ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-544/2021 от 26.10.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-15932/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 26 октября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Латушкиной С.Б., Раужина Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-544/2021; УИД: 17RS0017-01-2020-003409-56 по иску Чудаан-оол Саяны Сояновны к федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» об отмене дисциплинарного взыскания, признании незаконным и отмене пунктов приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 6 июля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В., заслушав пояснения представителей федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» ФИО1, ФИО2, являющейся также представителем Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва, поддержавших доводы кассационной жалобы, истца ФИО3, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва (далее - ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва) об отмене дисциплинарного взыскания, признании незаконным и отмене пунктов приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что с 16 августа 2019 г. истец занимает должность старшего инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва. 25 февраля 2020 г. ей стало известно, что приказом ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва от 25 февраля 2020 г. в отношении нее было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в отсутствии записи в журнале учета занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению», раздела школы подготовки осужденных к освобождению. С данным дисциплинарным взысканием она категорически не согласна, поскольку оно не соответствует тяжести совершенного проступка и степени вины. Считает выводы, изложенные в пункте 4 «Выводов и предложений по результатам служебной проверки» заключения служебной проверки от 21 февраля 2020 г., незаконными, полагает, что служебная проверка проведена формально, обстоятельства материалами служебной проверки не устанавливались. С незаконным наложением дисциплинарного взыскания ей был причинен моральный вред, который выразился в негативных чувствах, переживаниях, стрессе и бессоннице, которые повлияли на физическое здоровье. Кроме того, пострадала ее деловая репутация перед сослуживцами, поскольку данный случай рассматривался на общем собрании в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва при подведении итогов за 1 квартал 2020 г. Причиненный ей моральный вред оценивает в 50000 рублей.

Просила отменить дисциплинарное взыскание, наложенное приказом ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва от 25 февраля 2020 г. в виде строгого выговора, признать незаконным и отменить пункт 2 данного приказа, признать незаконными абз.2 и 3 пункта «Причины и условия, способствовавшие совершению нарушения» заключения служебной проверки от 21 февраля 2020 г., утвержденной вр.и.о. начальника УФСИН России по Республике Тыва О., признать незаконным пункт 4 «Выводов и предложений по результатам служебной проверки» заключения служебной проверки от 21 февраля 2020 г., утвержденной вр.и.о. начальника УФСИН России по Республике Тыва О., взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 января 2021 г. в удовлетворении исковых требований Чудаан -оол Саяны Сояновны к федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» об отмене дисциплинарного взыскания, признании незаконным и отмене пунктов приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 6 июля 2021 г. постановлено:

«решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 января 2021 г. отменить, вынести новое решение следующего содержания.

Иск Чудаан-оол Саяны Сояновны к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва удовлетворить частично.

Признать незаконным дисциплинарное взыскание, наложенное приказом ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва от 25 февраля 2020 г. виде строгого выговора.

Признать незаконным п.2 приказа ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва от 25 февраля 2020 г.

Признать незаконными абзацы 2, 3 пункта «Причины и условия, способствовавшие совершению нарушения» заключения служебной проверки от 21 февраля 2020 г.

Признать незаконным пункт 4 «Выводов и предложений по результатам служебной проверки» заключения служебной проверки от 21 февраля 2020 г.

Взыскать с ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва в пользу Чудаан-оол Саяны Сояновны компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В остальной части иска отказать».

В кассационной жалобе представитель федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» ФИО1 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 6 июля 2021 г., как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО3 в полном объеме.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» ФИО1, ФИО2, поддержавших доводы кассационной жалобы, истца ФИО3, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе служебной проверки ответчик установил ненадлежащее исполнение истцом своих служебных обязанностей, выразившихся в отсутствии записи в журнале учета записей в «Школе подготовки осужденных к освобождению» раздела школы подготовки осужденных к освобождению.

Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда не согласилась, полагая их сделанными при неправильном применении правовых норм.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее также - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ), другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе.

В силу статьи 49 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

На сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе (часть 1 статья 50 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ). Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий установлены статьей 52 данного Федерального закона.

Согласно части 6 статьи 52 указанного Федерального закона, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.

На основании части 8 статьи 52 данного Федерального закона, до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 12 апреля 2012 г. № 198, предусмотрено, что проверки проводятся по факту нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника (далее - дисциплинарный проступок).

Как указано в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2) при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса, или об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

Таким образом, в силу приведенных правовых норм дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику за нарушение им трудовой дисциплины, то есть за дисциплинарный проступок.

Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности.

Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

При этом право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю, который должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.

Из материалов дела следует, что на основании приказа начальника УФСИН России по Республике Тыва О. от 15 августа 2019 г. ФИО3 переведена на нижестоящую должность старшего инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва с 15 августа 2019 г.

В соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005г. , настоящее Положение определяет назначение и содержание деятельности группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения ФСИН (далее - группа), ее основные цели, задачи и функции, права и обязанности работников, устанавливает порядок оказания администрацией исправительного учреждения содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, а также перечень документации, которую составляют и ведут работники группы (пункт 1). Основными задачами группы являются, в частности: подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению», привлечение к их проведению заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб (пункт 14). К основным функциям группы также относится организация непрерывной работы по подготовке осужденных к освобождению (пункт 15). Старший специалист (специалист) по социальной работе обязан оказывать осужденным индивидуальную помощь, информировать и консультировать их по вопросам пенсионного, иного социального обеспечения, вести учет проделанной работы, анализировать ее результаты и влияние на исправление осужденных (пункт 18). Старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных обязан: разъяснить положения действующего законодательства, касающихся прав и обязанностей освобождающихся, порядка оказания осужденным содействия в трудовом и бытовом устройстве, оформления документов и получения регистрации; принимать участие в организации и проведении практических занятий по подготовке осужденных к освобождению; вести учет проделанной работы, обобщать и анализировать ее результаты, представлять руководству учреждения соответствующую информацию и предложения по совершенствованию профессиональной деятельности (пункт 20). Старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных составляет и ведет журнал учета занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению» (пункт 22).

В силу пункта 3 должностной инструкции, утвержденной начальником ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва К. 4 октября 2019 г., с которой ФИО3 ознакомлена 4 октября 2019 г., старший инспектор группы социальной защиты Учреждения в своей деятельности должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста Российской Федерации, Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, других министерств и ведомств, а также настоящей инструкцией.

В соответствии с пунктом 7 инструкции, старший инспектор группы социальной защиты осужденных Учреждения: - обязан осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы конкретных осужденных, их групп и определять пути их разрешения; - составлять ежеквартальные планы работы группы и утверждать их у заместителя начальника исправительного учреждения по кадрам и воспитательной работе; - оказывать осужденным индивидуальную помощь, информировать и консультировать их по вопросам пенсионного, иного социального обеспечения; - вести учет проделанной работы, анализировать ее результаты и влияние на исправление осужденных; - оказывает содействие осужденным в восстановлении социальных связей с родственниками, трудовыми коллективами и учебными заведениями, общественными и религиозными организациями; - осуществлять с первых дней пребывания осужденных в исправительном учреждении деятельность, направленную на их подготовку к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и трудовых навыков.

13 февраля 2020 г. приказом начальника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва создана комиссия по проведению служебной проверки в составе: вр.и.о. заместителя начальника М., оперуполномоченного оперативного отдела Биче-оола А.-Х.М., начальника отдела кадров и работы с личным составом О.

С указанным приказом ФИО3 под роспись ознакомлена 14 февраля 2020 г., что подтверждается листом ознакомления.

Приказом от 25 февраля 2020 г. по результатам служебной проверки от 21 февраля 2020 г. ФИО3 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в отсутствии записи в журнале учета занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению» раздела школы подготовки осужденных к освобождению не заполнены в нарушение приказа ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва от 14 ноября 2019 г. «О работе «Школы подготовки осужденных к освобождению» и приказа Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы». С приказом ФИО3 ознакомлена в тот же день.

Согласно заключению о результатах служебной проверки, утвержденной 21 февраля 2020 г. вр.и.о. начальника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва О., в ходе проверки установлено, что согласно абзацам 2, 3 Причин и условий, способствовавших совершению нарушения:

В нарушение указания ФСИН России от 8 декабря 2016 г. контроль за ведением базы ПТК АКУС и «Социальная работа» осуществляется недостаточно;

- в нарушение методических рекомендаций ФСИН России по проведению занятий с осужденными по социально-правовым вопросам в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва не проводились занятия в 2019 году (имеется приказ ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва «О работе школы подготовки осужденных к освобождению» от 14 ноября 2019г. , а в журнале учета занятий и в НТК АКУС раздел школа подготовки осужденных к освобождению не заполнены вообще). В нарушение методических рекомендаций ФСИН России от 29 ноября 2016 г. «О механизме индивидуальной социальной работы с осужденными к лишению свободы с момента их поступления в учреждениях УИС в целях подготовки к освобождению и дальнейшей социализации», социальными работниками в практической деятельности не используются данные методические рекомендации в полном объеме.

В пунктах 4 Выводов по результатам служебной проверки указано: «За нарушение служебной дисциплины, выразившееся в отсутствии записи в журнале учета занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению» раздела школы подготовки осужденных к освобождению не заполнены в нарушение приказа ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва от 14 ноября 2019 г. и приказа Минюста России от 30 декабря 2005 г. старшему лейтенанту внутренней службы, старшему инспектору группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва ФИО3, объявить выговор.

С заключением служебной проверки ФИО3 ознакомлена 25 февраля 2020 г., что подтверждается ее подписью.

В письменном объяснении от 17 февраля 2020 г. ФИО3 указала, что с 15 ноября 2019 г. по 22 ноября 2019 г. находилась на больничном листе по уходу за несовершеннолетним членом семьи, 28 ноября 2019 г. ею была проведена подготовка осужденных по темам: «Что нужно знать перед освобождением. Подготовка к освобождению», «Признание осужденного инвалидом», «Права несовершеннолетних детей», «Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве», «Как приступить к поиску работы», «Права и обязанности родителей», «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», «Как составить резюме». С 17 декабря 2019 г. по 23 декабря 2019 г. находилась на больничном листе по уходу за несовершеннолетним членом семьи, поскольку был конец года, после выхода из больничного она не успела заполнить журнал учета занятий, а также написать заявление по статье 254 ТК РФ.

Согласно листку освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности , выданному 22 ноября 2019 г., ФИО3 с 15 ноября 2019 г. по 22 ноября 2019 г. была освобождена от выполнения служебных обязанностей в связи с уходом за больным членом семьи Чудаан-оолом Б.-Х.А., к исполнению своих служебных обязанностей приступила с 23 ноября 2019 г.

Из листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности , выданному 26 декабря 2019 г., ФИО3 с 17 декабря 2019 г. по 23 декабря 2019 г. была освобождена от выполнения служебных обязанностей в связи с уходом за больным членом семьи Чудаан-оолом Б.-Х.А., к исполнению своих служебных обязанностей приступила с 24 декабря 2019 г.

Согласно приказу начальника ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва от 14 ноября 2019 г. , утвержден график занятий школы подготовки осужденных к освобождению согласно приложению , составы учебных групп осужденных согласно приложению .

В соответствии с планом-графиком на ноябрь и декабрь 2019 года, 20 ноября 2019 г. проводятся занятие по теме «Что нужно знать перед освобождением. Подготовка к освобождению», 22 ноября 2019 г.- «Признание осужденного инвалидом», 26 ноября 2019 г.- «Права несовершеннолетних детей», 28 ноября 2019 г.- «Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве», 3 декабря 2019 г.- «Как приступить к поиску работы», 5 декабря 2019 г.- «Права и обязанности родителей», 10 декабря 2019 г.- «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», 12 декабря 2019 г.- «Как составить резюме», 17 декабря 2019 г.- «Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи», 19 декабря 2019 г.- «Пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы», 26 декабря 2019 г.- «Регистрация по месту жительства».

Из журнала учета занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению» следует, что ФИО3 указано о проведении занятий 17 декабря 2019 г. В один день проведены занятия по темам: «Что нужно знать перед освобождением. Подготовка к освобождению», «Признание осужденного инвалидом», «Права несовершеннолетних детей», «Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве», «Как приступить к поиску работы», «Права и обязанности родителей», «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», «Как составить резюме», «Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи», «Пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы», «Регистрация по месту жительства».

Таким образом, установив из журнала учета занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению», что ФИО3 за 17 декабря 2019 г. указано о проведении всех занятий по плану-графику на ноябрь и декабрь 2019 г., суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие фактов, послуживших основанием привлечения истца к дисциплинарной ответственности, в связи с чем признал неверным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным приказа от 25 февраля 2020 г. о привлечении ФИО3 к дисциплинарной ответственности в виде выговора, и отменил решение суда, удовлетворив заявленные исковые требования.

Принятое по делу определение суда апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего является законным.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра, вступившего в силу и правильного по существу судебного постановления по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

Наличие описок, допущенных в апелляционном определении, о его незаконности и необоснованности не свидетельствует, поскольку могут быть исправлены в порядке статьи 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебного акта в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 6 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: