ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-55/2022 от 13.10.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-19527/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 13 октября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Кожевниковой Л.П., Андугановой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-55/2022 (УИД: 42RS0002-01-2020-000107-44) по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе представителя ФИО1 - ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 июля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., возражения представителей общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» ФИО3, ФИО4, действующих на основании доверенностей, полагавших кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Теплоэнергетик» о взыскании задолженности по заработной плате за период с января 2019 г. по декабрь 2019 г. включительно в размере 318 171,84 руб., компенсации морального вред в размере 50 000 руб.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что 1 апреля 2008 г. принята на работу в ООО «Теплоэнергетик» аппаратчиком ХВО 3 разряда на основании приказа от 1 апреля 2008 -к. 1 апреля 2008 г. между ФИО1 и ответчиком заключён бессрочный трудовой, договор, согласно пункту которого должностной оклад составляет 3 504,02 руб., с надбавкой к окладу, в связи с вредными условиями труда 4% к окладу. 2 сентября 2019 г. на основании заявления ФИО1 ответчик перевёл её машинистом топливоподачи 3 разряда на участок № 2 с окладом 5 988,70 руб. В данной ФИО1 должности работает по настоящее время.

7 декабря 2018 г. принято дополнительное соглашение к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. В разделе 2.3 соглашения установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению и не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством. В приложении № 1 говорится, что в организации коммунального теплоснабжения месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 г. составляет 10 303 руб., значит коэффициент 3 разряда по тарифной сетке, которая указана в коллективном договоре 1,69. Оклад 3 разряда будет составлять 10303*1.69=17 412,07 руб. Следовательно, на 1 января 2019 г. должностной оклад истца должен составлять 17 412,07 руб. в месяц без учёта надбавки за вредные условия труда в размере 8% (установлено дополнительным соглашением от 1 октября 2018 г.), которую ответчик обязан был выплачивать ежемесячно начиная 1 января 2019 г. по настоящее время, без учёта северного коэффициента. Таким образом, размер ежемесячного денежного оклада по профессии аппаратчик ХВО 3 разряда, без учёта других доплат за работу в ночное время, в праздничные дни, доплаты за совмещение, премии, денежной компенсации составит 24 446,55 руб.

В соответствии с дополнительным соглашением к договору от 1 апреля 2008 г. работник получает в порядке совмещения профессий (должностей) доплату 40% от основного оклада, которая должны составлять 9 778,62 руб.

В соответствии с пунктом 6.6.3 Коллективного договора за каждый час работы в ночную смену работнику установлена доплата в размере 40% от ставки (оклада). В январе 2019 г. истцом отработано 72 часа в ночное время, доплата составит 7 040,74 руб.

В соответствии с положением о премировании машинисты топливоподачи подлежат премированию за своевременную закачку топлива в бункера сырого угля котлоагрегатов в размере 30%. За обеспечение бесперебойной работы обслуживаемого оборудования в размере 20%, а всего 50% от должностного оклада.

Как видно из расчётного листка за январь 2019 года премия составила 50% за выполнение работы по совмещению и машиниста топливоподачи в размере 4 956,08 руб. Премия рассчитана от оклада в размере 5 728,06 руб. и из 40% за совмещение от основного оклада. Данная премия подлежит расчёту из иного оклада и составит 9 402,52 руб. и 7 522,02 за совмещение.

Исходя из оклада в 18 805,04 руб. подлежат перерасчёту все выплаты за период с января 2019 г. по ноябрь 2019 г., включая доплату за вредные условия, совмещение, работу в ночное врем, в праздничные дни и премии.

Кроме того, ответчик за указанный период работы не доплатил единовременное пособие по выслуге лет, исходя из стажа работы - 15 лет.

Учитывая длительность нарушения трудовых прав истца, моральный вред оценивает в размере 50 000 руб.

Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 9 марта 2022 г. с ООО «Теплоэнергетик» в пользу ФИО1 взыскано 318 171,84 руб. в качестве невыплаченной заработной платы за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. и 30 000 руб. в качестве компенсации морального вреда, а всего 348 171,84 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.

С ООО «Теплоэнергетик» в пользу автономной некоммерческой организации «Кемеровский центр судебных экспертиз» в качестве оплаты за проведённую судебную бухгалтерскую экспертизу взыскано 28 000 руб.

С ООО «Теплоэнергетик» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 6 681,71 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 июля 2022 г. решение Беловского городского суда Кемеровской области от 9 марта 2022 г. отменено в обжалуемой части - в части взыскания недоплаты по заработной плате и компенсации морального вреда и принято в отменённой части новое решение.

С ООО «Теплоэнергетик» в пользу ФИО1 взыскана недоплата по заработной плате за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 2 036,84 руб., компенсация морального вреда в размере 1 000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.

Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 9 марта 2022 г. в части взыскания государственной пошлины изменено.

С ООО «Теплоэнергетик» в бюджет города Белово взыскана государственная пошлина в размере 700 руб.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ФИО1 - ФИО2 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 июля 2022 г.

На кассационную жалобу ООО «Теплоэнергетик» принесены письменные возражения, в которых ответчик просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.

На основании части пятой статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции не были допущены.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 1 апреля 2008 г. по настоящее время ФИО5 (после заключения брака ФИО1) А.В. состоит с ответчиком в трудовых отношениях.

По условиям трудового договора ФИО1 выполняет обязанности аппаратчика ХВО 3-го разряда, ей установлен сменный режим работы, должностной оклад в размере 3 504,02 руб. в месяц, надбавка за вредные условия труда 4% к окладу, срок выплаты заработной платы 25 число месяца, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (основной), 7 календарных дней (дополнительный).

Дополнительным соглашением от 1 октября 2018 г. к трудовому договору от 1 апреля 2008 г. внесены изменения в трудовой договор в части установления должностного оклада 5 784,51 руб. и доплаты 8% от основного оклада за вредные условия труда.

Дополнительным соглашением от 9 января 2019 г. к трудовому договору от 1 апреля 2008 г., внесены изменения в трудовой договор, заключённый с ФИО1, в части установления в порядке совмещения профессий (должностей) выполнение обязанностей в связи с недокомплектом численности трудящихся на участке № 2 с установлением доплаты в размере 40% от основного оклада. Соглашение вступило в силу 1 января 2019 г. и действовало до 31 декабря 2019 г.

На основании приказа от 2 сентября 2019 г., ФИО1 переведена на участок № 2 по профессии (должности) машинист топливоподачи 3 разряда, с должностным окладом 5 988,70 руб. в месяц, надбавкой 4% за вредные условия труда. В данной должности работает по настоящее время.

Приказом от 6 декабря 2019 г. «По личному составу» ООО «Теплоэнергетик» на основании личного заявления ФИО1 отменено выполнение ФИО1 обязанностей машиниста по удалению золы и доплата в размере 35% от основного оклада за совмещение должностей.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 5, 48, 57, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 1.2-1.4, 10.3, 10.4, 10.8 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы пришёл к выводу о том, что ООО «Теплоэнергетик», являясь организацией жилищно-коммунального хозяйства, не исполняет условия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы, в том числе, в части установления заработной платы истца из минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности, установленной в пункте 2.3 и приложении № 1 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы.

Принимая во внимание заключение судебной бухгалтерской экспертизы, определившей разницу между выплаченной зарплатой работнику ООО «Теплоэнергетик» ФИО1 за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г., и размером заработной платы, рассчитанной с учётом Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы и коллективного договора на 2019 год, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для взыскания с ООО «Теплоэнергетик» в пользу ФИО1 невыплаченную заработную плату за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 318 171,84 руб.

Установив нарушение трудовых прав истца выплатой заработной платы не в полном размере, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 151, 1099, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», учитывая фактические обстоятельства дела, степень нравственных страданий, связанных с восстановлением нарушенного права, длительность нарушений трудовых прав истца, требования разумности и справедливости, пришёл к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.

Руководствуясь статьями 98, 103 ГПК РФ, принимая во внимание заявление директора АНО «Кемеровский центр судебных экспертиз» о возмещении расходов в связи с производством судебной экспертизы, суд первой инстанции взыскал с ООО «Теплоэнергетик» расходы на оплату судебной экспертизы в пользу АНО «Кемеровский центр судебных экспертиз» в размере 28 000 руб.

Требования в части соответствия заработной платы истца минимальному размеру оплаты труда судом не рассматривались.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части взыскания недоплаты по заработной плате и компенсации морального вреда.

Отменяя решение суда в части взыскания недоплаты и компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для взыскания недоплаты по заработной плате, рассчитанной в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы.

При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы, постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15 декабря 2016 г. № 516 в совокупности с концессионным соглашением от 22 сентября 2016 г., имеющегося в общем доступе в сети Интернет, исходил из того, что для ООО «Теплоэнергетик» были установлены долгосрочные тарифы, с применением метода индексации на теплоснабжение на 2016-2025 годы, которые не подлежали пересмотру в течение срока их действия. При установлении тарифов Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы во внимание не принималось, поскольку не действовало на тот момент, при утверждении тарифов расходы работодателя на оплату труда работников не учитывались, следовательно, работодатель имел право корректировать расходы на оплату труда с учётом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов.

Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что федеральным и региональным соглашением предусмотрено право работодателя отступать (корректировать) минимальный размер тарифной ставки рабочего первого разряда, когда при установлении тарифов по оплате жилищно-коммунальных услуг не учитываются фактические расходы работодателя, предусмотренные соглашением. При этом размер минимальной тарифной ставки не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, проверив размер заработной платы на соответствие обязательным требованиям установленным в статье 37 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, установив, что заработная плата за сентябрь 2019 г. выплачена ответчиком истцу в размере ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного в Кемеровской области, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для взыскания недоплаты по заработной плате за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 2 036, 84 руб., а также компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции принял во внимание необоснованность заявленных истцом требований в основной их части, размер выявленной недоплаты, отсутствие умышленных виновных действий со стороны работодателя, в связи с чем счёл соответствующей требованиям разумности и справедливости компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.

Оснований не согласиться с приведёнными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, норма права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников (часть 4 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

В соответствии с частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Судами установлено, что 8 декабря 2016 г. между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Действие соглашения продлено до 31 декабря 2022 г.

Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835, работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении Отраслевого тарифного соглашения (утверждённого 8 декабря 2016 г.), предложено к нему присоединиться.

В соответствии с пунктом 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г., минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2017 г. установлена - 9526 рублей, на 1 января 2018 г. - 9907 рублей, на 1 января 2019 г. - 10303 рубля.

Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (МРОТ) и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

При регулировании досрочных тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения расходы на оплату труда включаются в состав операционных расходов - расходов регулируемой организации, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, величина которых зависит от деятельности регулируемой организации и в отношении которых регулируемая организация должна принимать меры по их снижению.

Согласно пункту 1.9 Отраслевого тарифного соглашения от 8 декабря 2016 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.

В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учёта расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учётом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.

Руководствуясь вышеприведённым правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, установив, что 22 сентября 2016 г. между муниципальным образованием Беловский городской округ и ООО «Теплоэнергетик» заключено концессионное соглашение в соответствии с которым ООО «Теплоэнергетик» были установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера на срок с 2016 года по 2025 год, после заключения концессионного соглашения Постановлением Региональной энергетической комиссии по Кемеровской области от 15 декабря 2016 г. № 516 ООО «Теплоэнергетик» установлены долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Белово с 2016 по 2025 годы методом индексации, при утверждении тарифов расходы работодателя на оплату труда работников с учётом тарифов, установленных Отраслевым тарифным соглашением на 2017-2019 годы не учитывались, размер заработной платы истца в спорный период, за исключением сентября 2019 г., соответствовал требованиям статей 133, 133.1, 135 Трудового кодекса Российской Федерации и Отраслевого тарифного соглашения, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выплату о наличии оснований для взыскания в пользу истца задолженности по заработной плате за сентябрь 2019 г., исходя из того, что сумма заработной платы за указанный месяц не могла быть начислена ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Кемеровской области.

Доводы кассационной жалобы о том, что при определении регулирующими органами тарифов на услуги в сфере теплоснабжения, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, учитывается фонд оплаты труда с учётом отраслевых тарифных соглашений, механизм определения тарифов на услуги в сфере теплоснабжения не содержат положений, запрещающих работодателям или ограничивающих их индексировать заработную плату, предусматривает возможность корректировки валовой выручки, в которую входят все расходы регулируемой организации, в том числе и фонд оплаты труда, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают.

Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определяет общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в частности обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учётом требований, установленных федеральными законами, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (пункты 2, 5 и 6).

Названный Федеральный закон предусматривает также основные принципы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 7), к которым отнесены обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надёжному функционированию и развитию систем теплоснабжения, определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (пункты 2, 3 и 8).

Одним из методов регулирования цен (тарифов) в указанной сфере является метод индексации установленных тарифов (пункт 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Государственное регулирование цен (тарифов) с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Указанное Постановление применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы.

В силу пунктов 1, 3, 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее - Основы ценообразования), основы ценообразования определяют основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными тарифами (пункт 4 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования - параметры расчёта тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются; долгосрочный период регулирования - период длительностью более одного расчётного периода регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы); долгосрочные тарифы - тарифы в сфере теплоснабжения, установленные на долгосрочный период регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемых организаций в числовом выражении или в виде формул.

Как следует из материалов дела, 22 сентября 2016 г. между муниципальным образованием Беловский городской округ и ООО «Теплоэнергетик» заключено концессионное соглашение.

В соответствии с пунктом 95 концессионного соглашения регулирование тарифов на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляется в соответствии с методом индексации. Значения долгосрочный параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочные параметры регулирования тарифов, определённые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) приведены в приложении № 8 к настоящему Соглашению. В соответствии с указанными долгосрочными параметрами регулирования тарифов концессионера осуществляется установление тарифов концессионера в течение срока действия настоящего Соглашения.

Базовый уровень операционных расходов, приведённый в приложении № 8 к настоящему Соглашению, указывается в ценах 2016 г. с учётом индексов количества активов, принятых в расчёт дисконтированной валовой выручки концессионера при проведении конкурса, указанной в приложении № 9.

Базовый уровень операционных расходов на начало очередного долгосрочного периода устанавливается в соответствии с базовым уровнем операционных расходов, приведённым в приложении № 8 к настоящему Соглашению с использованием индексов количества активов, принимаемых в расчёт тарифов, фактических индексов потребительских цен по данным Росстата, а в случае, когда фактический индекс не известен, - с использованием прогнозных индексов потребительских цен, указанных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). Учёт индекса количества активов осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения.

Как следует из постановления Региональной энергетической комиссии по Кемеровской области от 15 декабря 2016 г. № 516 базовый уровень операционных расходов, указанный в приложении № 8 к концессионному соглашению, был учтён при установлении тарифов ООО «Теплоэнергетик».

Особенности расчёта тарифов с применением метода индексации установленных тарифов установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учётом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).

Согласно пункту 58 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к операционным расходам.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчётный период регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.

Норма пункта 42 Основ ценообразования, предусматривающая требования к определению расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, в нормативном единстве с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» направлена на формирование надлежащего механизма ценообразования, в том числе с учётом экономически обоснованного расчёта размера фонда оплаты труда в организации теплоснабжения.

Поскольку Постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15 декабря 2016 г. № 516 в совокупности с концессионным соглашением от 22 сентября 2016 г. ООО «Теплоэнергетик» были установлены долгосрочные тарифы с применением метода индексации на теплоснабжение на 2016-2025 годы, которые не подлежали пересмотру в течение срока их действия, долгосрочные тарифы установлены Региональной энергетической комиссией Кемеровской области до официального опубликования Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, расходы по оплате труда исходя из установленной данным соглашением минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда ООО «Теплоэнергетик» в установленных тарифах не возмещались, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ООО «Теплоэнергетик» выплачивать истцу заработную плату с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), установленной в Приложении № 1 к указанному Соглашению.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции нарушил нормы процессуального права, которые выразились в принятии дополнительных доказательств – Постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15 декабря 2016 г. № 516, концессионного соглашения от 22 сентября 2016 г., не могут являться основанием отмены апелляционного определения, поскольку суд апелляционной инстанции в силу требований абзаца второго части 1 статьи 3271 ГПК РФ самостоятельно разрешает вопрос о принятии и исследовании дополнительных (новых) доказательств.

Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.

Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления суда апелляционной инстанции по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.

В кассационной жалобе заявитель просит взыскать с ООО «Теплоэнергетик» в пользу ФИО1 расходы по составлению кассационной жалобы в размере 6 000 руб., по оплату услуг юриста по представлению интересов в суде кассационной инстанции в размере 11 000 руб.

Согласно части третьей статьи 3901 ГПК РФ в определении суда кассационной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, понесённых в связи с подачей кассационных жалобы, представления.

Учитывая, что кассационная жалоба представителя ФИО1 - ФИО2 удовлетворению не подлежит, принимая во внимание положения части первой статьи 98, части первой статьи 100 ГПК РФ, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что расходы ФИО1 на оплату услуг представителя в сумме 17 000 руб. (за составление кассационной жалобы и участие представителя в судебном заседании) не подлежат взысканию.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 - без удовлетворения.

В удовлетворении ходатайства представителя ФИО1 - ФИО2 о взыскании судебных расходов за составление кассационной жалобы и участие представителя в суде кассационной инстанции отказать.

Председательствующий

Судьи