ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-554011 от 28.10.2011 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

                                                                                    Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ

                        Дело № 2-554011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 октября 2011 года г.Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи О.С. Лыкиной,

при секретаре Е.Т.Ри,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора г.Южно-Сахалинска о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня принятия пункта 2.9 Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации города Южно-Сахалинска, утвержденных постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от 04.04.2011г. №490, -

У с т а н о в и л:

Прокурор г.Южно-Сахалинская, действуя в интересах субъекта Российской Федерации - Сахалинской области, обратился в Южно-Сахалинский городской суд с заявлением, в порядке ст. 251 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), в котором просил обязать администрацию г.Южно-Сахалинска внести в наименование должности муниципальной службы пункты 2.9 Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации г.Южно-Сахалинска и пункт 4 Положения о резерве управленческих кадров города Южно-Сахалинска, утвержденных постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от 04.04.2011г. №490, изменение в соответствие с требованиями действующего регионального законодательства. Заявитель в обоснование заявленных требований указал следующее.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что 04.04.2011 администрацией города Южно-Сахалинска принято постановление № 490 ««О кадровом резерве» (вместе с «Положением о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации города Южно-Сахалинска», «Положением о резерве управленческих кадров города Южно-Сахалинска», «Положением о комиссии по формированию и подготовке кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы в администрации города Южно-Сахалинска и резерва управленческих кадров города Южно-Сахалинска»). Пунктом 2.9. Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации города Южно-Сахалинска предусмотрено, что предложения о включении муниципальных служащих в кадровый резерв вносят руководители структурных подразделений по согласованию с вице-мэрами, курирующими соответствующее направление деятельности. Руководители структурных подразделений несут персональную ответственность за качественный состав кадрового резерва и рост его профессионального потенциала. На основании п. 4 Положения о резерве управленческих кадров города Южно-Сахалинска резерв формируется для замещения, в том числе, должностей - Первый вице-мэр города Южно-Сахалинска, вице-мэр города Южно-Сахалинска. Согласно реестра должностей муниципальной службы в Сахалинской области, утвержденных Законом Сахалинской области от 06.07.2007г. №78-30 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области», к высшим должностям муниципальной службы в городском округе отнесены: глава местной администрации; первый заместитель главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию; первый заместитель местной администрации; заместитель главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию; заместитель главы местной администрации. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации. В силу п. 4 ст. 7 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В этой связи, п. 2.9. Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации города Южно-Сахалинска и п. 4 Положения о резерве управленческих кадров города Южно-Сахалинска, утвержденных постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 04.04.2011 №490, противоречат требованиям действующего законодательства в части наименования высших должностей муниципальной службы - Первый вице-мэр, вице-мэр, в связи с чем, подлежат приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства. В связи с чем, 20.06.2011 прокуратурой города Южно-Сахалинска на п. 2.9, п. 4 Положений принесен протест. По результатам рассмотрения данного протеста 04.07.2011 администрацией города отказано в удовлетворении требований прокурора, меры по приведению положений нормативного правового акта не приняты. В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за соответствием законам издаваемых органами местного самоуправления правовых актов, что и послужило основанием обращения в суд.

В судебном заседании представитель прокуратуры г.Южно-Сахалинска Т.В. Подвигина представила заявление прокурора г.Южно-Сахалинска, в котором прокурором заявлено требование в иной редакции, прокурор в соответствии со ст. 251 ГПК РФ просит признать противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня принятия, пункт 2.9 Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от 04.04.2011г. №490. Подвигина Т.В. в судебном заседании пояснила, что поддерживает требование прокурора в новой редакции, просит заявление удовлетворить по основаниям, изложенным в первоначальном заявлении.

Представитель администрации г.Южно-Сахалинска Захарова Т.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований прокурору отказать, указала, что в настоящее время администрацией г.Южно-Сахалинска проводятся мероприятия, связанные в приведением в соответствие с действующим законодательством наименований высших должностей муниципальной службы, определенных другим нормативно правовым актом, действующим в настоящее время, а именно Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск», который прокурором г.Южно-Сахалинска не оспаривался в установленном законом порядке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с часть. 1 ст. 251 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Из указанных положений закона следует, что предметом для судебного нормоконтроля (в порядке главы 24 ГПК РФ) могут быть лишь такие нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения гражданских прав и свобод, требующих судебного пресечения.

Судом установлено, что Постановлением мэра г.Южно-Сахалинска А.И. Лобкина издано постановление №490 от 04.04.2011г. «О кадровом резерве». Названный нормативный правовой акт, которым утверждено Положение о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации г.Южно-Сахалинска, а также Положение о резерве управленческих кадров г.Южно-Сахалинска, опубликован в газете «Южно-Сахалинск Сегодня» №28 (771) от 12.04.2011г.

В разделе 2 Положения о кадровом резерве для замещения содержится Порядок формирования и утверждения кадрового резерва.

Пункт 2.9 (раздел 2) названного положения изложен в следующей редакции «Предложения о включении муниципальных служащих в кадровой резерв вносят руководители структурных подразделений по согласованию с вице-мэрами, курирующими соответствующее направление деятельности. Руководители структурных подразделений несут персональную ответственность за качественный состав кадрового резерва и рост его профессионального потенциала».

Пункт 4 Положения о резерве управленческих кадров города Южно-Сахалинска изложен в следующей редакции «Резерв формируется для замещения следующих должностей: 4.1 первый вице-мэр города Южно-Сахалинска; вице-мэр города Южно-Сахалинска».

Судом установлено, что наименование должностей муниципальной службы, с которым не согласен прокурор, определено нормативным правовым актом – Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденным решением городского Собрания г.Южно-Сахалинска №1803-06-3 от 22.02.2006г.

Статьей 36 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск» определено, что глава городского округа - мэр города, является высшим должностным лицом городского округа "Город Южно-Сахалинск", наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию города Южно-Сахалинска (ред. Устава от 14.09.2011, Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Дальневосточному федеральному округу 03.03.2006 N RU 653020002006001).

Статьей 41 Устава предусмотрено, что администрация города формируется мэром города в соответствии с федеральными законами, законами Сахалинской области и настоящим Уставом. Структура администрации города самостоятельно формируется мэром города и принимается постановлением администрации города с последующим утверждением городским Собранием. (в ред. Решений городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 05.03.2008 N 1000/48-08-3, от 18.02.2010 N 76/7-10-4). Структурные подразделения администрации города могут обладать правами юридического лица (часть 3 в ред. Решения городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 05.03.2008 N 1000/48-08-3). Органы администрации города осуществляют свою деятельность на основании Положений о структурных подразделениях администрации города, утверждаемых постановлениями администрации города (в ред. Решений городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 05.03.2008 N 1000/48-08-3, от 08.12.2010 N 291/17вн-10-4)

Первый вице-мэр (первые вице-мэры) и вице-мэры города, руководители структурных подразделений администрации города, осуществляющие руководство органами администрации города, назначаются и освобождаются от должности мэром города (п. 5 в ред. Решения городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 25.04.2007 N 657/32-07-3, ст. 41 Устава).

Представитель заявителя Т.В. Подвигина в судебном заседании пояснила, что с требованиями о проверке соответствия Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск» действующему законодательству, прокурор г.Южно-Сахалинска не обращался, названный нормативный правовой акт в настоящее время является действующим..

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые прокурором, действующим в интересах субъекта Российской Федерации – Сахалинской области, положения нормативно-правового акта, изданного мэром города, в пределах его компетенции, не влекут нарушения гражданских прав и свобод, требующих судебного пресечения.

Само по себе наименование высших должностей муниципальной службы, не приводит к нарушению каких-либо прав и свобод, требования прокурора в рассматриваемом случае не подлежат судебной защите. Доказательств, подтверждающих нарушение таковых прав, заявителем суду не представлено и не заявлялось.

Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Поскольку заявленные прокурором требования не подлежат судебной защите, суд, основываясь на требованиях ст. ст.134 и 220 ГПК РФ прекращает производство по настоящему делу.

Руководствуясь ст.ст. 134,220,224,225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по гражданскому делу № 2-5540 011 по заявлению прокурора г.Южно-Сахалинска о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня принятия пункта 2.9 Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации города Южно-Сахалинска, утвержденных постановлением администрации г.Южно-Сахалинска от 04.04.2011г. №490, - прекратить.

Определение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья: О.С. Лыкина