреля 2001 г. по 9 сентября 2001 г. - в должности сменного электромеханика - крановщика в календарном исчислении 4 месяца 16 дней, в льготном исчислении 6 месяцев 24 дня;
- с 10 сентября 2001 г. по 23 октября 2001 г. (период нахождения на ремонте до конца навигации) в календарном исчислении 1 месяц 13 дней;
- в северный стаж (как за работу к местности, приравненной к районам Крайнего Севера) периоды нахождения в отгулах и командировке: с 12 января 1995 г. по 31 января 1995 г.; с 28 октября 1995 г. по 9 декабря 1995 г.; с 30 октября 1996 г. по 14 января 1997 г.; с 14 октября 1997 г. по 30 ноября 1997 г.; с 31 марта 1999 г. по 2 апреля 1999 г.; с 1 марта 2001 г. по 16 марта 2001 г.; с 24 марта 2003 г. по 27 апреля 2003 г., в подсчёт северного (как за работу к местности, приравненной к районам Крайнего Севера) и страхового стажа период нахождения в межнавигационном отпуске с 16 марта 1992 г. по 21 апреля 1992 г.
В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что в 1992-1997 годах, 1999 году, 2000 году, 2002 году осуществлял свою деятельность в должностях плавсостава на судах речного флота, не относящихся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Работал при этом полные навигационные периоды с закреплением на конкретном судне, в конкретной должности, отнесённым к должностям плавсостава. Непосредственно после окончания навигации ему предоставлялись очередные отпуска (межнавигационные), а также он использовал отгулы в межнавигационные периоды. Полагал, что указанные периоды должны исчисляться как полные навигации. Работа в выходной день компенсировалась предоставлением другого дня отдыха или по соглашению сторон в денежной форме, но не менее чем в двойном размере. В 1990 году, 1998 году, 2001 году полные навигации истцом отработаны не были, поскольку в 1990 году он направлялся на курсы, после окончания которых был направлен на погрузо - разгрузочные работы; в 1998 году после окончания навигации направлялся слесарем в отдел механизации, в сентябре 2001 года был направлен на ремонт плавкрана до окончания навигации, в связи с чем считал, что непосредственно периоды навигации должны производиться в льготном исчислении с применении коэффициента 1,5, а курсы и период ремонта - в календарном исчислении. Настаивал на включении периодов неоплачиваемых отгулов в северный стаж, а периода нахождения в межнавигационном отпуске (с 16 марта 1992г. по 21 апреля 1992 г.) - в северный и страховой стаж.
Определением Колпашевского городского суда Томской области от 17 июля 2020 г. судом принят отказ истца от иска к ГУ - УПФР в части требования о возложении на ответчика обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ с 4 декабря 2019 г. - момента обращения к ответчику.
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 17 июля 2020 г. исковые требования удовлетворены частично, на ГУ - УПФР возложена обязанность включить ФИО1 в страховой и северный стаж период нахождения в межнавигационном отпуске в Колпашевском речном порту с 16 марта 1992 г. по 21 апреля 1992 г.; в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях»: периоды работы в Колпашевском речном порту в должности крановщика-электромеханика, крановщика плавкрана полные навигационные периоды: 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1999, 2000, 2002, 2003 годы; период прохождения курсов крановщиков в календарном исчислении с 29 января 1990 г. по 1 мая 1990 г.; в должности крановщика плавучего крана в календарном исчислении с 2 мая 1990 г. по 28 сентября 1990 г., с 28 апреля 1998 г. по 13 октября 1998 г., с 30 ноября 1998 г. по 30 января 1999 г., с исчислением указанных периодов в льготном порядке в полуторном размере, как имевших место до 1 января 2002 г., в должности сменного электромеханика-крановщика в календарном исчислении с 23 апреля 2001 г. по 9 сентября 2001 г., с исчислением в льготном порядке в полуторном размере, как имевшего место до 1 января 2002 г., с 10 сентября 2001 г. по 23 октября 2001 г. в календарном исчислении; в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периоды работы в Колпашевском речном порту с 12 января 1995 г. по 31 января 1995 г., с 28 октября 1995 г. по 9 декабря 1995 г., с 30 октября 1996 г. по 14 января 1997 г., с 14 октября 1997 г. по 30 ноября 1997 г., с 31 марта 1999 г. по 2 апреля 1999 г., с 1 марта 2001 г. по 16 марта 2001 г., с 24 марта 2003 г. по 27 апреля 2003 г.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 об отмене решения ГУ - УПФР № от 5 марта 2020 г. в части не включения в подсчёт специального, северного, страхового стажа спорных периодов работы отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 сентября 2020 г. решение Колпашевского городского суда Томской области от 17 июля 2020 г. отменено в части удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) обязанности включить ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» периоды работы в Колпашевском речном порту в должности крановщика-электромеханика, крановщика плавкрана полные навигационные периоды 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1999, 2000, 2002, 2003 годы; период прохождения курсов крановщиков в календарном исчислении с 29 января 1990 г. по 1 мая 1990 г.; в должности крановщика плавучего крана в календарном исчислении с 2 мая 1990 г. по 28 сентября 1990 г., с 28 апреля 1998 г. по 13 октября 1998 г., с 30 ноября 1998 г. по 30 января 1999 г., с исчислением указанных периодов в льготном порядке в полуторном размере; в должности сменного электромеханика-крановщика в календарном исчислении с 23 апреля 2001 г. по 9 сентября 2001 г., с исчислением указанного периода в льготном порядке в полуторном размере, с 10 сентября 2001 г. по 23 октября 2001 г. в календарном исчислении; в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периоды работы в Колпашевском речном порту с 12 января 1995 г. по 31 января 1995 г., с 28 октября 1995 г. по 9 декабря 1995 г., с 30 октября 1996 г. по 14 января 1997 г., с 14 октября 1997 г. по 30 ноября 1997 г., с 31 марта 1999 г. по 2 апреля 1999 г., с 1 марта 2001 г. по 16 марта 2001 г., с 24 марта 2003 г. по 27 апреля 2003 г. В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Колпашевского городского суда Томской области от 17 июля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 сентября 2020 г. в той части, в которой решение Колпашевского городского суда Томской области от 17 июля 2020 г. было отменено.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 4 декабря 2019 г. ФИО1 обратился в ГУ - УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением а ГУ - УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от 5 марта 2020 г. № в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального и северного стажа.
Указанным решением установлена продолжительность страхового стажа истца на 31 декабря 2019 г. - 29 лет 6 месяцев 27 дней, продолжительность стажа за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составила 14 лет 10 месяцев 5 дней, продолжительность стажа на соответствующих видах работ - 5 лет 3 месяца 23 дня.
В специальный стаж пенсионным органом не включены периоды работы:
- с 29 января 1990 г. по 1 мая 1990 г. в Колпашевском речном порту, так как имели место курсы;
- с 2 мая 1990 г. по 28 сентября 1990 г., с 22 апреля 1992 г. по 28 января 2002 г., с 2 февраля 2002 г. по 3 ноября 2002 г., с 2 декабря 2002 г. по 13 декабря 2002 г., с 1 января 2004 г. по 12 января 2004 г., с 7 февраля 2004 г. по 30 апреля 2004 г., с 15 ноября 2004 г. по 19 ноября 2004 г. в Колпашевским речном порту в должности крановщика на плавкране, так как отсутствуют сведения о периодах навигаций и о раскреплении флота по линиям работ. Также наименование должности не соответствует Спискам, а плавкраны относятся к техническому флоту, а именно к речным плавучим несамоходным механизмам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того в Списке видов судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, с учётом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 467 от 7 июля 1992 г., плавкран отсутствует.
Не учтены в подсчёт специального и северного стажа периоды работы:
- с 17 декабря 1993 г. по 17 декабря 1993 г., так как имел отпуск без содержания;
- с 12 января 1995 г. по 31 января 1995 г., с 28 октября 1995 г. по 9 декабря 1995 г., с 30 октября 1996 г. по 14 января 1997 г., с 14 октября 1997 г. по 30 ноября 1997 г., с 31 марта 1999 г. по 2 апреля 1999 г., с 1 марта 2001 г. по 16 марта 2001 г., так как имели место неоплачиваемые отгулы,
- с 24 марта 2003 г. по 27 апреля 2003 г. - командировка.
Не учтены в подсчёт специального, северного и страхового стажа периоды работы:
- с 16 марта 1992 г. по 21 апреля 1992 г., так как имел место межнавигационный отпуск,
- с 29 января 2002 г. по 1 февраля 2002 г., с 4 ноября 2002 г. по 3 декабря 2002 г., с 14 декабря 2002 г. по 31 января 2003 г., с 21 октября 2003 г. по 3 ноября 2003 г., 1 мая 2004 г. по 16 мая 2004 г., с 15 марта 2012 г. по 25 апреля 2012 г., с 12 октября 2013 г. по 2 марта 2014 г., с 1 апреля 2015 г. по 5 апреля 2015 г., с 9 октября 2015 г. по 25 апреля 2016 г., с 1 октября 2016 г. по 1 октября 2016 г., так как имели место отпуска без содержания, отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что он 29 января 1990 г. принят на курсы крановщиков в Колпашевский речной порт, 4 июня 1990 ему присвоена квалификация крановщик дизелист; 4 июня 1990 г. назначен крановщиком-дизелистом ПКТ-554; 28 сентября 1990 г. - уволен по статье 31 КЗОТ РСФСР в связи с поступлением на учёбу. 1 сентября 1990 г. был зачислен в состав училища ПТУ-2, 26 июня 1991 отчислен в связи с окончанием училища.
16 июля 1991 г. принят в Колпашевское РТП в гараж водителем автомобиля 3 класса; 6 марта 1992 г. уволен переводом в Колпашевский речпорт.
6 марта 1992 г. принят в Колпашевский речной порт крановщиком КПЛ25-85; 4 мая 1994 г. - переведён крановщиком КПЛ-19-83; 14 мая 1996 г. назначен крановщиком-электромехаником на КПЛ-16-82; 23 апреля 1999 г. назначен смен.электромехаником-крановщиком КПЛ-42-92; 21 января 1999 г. предприятие переименовано в филиал ОАО ЗСРП «Колпашевский речной порт»; 1 ноября 2002 г. переведён в филиал ОАО «ЗСРП «Северный» см.эл.механиком- крановщиком КПЛ- 4292 Колпашевского речного порта; 3 ноября 2003 г. в связи с структурными изменениями в ОАО ЗСРП переведён из филиала АО А ЗСРП «Северный» Колпашевского речного порта в ОАО ЗСРП на должность см.электромеханика-крановщика КПЛ 42-92; 17 мая 2004 г. назначен сменным электромехаником крановщиком КПЛ- 42-92; 19 ноября 2004 г. - уволен по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ).
Согласно сведениям, содержащимся в архивной копии предисловия МУП «Архив» г. Колпашево, приказом МРФ РСФСР № от 25 февраля 1974 г. и приказом начальника ЗСРП № от 28 февраля 1974 г. Колпашевское районное управление ЗСРП переименовано в Колпашевский речной порт Западно-Сибирского речного пароходства. Приказом начальника ЗСРП «Колпашевский речной порт» преобразован обособленное подразделение «Колпашевский речной порт» АООТ «ЗСРП» с 23 февраля 1994 г. приказ № от 23 февраля 1994 г. С 1 июля 1997 г. при объединении Колпашевского речного порта и Ново-Ильинской РЭБ флота при ОАО «ЗСРП» было образовано предприятие Филиал АООТ ЗСРП «Колпашевский речной порт» приказ № от 21 августа 1997 г. Приказы по личному составу на работников Ново-Ильинской РЭБ флота по 31 декабря 1997 г. включительно сданы в МУ «Архив». С 1 января 1998 г. приказы по личному составу на всех работающих в объединённом предприятии находились в Колпашевском речном порту в г. Колпашево. С 21 января 1999 г. Колпашевский речной порт переименован в филиал ОАО ЗСРП «Колпашевский речной порт» приказом Генерального директора ОАО ЗСРП № от 21 января 1999 г. Филиал ОАО ЗСРП «Колпашевский речной порт» переименован в филиал ОАО «ЗСРП» Северный Колпашевский речной порт с 26 августа 2002 г. приказом № Генерального директора ОАО «ЗСРП». С 3 ноября 2003 г. из филиала ОАО «ЗСРП» Северный Колпашевского речного порта приказом Генерального директора ОАО «ЗСРП» № от 3 ноября 2003 г. были переведены последние 43 человека (все работники плавсостава) в ОАО ЗСРП. С 3 ноября 2003 г. филиал ОАО «ЗСРП» Северный Колпашевский речной порт прекратил своё существование. По составу документов опись не полная, нет книги учёта отпусков и отгулов за 1981 год, нет лицевых счетов за 2000 год, 2001 год, взамен лицевых счетов сданы индивидуальные сведения по заработной плате за 2000 год, 2001 год.
Из архивной справки МУП «Архив» г. Колпашево от 23 марта 2020 г. № следует, что на основании приказов по личному составу за 1990-2003 годы имеются сведения о работе ФИО1 в филиале ОАО «ЗСРП» Северный Колпашевский речной порт (ранее Колпашевский речной порт, Филиал АОО ЗСРП «Колпашевский речной порт», Филиал ОАО ЗСРП «Колпашевский речной порт»): зачислить на курсы крановщиков с 29 января 1990 г. со стипендией 91 рубль (приказ № от 31 января 1990 года); присвоить квалификацию «крановщик - дизелист» (приказ №а от 4 июня 1990 г.); командировать экипаж плавучего крана ПКТ-554 в пункты реки Чая для производства погрузо - разгрузочных работ на 30 дней с 2 мая 1990 г. в следующем составе: ФИО1 - крановщик (приказ № от 4 мая 1990 г.); уволить крановщика ПКТ-554 с 28 сентября 1990 г., в связи с поступлением на учёбу в СПТУ-2 (приказ об увольнении № от 1 октября 1990 г.); принять с 16 марта 1992 г. крановщиком на плавкран КПЛ-25-85 и с этого же числа предоставить межнавигационный отпуск (приказ о принятии № от 17 марта 1992 г.); отозвать и назначить вооружение с 22 апреля 1992 г. экипажи кранов в следующем составе: КПЛ-554 ФИО1 - крановщик (приказ № от 22 апреля 1992 г.); перевести крановщика с 1 сентября 1992 г. на плавкран КПЛ-42-92 со стажировкой 10 дней с сохранением среднего заработка (приказ № от 2 сентября 1992 г.); предоставить крановщику очередной отпуск с 10 января по 2 марта 1993 г. всего 45 дней (приказ № от 6 января 1993 г.); отозвать и назначить вооружение с 27 апреля 1993 г. экипажи теплоходов в следующем составе: КПЛ-19-83 ФИО1 - крановщик (приказ № от 27 апреля 1993 г.); предоставить крановщику КПЛ-19-83 очередной отпуск с 27 октября по 16 декабря 1993 г. всего 44 дня (приказ № от 28 октября 1993 г.); предоставить крановщику КПЛ-19-83 один день без содержания 17 декабря 1993 г. и с 20 декабря 1993 г. направить подсобным рабочим ЖКО (приказ № от 21 декабря 1993 г.); отозвать и назначить вооружение экипажам КПЛ в следующем составе: КПП-19-83 с 4 мая 1994 г. ФИО1 - крановщик (приказ № от 11 мая 1994 г.); предоставить крановщику КПЛ-19-83 очередной отпуск на 47 рабочих дней с 16 ноября 1994 г. по 11 января 1995 г., предоставить неоплачиваемые отгулы в количестве 17 рабочих дней с 12 января по 31 января 1995 г. (приказ № от 14 ноября 1994 г.); направить крановщика КПЛ 16-82 с 1 февраля 1995 г. на ремонт крана (приказ № от 10 февраля 1995 г.); отозвать с 24 апреля 1995 г. и направить на вооружение экипаж плавкрана КПЛ- 16/82 в следующем составе: ФИО1 смен, крановщик (приказ № от 24 апреля 1995 г.); в связи с разоружением плавучего крана КПЛ-16-82, с 19 июня 1995 г. крановщика перевести на КПЛ 44-93 смен, крановщиком – эл.механиком (приказ № от 3 июля 1995 г.); предоставить крановщику КПЛ- 44-93 очередной отпуск на 24 рабочих дня с 6 сентября по 27 октября 1995 г., предоставить 36 рабочих дней неоплачиваемых отгулов с 28 октября по 9 декабря 1995 г. (приказ № от 5 сентября 1995 г.; направить крановщика с 25 декабря 1995 г. кочегаром в ТЭУ (приказ № от 29 декабря 1995 г.); отозвать и назначить с 14 мая 1996 г. экипажу плавкрана КПЛ-16-82 в следующем составе: ФИО1 крановщик - элмеханик (приказ № от 20 мая 1996 г.); предоставить крановщику КПЛ-16-82 неоплачиваемый отгулы в количестве 142 рабочих дней с 30 октября 1996 г. по 18 апреля 1997 г., предоставить очередной отпуск на 24 рабочих дня с 19 апреля по 11 июня 1997 г. (приказ № от 6 ноября 1996 г.); отозвать крановщика КПЛ-16-82 из отгулов в связи с производственной необходимостью с 15 января 1997 г. и направить слесарем - наладчиком (приказ № от 17 января 1997 г.); направить крановщика с 3 марта 1997 г. на ремонт крана (приказ № от 6 марта 1997 г.); отозвать и назначить вооружение экипажу плавкрана КПЛ-16- 82 в следующем составе: ФИО1, - смен, крановщик – эл.механик (приказ № от 5 мая 1997 г.); предоставить крановщику КПЛ-16-82 неоплачиваемые отгулы за навигацию 1997 года в количестве 133 рабочих дня с 14 октября 1997 г. по 20 марта 1998 г. (приказ № от 14 октября 1997 г.); отозвать из неоплачиваемых отгулов с 1 декабря 1997 г. и предоставить очередной отпуск на 51 рабочий день по 2 февраля 1998 г. (приказ № от 1 декабря 1997 г.), так по документам; продлить крановщику КПЛ-16-82 отпуск в счёт больничного на пять рабочих дней с 3 февраля по 7 февраля 1998 г. (приказ № от 4 февраля 1998 г.); направить крановщика КПЛ-16-82 слесарем - наладчиком с 9 февраля 1998 г. (приказ № от 10 февраля 1998 г.); направить крановщика КПЛ-16-82 с 6 апреля 1998 г. на ремонт крана слесарем по пятому разряду (приказ № от 7 апреля 1998 г.); назначить вооружение плавкрану КПЛ-16-82 с 28 апреля сроком на 4 дня сдача в эксплуатацию 4 мая 1998 г.: ФИО1 смен, элмеханик - крановщик (приказ № от 24 апреля 1998 г.); расформировать экипаж плавкрана КПЛ-16-82 и направить на кран КПЛ-19-83 с 10 августа 1998 см. эл/механиком - крановщиком (приказ № от 17 августа 1998 г.); направить крановщика с 14 октября 1998 г. слесарем в отдел механизации по пятому разряду (приказ № от 21 октября 1998 г.); предоставить крановщику очередной отпуск на 24 рабочих дня с 30 ноября 1998 г. по 30 января 1999 г. (приказ № от 26 ноября 1998 г.); продлить крановщику КПЛ-16-82 отпуск в счёт больничного на 10 рабочих дней с 1 февраля по 11 февраля 1999 года (приказ № от 21 января 1999 г.); направить крановщика КПЛ с 15 февраля 1999 г. слесарем пятого разряда временно на зимний период (приказ № от 17 февраля 1999 г.); предоставить смен, элмеханику - крановщику КПЛ-16-82 н/отгулы с 31 марта по 2 апреля 1999 г., основание: личное заявление (приказ № от 5 апреля 1999 г.); отозвать и назначить вооружение экипажу плавкрана КПЛ-42-92 сроком на 6 дней с 23 апреля 1999 г.; ФИО1 смен, элмеханик - крановщик (приказ № от 22 апреля 1999 г.); предоставить смен, элмеханику КПЛ-42-92 очередной отпуск на 51 рабочий день с 16 сентября по 13 ноября 1999 г. (приказ № от 14 сентября 1999 г.); отозвать смен, элмеханика КПЛ-42-92 из отпуска и направить слесарем по пятому разряду для направки гребных валов, недоиспользованные 10 рабочих дней предоставить по окончании выполненных работ (приказ № от 29 октября 1999 г.); предоставить смен, эл/механику КПЛ-42-92 неиспользованные дни отпуска в количестве 21 рабочего дня с 5 января по 31 января 2000 г. (приказ № от 5 января 2000 г.); направить смен, крановщика с 25 января 2000 г. слесарем по пятому разряду (приказ № от 24 января 2000 г.); командировать смен, элмеханика - крановщика КПЛ-42-92 с 4 апреля 2000 г. в п. Моряковка (приказ № от 3 апреля 2000 г.), так по документам, приказа о вооружении КПЛ-42-92 за 2000 год нет; предоставить см. элмеханику КПЛ-42-92 очередной отпуск на 49 рабочих дней с 3 ноября 2000 г. по 3 января 2001 г. (приказ № от 8 ноября 2000 г.); продлить смен, эл.механику отпуск в счёт больничного на 14 рабочих дня с 4 января по 20 января 2001 г. (приказ № от 14 декабря 2000 г.); направить смен, эл.механика с 22 января 2001 г. слесарем пятого разряда на ремонт плавкрана (приказ № от 26 января 2001 г.); предоставить смен, эл.механику КПЛ-42-92 н/отгулы с 1 марта по 16 марта 2001 г., основание: личное заявление (приказ № от 5 марта 2001 г.); направить смен, эл.механика КПЛ-42-92 с 19 марта 2001 г. слесарем пятого разряда на ремонт крана (приказ № от 21 марта 2001 г.); назначить вооружение плавкрану КПЛ-42-92 с 23 апреля 2001 г. сроком на 6 дней по 28 апреля 2001 г. в следующем составе: ФИО1 - смен, эл.механик - смен, крановщик (приказ № от 19 апреля 2001 г.); направить смен, эл.механика КПЛ-42-92 с 10 сентября 2001 г. на ремонт плавкрана до окончания навигации (приказ № от 11 сентября 2001 г.); предоставить см. эл.механику - крановщику КПЛ-42-92 очередной отпуск на 48 рабочих дней с 24 октября по 20 декабря 2001 г. (приказ № от 23 октября 2001 г.); продлить смен, эл.механику отпуск в счет больничного с 22 января по 28 января 2002 г.; предоставить н/отгулы с 29 января по 1 февраля 2002 г. (приказ № от 23 января 2002 г.); назначить вооружение экипажу плавкрана КПЛ-42-92 с 10 апреля 2002 г. сроком на 5 дней в следующем составе: ФИО1 смен, электромеханик - крановщик (приказ № от 16 апреля 2002 г.); предоставить см. эл. механику - крановщику КПЛ-42-92 с 11 сентября по 2 ноября 2002 г. отпуск на 52 календарных дня (приказ № от 10 сентября 2002 г.); отозвать смен, эл.механика из отпуска с 16 октября 2002 г. и направить на подготовку крана для перегона в п. Моряковка (приказ № от 15 октября 2002 г.); перевести с 1 ноября 2002 г. из филиала ОАО «ЗСРП» Колпашевский речной порт с должности см.эл. механика - крановщика КПЛ-42-92 в филиал ОАО «ЗСРП» Северный на должность сменного электромеханика - крановщика КПЛ-42-92 (приказ № от 1 ноября 2002 г.); предоставить очередной отпуск смен, эл.механику - крановщику очередной отпуск с 2 декабря по 13 декабря 2002 г., предоставить н/отгулы в количестве 56 дней с 14 декабря 2002 г. по 20 февраля 2003 г., основание: личное заявление (приказ № от 11 декабря 2002 г.); предоставить смен, электром. - крановщику КПЛ н/отгулы за навигацию с 1 февраля по 11 марта 2003 г., основание: заявление (приказ № от 26 февраля 2003 г.); направить смен, электромеханика - крановщика КПЛ-42-92 в командировку в п. Моряковку для ремонта плавкрана КПЛ-42-92 с 24 марта 2003 г. (приказ № от 21 марта 2003 г.); отозвать и назначить вооружение экипажу плавкрана КПЛ-42-92 в следующем составе с 28 апреля 2003 г.: ФИО1 смен, элмеханик - крановщик (приказ № от 5 мая 2003 г.); предоставить смен. эл. механику КПЛ-42-92 очередной отпуск с 1 сентября по 20 октября 2003 г., предоставить неоплачиваемые отгулы в количестве 55 дней с 21 октября по 14 декабря 2003 г. (приказ № от 4 сентября 2003 г.). Документы вышеуказанной организации сданы на хранение в архив по 2003 год.
В документах по личному составу сведений о периодах навигаций нет. В приказах о раскреплении флота по линиям работ за указанный период плавкраны не значатся. Филиал ОАО «ЗСРП» Северный Колпашевский порт (ранее Колпашевский речной порт, Филиал АОО ЗСРП «Колпашевский речной порт», Филиал ОАО ЗСРП «Колпашевский речной порт») находился на территории Колпашевского района Томской области. В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, на которые распространяется действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготном исчислении стажа работы, территория Колпашевского района и сам город Колпашево относятся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно ответу МКУ «Архив» от 17 апреля 2020 г. № предоставить судовые вахтенные журналы капитанов плавучих кранов (КПЛ-554; КПЛ-25-85; КПЛ -19- 83; КПЛ-16-82; КПЛ- 42-92) Колпашевского речного порта, документы об эксплуатационной деятельности пристани работы плавкранов, о принадлежности плавкранов к речному транспортному флоту (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, пригородного и внутригородского сообщения) нет возможности, так как вышеуказанные документы Колпашевского речного порта на хранение в архив не поступали, местонахождение их неизвестно, причина не сохранности не установлена.
В представленных копиях приказов начальника Колпашевского речного порта за 1992 - 2003 годы имеются следующие сведения: приказом № от 10 сентября 1992 г. направить кран 19- 83 в пункты р. Кеть для производства погрузо-разгрузочных работ с 10 сентября по 30 сентября в составе, в том числе крановщик ФИО1; приказом № от 17 августа 1993 г. о выплате премии за перевозку грузов в районы Крайнего Севера за период май, июнь, июль 1993 и перевозку леса по Кети выплатить премию КПЛ-44-93, в том числе ФИО1 35 600 руб.; приказом № от 31 мая 1993 г. командировать экипаж плавучего крана КПЛ 19-83 в пункты реки Чая для производства погрузо-разгрузочных работ с 3 мая по 31 мая в составе, в том числе крановщик ФИО1; приказом № от 9 июля 1993 г. командировать кран КПЛ 19-83 в пункты Чаинского района для производства погрузо-разгрузочных работ с 1 июня по 4 июня в составе, в том числе крановщик ФИО1; приказом № от 21 июля 1993 г. направить кран КПЛ 19-83 в Коломино для производства погрузо-разгрузочных работ с 10 июля по 14 июля 1993 в составе, в том числе крановщик ФИО1; приказом № от 6 октября 1993 г. командировать КПЛ-4493 в командировку п. Коломино для производства погрузо-разгрузочных работ с 13 сентября по 25 сентября в составе, в том числе крановщик ФИО1; приказом № от 18 октября 1993 г. направить КПЛ 44-93 в командировку в п. Коломино для производства погрузо- разгрузочных работ сроком с 13 октября по 15 октября в составе, в том числе крановщик ФИО1; приказом № от 2 июня 1994 г. направить кран КПЛ 19-83 в командировку в Подгорное по 15 июня 1994 г. в составе, в том числе крановщик ФИО1; приказом начальника речного порта ОАО ЗСРП № от 2 июня 1999 г. о режиме работы на период навигации 1999 года установить бригадный метод работы плавучих кранов, с несением вахт по 2 человека в смену согласно штатного расписания при 8-ми часовом режиме рабочего времени. Несение вахт 2 человека в смену на плавучих кранах при погрузо-разгрузочных работах. При отсутствии погрузо-разгрузочных работ и подаче крана теплоходом к месту работы, когда кран не находится в работе, установить несение вахт на плавучих кранах по одному человеку в смену для наблюдения за работой двигателя и оборудования. На период навигации 1999 года на плавучих кранах установить суммированный учёт рабочего времени, оплата за фактически отработанные часы с предоставлением н/оплачиваемых отгулов; приказом № от 2 июня 1994 г. направить кран КПЛ 19-83 в командировку в пункт Подгорное с 9 по 17 мая и с 29 по 31 мая для производства погрузо-разгрузочных работ в составе, в том числе крановщик ФИО1; приказом № от 14 апреля 2000 г. по пожарной безопасности разрешить электросварочные и газорезочные работы силами экипажей судов и плавучих кранов, имеющих штатную, исправную электросварочную аппаратуру; приказом № от 23 апреля 2001 г. с момента ввода в эксплуатацию плавучих кранов, а также повышения ответственности за безопасное производство работ назначить старшими смен на плавучих кранах в период отсутствия ст.электромеханика-крановщика, в том числе ФИО1 см.электромеханик-крановщик КПЛ 42-92 и производить доплату в период навигации 2001 года в размере 100 руб. в месяц; приказом № от 16 апреля 2003 г. об организации технического надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных машин назначить ответственных лиц, а во время их отсутствия обязанности возложить на старших смены, в том числе ФИО1 КПЛ 42-92.
Согласно ответу Колпашевского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10 апреля 2020 г. № информации на плавучие краны КПЛ 554, КПЛ-25-85, КПЛ 19- 83 КПЛ-16-82 и КПЛ -42-92 за период с 1990 по 2004 в архивах Колпашевского линейного отдела не имеется, и ответить относятся ли данные суда к портовым, работающим постоянно на акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам пригородного и внутреннего сообщения, не представляется возможным, так как распоряжение на выполнение работ, маршруты движения данных судов выдавались работодателями.
Из справки ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» от 27 марта 2020 г. № следует, что даты начала ледохода и дата начала осенних ледяных явлений на р. Обь в районе г.Колпашево: 1990 год - вскрытие 21.04, ледостав - 01.11; 1991 год - вскрытие 24.04, ледостав 03.11; 1992 год - вскрытие 03.05, ледостав 03.11; 1993 год - вскрытие 28.04, ледостав 02.11; 1994 год - вскрытие 26.04, ледостав 30.10; 1995 год - вскрытие 17.04, ледостав 05.11; 1996 год - вскрытие 07.05, ледостав 03.11; 1997 год - вскрытие 13.04, ледостав 27.10; 1998 год – вскрытие 08.05, ледостав 09.11; 1999 год - вскрытие 01.05, ледостав 30.10; 2000 год – вскрытие 21.04, ледостав 12.11; 2001 год - вскрытие 22.04, ледостав 22.10; 2002 год – вскрытие 28.04, ледостав 07.11; 2003 год – вскрытие 03.05, ледостав 05.11; 2004 год - вскрытие 04.05, ледостав 03.11.
Допрошенные в судебном заседании свидетели К., Т., П., Ч. подтвердили факт совместной работы с истцом в речном порту, указав, что ФИО1 работал крановщиком-электромехаником на плавкранах ПКТ-554, КПЛ-25- 85, КПЛ 19-83, КПЛ 16-82, КПЛ 44-93, КПЛ 42-92, которые предназначены для погрузки, разгрузки сыпучих, штучных грузов.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 в части требования о включении в специальный стаж периодов работы истца в Колпашевском речном порту полные навигации, суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды работы в Колпашевским речном порту в должности крановщика-электромеханика, крановщика плавкрана в 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1999, 2000, 2002, 2003 годах истец осуществлял трудовую деятельность в должностях плавсостава на судах, не относящихся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, пригородного и внутригородского сообщения, и им навигации в эти годы были отработаны в полном объёме, в связи с чем подлежат включению в специальный стаж истца на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением положений пункта 13 Правил № 516, в соответствии с которыми, если навигационный сезон отработан полностью, продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости за работу в плавсоставе, составляет полный год. При этом суд указал, что в названные периоды навигации истец был закреплён за конкретным судном, в конкретной должности, отнесённой к должностям плавсостава, навигации отработал полностью, что позволяет включить их в льготный трудовой стаж истца, дающий право на назначение пенсии досрочно, не по фактической продолжительности, а как полные навигационные периоды.
Разрешая требования истца о включении периода с 29 января 1990 г. по 1 мая 1990 г. (прохождение курсов крановщиков) в календарном исчислении в специальный стаж, суд первой инстанции сослался на пункт 5 Правил от 11 июля 2002 г. № 516, статьи 112, 116 КЗоТ РСФСР от 9 декабря 1971 г., исходил из того, что спорный период необходимо признать периодом обучения на курсах повышения квалификации, поскольку окончание курсов осуществлено 4 июня 1990 г., а приказом № от 4 мая 1990 г. экипаж плавучего крана ПКТ-554, в том числе крановщик ФИО1, направлен в пункты реки Чая для производства погрузо-разгрузочных работ на 30 дней с 2 мая 1990 г., при этом истец не только проходил обучение, но в указанный период работал в должностях плавсостава, был зачислен на штатную должность предприятия, работал в указанной должности полный рабочий день и ему начислялась заработная плата в полном объёме, в связи с чем пришёл к выводу о включении данного периода в специальный стаж работы истца в календарном исчислении.
Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы истца с 2 мая 1990 г. по 28 сентября 1990 г., с 28 апреля 1998 г. по 13 октября 1998 г., с 30 ноября 1998 г. по 30 января 1999 г., с 1 февраля 1999 г. по 11 февраля 1999 г., с 23 апреля 2001 г. по 9 сентября 2001 г., с 10 сентября 2001 г. по 23 октября 2001 г. суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в должностях плавсостава на судах, относящихся к речному транспортному флоту, и не относящихся к служебно-вспомогательным, разъездным судам, пригородного и внутригородского сообщения, постоянно работающих в акватории порта.
При этом указанные периоды работы истца до 1 января 2002 г. подлежат включению в специальный стаж с применением коэффициента 1,5 в соответствии со статьёй 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статьёй 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», п. 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Удовлетворяя требования ФИО1 о включении в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (северный стаж) периодов нахождения истца в отгулах и командировке с 12 января 1995 г. по 31 января 1995 г., с 28 октября 1995 г. по 9 декабря 1995 г., с 30 октября 1996 г. по 14 января 1997 г., с 14 октября 1997 г. по 30 ноября 1997 г., с 31 марта 1999 г. по 2 апреля 1999 г., с 1 марта 2001 г. по 16 марта 2001 г., с 24 марта 2003 г. по 27 апреля 2003 г., суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца в спорные периоды в Колпашевском речном порту подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в спорные периоды трудовая деятельность истца проходила в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в связи с чем они подлежат включению в северный стаж истца в календарном исчислении.
Удовлетворяя требование истца о включении в северный и страховой стаж периода нахождения его в межнавигационном отпуске с 16 марта 1992 г. по 21 апреля 1992 г., суд первой инстанции указал, что спорный период, в течение которого истец работал в Колпашевском речном порту, приходится на период работы до регистрации его в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, в связи с чем подлежит включению в страховой стаж ФИО1
Вместе с тем, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требования истца об отмене решения пенсионного органа № от 5 марта 2020 г. в части не включения в подсчёт специального, северного, страхового стажа спорных периодов работы, указав, что статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации такой способ защиты права как отмена решения (приказа, распоряжения) юридического лица не предусмотрен, поскольку данные действия являются осуществлением правоспособности юридического лица, относятся к его компетенции.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований о включении истцу в страховой и северный стаж периода нахождения в межнавигационном отпуске в Колпашевском речном порту с 16 марта 1992 г. по 21 апреля 1992 г., однако не согласился с выводами суда в части возложения на ГУ - УПФР обязанности включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в Колпашевском речном порту в должности крановщика-электромеханика, крановщика плавкрана полные навигационные периоды 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1999, 2000, 2002, 2003 года; период прохождения курсов крановщиков в календарном исчислении с 29 января 1990 г. по 1 мая 1990 г.; в должности крановщика плавучего крана в календарном исчислении с 2 мая 1990 г. по 28 сентября 1990 г., с 28 апреля 1998 г. по 13 октября 1998 г., с 30 ноября 1998 г. по 30 января 1999 г., с исчислением указанных периодов в льготном порядке в полуторном размере; в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периоды нахождения в отгулах с 12 января 1995 г. по 31 января 1995 г., с 28 октября 1995 г. по 9 декабря 1995 г., 30 октября 1996 г. по 14 января 1997 г., 14 октября 1997 г. по 30 ноября 1997 г., с 31 марта 1999 г. по 2 апреля 1999 г., с 1 марта 2001 г. по 16 марта 2001 г., с 24 марта 2003 г. по 24 апреля 2003 г.
Отменяя решение суда в указанной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункт 5 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 207 года, утверждённый постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 г., пришёл к выводу, что периоды работы истца в Колпашевском речном порту с 2 мая 1990 г. по 28 сентября 1990 г., с 28 апреля 1998 г. по 13 октября 1998 г., с 30 ноября 1998 г. по 30 января 1999 г., с 23 апреля 2001 г. по 9 сентября 2001 г., 10 сентября 2001 г. по 23 октября 2001 г. (в должности крановщика плавучего крана, смен.элмеханика-крановщика) не относятся к периодам работ, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение, так как должность «крановщик плавкрана», «смен.элмеханика-крановщика» не предусмотрены Списками № 2, № 467 льготных профессий и должностей. Плавкраны относятся к техническому флоту, к речным плавучим несамоходным механизмам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах. Характер работы плавкранов не позволяет отнести их к судам, работающим на транзитных линиях, так как в период навигации они могут работать как на акватории порта, так и за его пределами. В списке видов судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, с учётом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации № 467 от 7 июля 1992 г., плавкраны отсутствуют.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что сама по себе работа на плавкранах не даёт права на назначение пенсии со снижением возраста без представления относимых и допустимых письменных доказательств тому, что такая работа осуществлялась на судах речного флота, не относящихся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Представленные в материалы гражданского дела доказательства, в том числе архивные справки не содержат неопровержимых сведений, достоверно подтверждающих принадлежность судов, на которых выполнял работу истец в спорные периоды, к судам морского, речного флота или флота рыбной промышленности, не отнесённым к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Кроме того, факт работы ФИО1 в спорные периоды подтверждён работодателем на общих основаниях.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции в части включения с специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода прохождения истцом курсов крановщиков с 29 января 1990 г. по 1 мая 1990 г., суд апелляционной инстанции, руководствовался подпунктами «з» и «и» пункта 109 постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», пришёл к выводу, что периоды обучения, имевшие место до 1 января 1992 г., могут быть засчитаны в страховой стаж соответствующего работника, только при наличии стажа работы или службы указанной в п. «к» вышеназванного Положения до поступления в учебное заведение, а период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Действовавшее в период прохождения истца обучения на курсах крановщиков правовое регулирование предусматривало возможность зачёта такой деятельности в специальный стаж работы только при условии, если после окончании учёбы истец работал на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, однако материалами дела подтверждено, что до поступления на курсы истец не работал, стажа работы не имел, обучаясь на курсах, получал стипендию, при этом не был трудоустроен, так как отсутствуют сведения о заработной плате.
Отменяя решение суда в части включения в специальный стаж периодов работы истца в Колпашевском речном порту полные навигации в должности крановщика-электромеханика, крановщика плавкрана в 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1999, 2000, 2002, 2003 годах, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии достаточных и бесспорных доказательств, позволяющих определить начало и окончание навигации в указанные периоды.
Отменяя решение суда в части включения периода нахождения истца в командировке с 24 марта 2003 г. по 27 апреля 2003 г. в подсчёт северного стажа, суд апелляционной инстанции исходил из того, что указанный период нахождения истца в командировке учтён работодателем как стаж в обычных условиях, без указания на особые условия (МКС) и в спорный период истец находился в командировке в п. Моряковка, который не относится к району Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Также суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в северный стаж периодов нахождения ФИО1 в неоплачиваемых отгулах с 12 января 1995 г. по 31 января 1995 г., с 28 октября 1995 г. по 9 декабря 1995 г., с 30 октября 1996 г. по 14 января 1997 г., с 14 октября 1997 г. по 30 ноября 1997 г., с 31 марта 1999 г. по 2 апреля 1999 г., с 1 марта 2001 г. по 16 марта 2001 г., поскольку спорные периоды в Выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица указаны как неоплачиваемые отгулы без учёта коэффициента местности Крайнего Севера МСК 1,5), Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 не предусмотрено включение неоплачиваемых отгулов в северный стаж.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставлено право на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Исходя из указанной нормы, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ, от наименования их профессий и должностей, не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца, необходимо только документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержались в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. « 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчётом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений ст. 30 и 31 данного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В подпункте «б» пункта указанного постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, с 1 января 1992 г. применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
В данном Списке № 2 в подразделе 3 «Морской и речной флот» раздела XXVIII «Транспорт» в плавающий состав (п. 1) включены: машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения).
Аналогичные профессии предусмотрены Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г).
Согласно подпункту «ж» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, - Список работ (профессий и должностей), с учётом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 467 «Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учётом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности» (далее - Список № 467).
Списком № 467 предусмотрены все виды работ (профессий и должностей), с учётом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на следующих видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности: агломератовозы; буксиры - толкачи, постоянно занятые на транспортировке нефтяных барж; газовозы; нефтеналивные, нефтеперекачивающие, нефтебункеровочные и зачистные станции; подводные аппараты (лаборатории); суда с атомными энергетическими установками; суда атомного технологического обслуживания; суда, постоянно работающие в Арктике; химовозы.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.
Согласно пункту 5 Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 13 указанных Правил периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчётом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Аналогичная норма содержалась в пункте 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590, согласно которой при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы.
Сроки начала и конца навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами территориальных органов государственных бассейновых управлений водных путей судоходства (ГБУПйС) с учётом местных климатических и гидрологических условий.
Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работ включаются все периоды работы, дающие право на досрочную пенсию по подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации№, по их фактической продолжительности в порядке, предусмотренном пунктом 5 Правил, то есть в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.
Отработанный навигационный период на водном транспорте с учётом Постановления Правительства Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 266 «О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы.
Согласно пункту 9 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 г. № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР», при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами.
К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда).
К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.
В силу части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Именно из такой правовой позиции исходил суд апелляционной инстанции, разрешая спор по требованиям ФИО1 о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы в Колпашевском речном порту в должности крановщика-электромеханика, крановщика плавкрана полные навигационные периоды 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1999, 2000, 2002, 2003 года; период прохождения курсов крановщиков в календарном исчислении с 29 января 1990 г. по 1 мая 1990 г.; в должности крановщика плавучего крана в календарном исчислении с 2 мая 1990 г. по 28 сентября 1990 г., с 28 апреля 1998 г. по 13 октября 1998 г., с 30 ноября 1998 г. по 30 января 1999 г., с исчислением указанных периодов в льготном порядке в полуторном размере.
Установив что должности крановщик плавкрана, смен.элмеханика-крановщика не предусмотрены Списками № 2 и № 467, плавкраны относятся к техническому флоту, к речным плавучим несамоходным механизмам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности не позволяют достоверно подтвердить принадлежность судов, на которых выполнял работу истец в спорные периоды, к судам морского, речного флота или флота рыбной промышленности, не отнесённым к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутрипригородного сообщения, в материалах дела отсутствуют достаточные и бесспорные доказательства, позволяющие определить начало и окончание навигации в спорные периоды, принимая во внимание, что после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, работодатель представлял сведения о спорных периодах работы истца без кода льготных условий, суд апелляционной инстанции пришёл к правильным, соответствующим установленным обстоятельствам дела выводам об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В период прохождения истцом курсов крановщиков в Колпашевском речном порту с 29 января 1990 г. по 1 мая 1990 г. действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённое Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590, пунктом 109 которого было предусмотрено, что при назначении пенсии по старости, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж засчитывается также периоды, указанные в подпунктах «з» данного Постановления: обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах. Указанный период, приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Установив, что периоду прохождения курсов крановщиков не предшествовала и за ним не следовала работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанного периода в специальный стаж.
Отказывая в удовлетворении требований истца в части включения в северный стаж периодов нахождения ФИО1 в неоплачиваемых отгулах и служебной командировке, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что истец в спорные периоды находился в неоплачиваемых отгулах, в течение полного рабочего дня в районах Крайнего Севера (приравненных к районам Крайнего Севера) в указанное время не работал, заработная плата ему не начислялась и не выплачивалась, период командировки с 24 марта 2003 г. по 28 апреля 2003 г. проходил в п. Моряковка, который не относится к району Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, спорные периоды подтверждены работодателем как стаж в обычных условиях.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного актов, либо опровергали выводы суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств.
Вместе с тем в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 3797 ГПК РФ могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 29 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи С.Б. Латушкина
И.А. Новожилова