Дело №
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 октября 2011 года г.Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи О.С. Лыкиной,
при секретаре Е.Т.Ри,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня принятия пункта 2.9 Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации <адрес>, утвержденных постановлением администрации <адрес>-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, -
У с т а н о в и л:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах субъекта Российской Федерации - <адрес>, обратился в Южно-Сахалинский городской суд с заявлением, в порядке ст. 251 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), в котором просил обязать <данные изъяты> внести в наименование должности муниципальной службы пункты 2.9 Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации <адрес> и пункт 4 Положения о резерве управленческих кадров <адрес>-<адрес>, утвержденных постановлением администрации г<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, изменение в соответствие с требованиями действующего регионального законодательства. Заявитель в обоснование заявленных требований указал следующее.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> принято постановление № ««О кадровом резерве» (вместе с «Положением о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации <адрес>», «Положением о резерве управленческих кадров <адрес>», «Положением о комиссии по формированию и подготовке кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы в администрации <адрес>-Сахалинска и резерва управленческих кадров <адрес>»). Пунктом 2.9. Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации <адрес> предусмотрено, что предложения о включении муниципальных служащих в кадровый резерв вносят руководители структурных подразделений по согласованию с вице-мэрами, курирующими соответствующее направление деятельности. Руководители структурных подразделений несут персональную ответственность за качественный состав кадрового резерва и рост его профессионального потенциала. На основании п. 4 Положения о резерве управленческих кадров <адрес>-<адрес> резерв формируется для замещения, в том числе, должностей - Первый вице-мэр <адрес>-<адрес> вице-мэр <адрес>-<адрес> Согласно реестра должностей муниципальной службы в <адрес>, утвержденных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в <адрес>», к высшим должностям муниципальной службы в городском округе отнесены: глава местной администрации; первый заместитель главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию; первый заместитель местной администрации; заместитель главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию; заместитель главы местной администрации. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации. В силу п. 4 ст. 7 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В этой связи, п. 2.9. Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации <адрес> и п. 4 Положения о резерве управленческих кадров <адрес>-Сахалинска, утвержденных постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, противоречат требованиям действующего законодательства в части наименования высших должностей муниципальной службы - Первый вице-мэр, вице-мэр, в связи с чем, подлежат приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес>-<адрес> на п. 2.9, п. 4 Положений принесен протест. По результатам рассмотрения данного протеста ДД.ММ.ГГГГ администрацией города отказано в удовлетворении требований прокурора, меры по приведению положений нормативного правового акта не приняты. В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за соответствием законам издаваемых органами местного самоуправления правовых актов, что и послужило основанием обращения в суд.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Т.В. Подвигина представила заявление прокурора <адрес>-<адрес>, в котором прокурором заявлено требование в иной редакции, прокурор в соответствии со ст. 251 ГПК РФ просит признать противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня принятия, пункт 2.9 Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации <адрес>-<адрес> утвержденного постановлением администрации <адрес>-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Подвигина Т.В. в судебном заседании пояснила, что поддерживает требование прокурора в новой редакции, просит заявление удовлетворить по основаниям, изложенным в первоначальном заявлении.
Представитель администрации <адрес> Захарова Т.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований прокурору отказать, указала, что в настоящее время администрацией <адрес>-<адрес> проводятся мероприятия, связанные в приведением в соответствие с действующим законодательством наименований высших должностей муниципальной службы, определенных другим нормативно правовым актом, действующим в настоящее время, а именно Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск», который прокурором <адрес>-Сахалинска не оспаривался в установленном законом порядке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с часть. 1 ст. 251 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Из указанных положений закона следует, что предметом для судебного нормоконтроля (в порядке главы 24 ГПК РФ) могут быть лишь такие нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения гражданских прав и свобод, требующих судебного пресечения.
Судом установлено, что Постановлением мэра <адрес>-<адрес>ФИО6 издано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О кадровом резерве». Названный нормативный правовой акт, которым утверждено Положение о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации <адрес>-<адрес>, а также Положение о резерве управленческих кадров <адрес>-<адрес> опубликован в газете <адрес>№ (771) от ДД.ММ.ГГГГ
В разделе 2 Положения о кадровом резерве для замещения содержится Порядок формирования и утверждения кадрового резерва.
Пункт 2.9 (раздел 2) названного положения изложен в следующей редакции «Предложения о включении муниципальных служащих в кадровой резерв вносят руководители структурных подразделений по согласованию с вице-мэрами, курирующими соответствующее направление деятельности. Руководители структурных подразделений несут персональную ответственность за качественный состав кадрового резерва и рост его профессионального потенциала».
Пункт 4 Положения о резерве управленческих кадров <адрес> изложен в следующей редакции «Резерв формируется для замещения следующих должностей: 4.1 первый вице-мэр <адрес>; вице-мэр <адрес>».
Судом установлено, что наименование должностей муниципальной службы, с которым не согласен прокурор, определено нормативным правовым актом – Уставом городского округа <адрес> утвержденным решением городского Собрания <адрес>-<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ
Статьей 36 Устава городского округа <адрес> определено, что глава городского округа - мэр города, является высшим должностным лицом городского округа <адрес> наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию <адрес>-Сахалинска (ред. Устава от ДД.ММ.ГГГГ, Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Дальневосточному федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ N RU 653020002006001).
Статьей 41 Устава предусмотрено, что администрация города формируется мэром города в соответствии с федеральными законами, законами <адрес> и настоящим Уставом. Структура администрации города самостоятельно формируется мэром города и принимается постановлением администрации города с последующим утверждением городским Собранием. (в ред. Решений городского Собрания городского округа "<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1000/48-08-3, от ДД.ММ.ГГГГ N 76/7-10-4). Структурные подразделения администрации города могут обладать правами юридического лица (часть 3 в ред. Решения городского Собрания городского округа "<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1000/48-08-3). Органы администрации города осуществляют свою деятельность на основании Положений о структурных подразделениях администрации города, утверждаемых постановлениями администрации города (в ред. Решений городского Собрания городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1000/48-08-3, от ДД.ММ.ГГГГ N 291/17вн-10-4)
Первый вице-мэр (первые вице-мэры) и вице-мэры города, руководители структурных подразделений администрации города, осуществляющие руководство органами администрации города, назначаются и освобождаются от должности мэром города (п. 5 в ред. Решения городского Собрания городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 657/32-07-3, ст. 41 Устава).
Представитель заявителя Т.В. Подвигина в судебном заседании пояснила, что с требованиями о проверке соответствия Устава городского округа <адрес> действующему законодательству, прокурор <адрес>-<адрес> не обращался, названный нормативный правовой акт в настоящее время является действующим..
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые прокурором, действующим в интересах субъекта Российской Федерации – <адрес>, положения нормативно-правового акта, изданного мэром города, в пределах его компетенции, не влекут нарушения гражданских прав и свобод, требующих судебного пресечения.
Само по себе наименование высших должностей муниципальной службы, не приводит к нарушению каких-либо прав и свобод, требования прокурора в рассматриваемом случае не подлежат судебной защите. Доказательств, подтверждающих нарушение таковых прав, заявителем суду не представлено и не заявлялось.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку заявленные прокурором требования не подлежат судебной защите, суд, основываясь на требованиях ст. ст.134 и 220 ГПК РФ прекращает производство по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 134,220,224,225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по гражданскому делу № по заявлению прокурора <адрес> о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня принятия пункта 2.9 Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в администрации <адрес>-<адрес>, утвержденных постановлением администрации <адрес>-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, - прекратить.
Определение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья: О.С. Лыкина