ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-10973/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 30 июня 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Прудентовой Е.В., Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5653/2019 (УИД: 54RS0006-01-2019-008907-82) по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) на решение Ленинского районного суда города Новосибирска Новосибирской области от 28 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 февраля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее – ФИО1, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее – УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что решением УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 17 сентября 2018 г. № ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.
ФИО1 считает отказ пенсионного органа незаконным и нарушающим ее права, поскольку пенсионным органом не были учтены периоды работы, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
ФИО1, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд признать незаконным решение УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 17 сентября 2018 г. № об отказе в назначении и выплате досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в льготный стаж периоды трудовой деятельности с 1 января 1992 г. по 1 июля 1992 г. в должности ученика стволовой и с 1 июля 1992 г. по 17 апреля 2000 г. в должности стволовой, с 17 апреля 2000 г. по 10 мая 2001 г. в должности машиниста подъемной установки, занятой полный рабочий день на подземных работах, с 10 мая 2001 г. по 30 сентября 2011 г., с 1 июля 2014 г. по 1 сентября 2014 г., с 16 февраля 2015 г. по 1 июля 2015 г. в должности машиниста подъемной машины, занятой полный рабочий день на подземных работах, с 17 сентября 2014 г. по 13 октября 2014 г. в должности машиниста подъемной машины на шахте Восточная, с 1 июля 2015 г. по 26 января 2017 г. в должности машиниста подъемной машины на поверхности подземного участка шахты, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 5 мая 2018 г., взыскать с ответчика сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда города Новосибирска Новосибирской области от 28 ноября 2019 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены. Решение УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 17 сентября 2018 г. № признано незаконным. На УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) возложена обязанность включить ФИО1 в специальный стаж периоды работы с 1 января 1992 г. по 1 июля 1992 г. в должности ученика стволовой, с 1 июля 1992 г. по 17 апреля 2000 г. в должности стволовой на Тишинском руднике, с 17 апреля 2000 г. по 10 мая 2001 г. в должности машиниста подъемной установки, занятой полный рабочий день на подземных работах, с 10 мая 2001 г. по 30 сентября 2011 г., с 1 июля 2014 г. по 1 сентября 2014 г., с 16 февраля 2015 г. по 1 июля 2015 г. в должности машиниста подъемной машины, занятой полный рабочий день на подземных работах, с 17 сентября 2014 г. по 13 октября 2014 г. в должности машиниста подъемной машины на шахте Восточная, с 1 июля 2015 г. по 26 января 2017 г. в должности машиниста подъемной машины на поверхности подземного участка шахты, назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 5 мая 2018 г. С УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) в пользу ФИО1 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 февраля 2020 г. решение Ленинского районного суда города Новосибирска Новосибирской области от 28 ноября 2019 г. изменено в части установления даты назначения пенсии. Дата установления пенсии изменена на 5 июня 2018 г. В остальной части решение Ленинского районного суда города Новосибирска Новосибирской области от 28 ноября 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда города Новосибирска Новосибирской области от 28 ноября 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 февраля 2020 г., как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец ФИО1, представитель ответчика УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное), сведений о причинах неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Из материалов дела следует, что 5 июня 2018 г. ФИО1, <дата> года рождения, в возрасте 48 лет, обратилась в УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Решением УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 17 сентября 2018 г. № ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. Бесспорный специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», на момент обращения в пенсионный орган составлял 3 месяца 19 дней, при требуемом – 7 лет, страховой стаж – 7 лет 11 месяцев 9 дней.
При этом, как указано в решении, в специальный стаж ФИО1, пенсионным органом не зачтены периоды работы с 1 декабря 1991 г. по 30 июня 1992 г., с 1 июля 1992 г. по 6 марта 1997 г., с 7 марта 1997 г. по 16 апреля 1997 г. с 17 июля 1997 г. по 16 апреля 2000 г. в качестве ученика стволовой, стволовой на подземных работах, машинистом подъемной установки, по мотиву того, что не подтверждено право и условия досрочного пенсионного обеспечения по законодательству Республики Казахстан лиц, занятых на указанных работах в указанной профессии, то есть не соблюдается условие, предусмотренное ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Кроме того, пенсионным органом в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не зачтены периоды работы ФИО1 с 17 апреля 2000 г. по 10 мая 2001 г. в должности машиниста подъемной установки, с 11 мая 2001 г. по 30 сентября 2011 г., с 1 июля 2014 г. по 1 сентября 2014 г., с 17 сентября 2014 г. по 13 октября 2014 г., с 16 февраля 2015 г. по 1 июля 2015 г. в должности машиниста подъемной машины, с 1 июля 2015 г. по 26 января 2017 г. в должности машиниста подъемной машины, по мотиву того, что на территории Республики Казахстан после 1 января 1998 г. не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ в целях определения права на установление досрочной пенсии по старости в соответствии с российским законодательством, поскольку в соответствии с законодательством Республики Казахстан периоды работы после указанной даты учитываются в трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях по достижении общеустановленного пенсионного возраста, в связи с чем, при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», они так же должны учитываться в страховой стаж на общих основаниях.
Из копии трудовой книжки, судом первой инстанции установлено, что ФИО1 12 августа 1991 г. принята на Тишинский рудник ученицей стволовой на подземных работах с полным рабочим днем по 1 разряду, с 1 июля 1992 г. переведена стволовой на подземных работах полный рабочий день по 1 разряду, 18 января 1995 г. присвоен 2 разряд стволовой на подземных работах с полным рабочим днем, 7 июня 1996 г. переведена на рудник 40 лет ВЛКСМ, 7 июня 1996 г. принята на рудник имени 40-летия ВЛКСМ стволовой на подземных работах с полным рабочим днем по 2 разряду, 6 марта 1997 г. уволена по п. 5 ст. 31 КЗоТ КазССР перевод ЛГМК ОАО «Казцинк», с 7 марта 1997 г. принята на рудник имени 40-летия ВЛКСМ стволовой, занятая полный рабочий день на подземных работах по 2 разряду переводом с АО «ЛПК», 17 апреля 2000 г. переведена машинистом подъемной установки, занятым полный рабочий день на подземных работах по 5 разряду.
Кроме того, из копии трудовой книжки, имеющейся в материалах дела, следует, что ФИО1 10 мая 2001 г. переведена на Алтайский рудник, 10 мая 2001 г. принята на Алтайский рудник машинистом подъемной машины, занятых полный рабочий день на подземных работах по 5 разряду, 30 сентября 2011 г. трудовой договор расторгнут по п. 1 ст. 51 Трудового кодекса Республики Казахстан (по соглашению сторон), 1 октября 2011 г. принята на Риддер-Сокольный рудник машинистом подъемной машины, занятым полный рабочий день на подземных работах по 5 разряду, 30 июня 2014 г. трудовой договор расторгнут по п. 1 ст. 51 Трудового кодекса Республики Казахстан (по соглашению сторон), 1 июля 2014 г. принята на Риддер-Сокольный рудник машинистом подъемной машины, занятой полный рабочий день на подземных работах по 5 разряду, 1 сентября 2014 г. трудовой договор расторгнут по п. 2 ст. 57 Трудового кодекса Республики Казахстан (по инициативе работника), 17 сентября 2014 г. принята в ОАО «Южуралзолото группа компаний» машинистом подъемной машины 2 разряда на шахту «Восточная» (поверхность), 13 октября 2014 г. уволена по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника), 16 февраля 2015 г. принята на Риддер-Сокольный рудник машинистом подъемной машины, занятым полный рабочий день на подземных работах по 4 разряду, 1 июля 2015 г. переведена машинистом подъемной машины на поверхности 5 разряда подземного участка шахтных стационарных установок, 26 января 2017 г. трудовой договор расторгнут по п. 2 ст. 56 Трудового кодекса Республики Казахстан (по инициативе работника).
Судом первой инстанции также установлено, что согласно информации с ИПС, закрытых в НПФ вкладчика за счет обязательных пенсионных взносов и выписке с ИПС по учету обязательных пенсионных взносов, выданных 10 сентября 2018 г. АО «Единый накопительный пенсионный фонд» (г. Алматы, Республика Казахстан) в период трудовой деятельности ФИО1 с 5 марта 1998 г. по 13 сентября 2013 г. страховой стаж составляет 15 лет 6 месяцев, который сформирован из отчислений, произведенных Казцинк с 5 марта 1998 г. по 17 мая 1999 г., ОАО «Казцинк» с 14 июня 1999 г. по 9 июля 2003 г., АО «Казцинк» с 8 августа 2003 г. по 12 мая 2009 г., ТОО Казцинк 10 июня 2009 г., РКГП – Государственный центр по выплате пенсии с 9 июля 2009 г. по 13 сентября 2013 г.; в период трудовой деятельности ФИО1 с 26 сентября 2013 г. по 29 августа 2017 г. страховой стаж составляет 3 года 3 месяца, который сформирован из отчислений, произведенных АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ» (26 сентября 2013 г.), РГКП – Государственный центр по выплате пенсий (с 10 октября 2013 г. по 13 октября 2014 г.), ТОО Казцинк (с 12 марта 2015 г. по 14 февраля 2017 г.), АО «Единый накопительный фонд» (с 29 августа 2017 г. по 29 августа 2017 г.).
Согласно архивной справке, выданной Риддерским филиалом КГУ «Государственный архив» управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области 3 мая 2017 г., в личных карточках формы Т-2 ФИО1 рабочей Тишинского рудника, рудника им. 40-летия ВЛКСМ Лениногорского полиметаллического комбината и АО «Лениногорский полиметаллический комбинат», имеются сведения о работе в Тишинском руднике учеником стволовой на подземных работах с полным рабочем днем 1 разряда с 12 августа 1991 г., стволовой на подземных работах с полным рабочим днем 1 разряда с 1 июля 1992 г., стволовая на подземных работах с полным рабочим днем 2 разряда с 18 января 1995 г., с 7 июня 1996 г. переведена на рудник им. 40-летия ВЛКСМ участок подъема, стволовая, занятая на подземных работах полный рабочий день, 2 разряда, приказом от 6 марта 1997 г. № уволена по п. 5 ст. 31 КЗОТ КазССР переводом в ЛГМК ОАО «Казцинк» с 6 марта 1997 г.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку имеются документы компетентного органа, подтверждающие периоды работы на льготных условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, период работы ФИО1 с 1 июля 1992 г. по 17 апреля 2000 г. подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Признавая решение УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 17 сентября 2018 г. № незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионный орган неправомерно отказал ФИО1 в назначении льготной пенсии, исключив из специального стажа период работы с 1 июля 1992 г. по 17 апреля 2000 г.
Принимая во внимание суммированный стаж работы ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включенный судом и зачтенный в бесспорном порядке пенсионным органом, суд первой инстанции установил, что специальный стаж ФИО1 на момент обращения в пенсионный орган в качестве ученика стволовой, стволовой составляет 8 лет 3 месяца 19 дней и в качестве машиниста подъемной машины 13 лет 7 месяцев 25 дней, в связи с чем, пришел к выводу о том, что досрочная страховая пенсия по старости может быть назначена ФИО1, <дата> года рождения, по достижении 48 лет.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции в части установления даты назначения пенсии – с 5 июня 2018 г., указал на то, что судом первой инстанции неправильно определена дата обращения ФИО1 в УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное). В остальной части суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Данный документ подписан государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией, Республикой Казахстан.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее – Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 в пенсионный орган, определено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»
Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 в пенсионный орган, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 в пенсионный орган, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Согласно п. 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подп. «а» п. 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подп. «б» пун. 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подп. «в» п. 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подп. «г» п. 6 Правил № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, в том числе применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 1).
Согласно разделу I «Горные работы» Списка № 1, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют стволовые (код 1010300а-18850).
Кроме того, подп. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2).
Согласно разделу I «Горные работы» Списка № 2, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют машинисты подъемных машин (код 2010100а-14021).
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрена возможность суммирования определенных периодов работ, а в пункте 3 данных правил определен порядок и условия их суммирования.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»).
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г. При этом ст. 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенных нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Из архивной справки, выданной Риддерским филиалом КГУ «Государственный архив» управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области 3 мая 2017 г., а также из личных карточек ФИО1, имеющихся в материалах дела, следует, что ФИО1 с 1 декабря 1993 г. на 1 месяц находилась в отпуске без содержания, а с 12 ноября 1995 г. по 16 июня 1998 г. в отпуске без содержания по уходу за ребенком.
Однако судебные инстанции, включая в специальный стаж ФИО1 период с 1 июля 1992 г. по 17 апреля 2000 г., данному обстоятельству оценку не дали и не учли вышеприведенные нормативные положения, в связи с чем, сделали не основанный на законе вывод о включении в стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов не подлежащих включению в специальный стаж работы.
Кроме того, удовлетворяя исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 17 апреля 2000 г. по 10 мая 2001 г. в должности машиниста подъемной установки, с 10 мая 2001 г. по 30 сентября 2011 г., с 1 июля 2014 г. по 1 сентября 2014 г., с 16 февраля 2015 г. по 1 июля 2015 г. в должности машиниста подъемной машины, с 17 сентября 2014 г. по 13 октября 2014 г. в должности машиниста подъемной машины на шахте Восточная, с 1 июля 2015 г. по 26 января 2017 г. в должности машиниста подъемной машины на поверхности подземного участка шахты, судом первой инстанции не выполнена обязанность отразить в мотивировочной части принятого им решения материальный закон, подлежащий применению, выводы, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает относительность, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно абз. 1 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в решении суда должен быть указан закон, которым руководствовался суд, необходимо указать в мотивировочной части материальный закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Часть 3 ст. 329 ГПК РФ обязывает суд апелляционной инстанции при оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения указать мотивы, по которым доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Указанные требования закона судебными инстанциями по настоящему делу не выполнены.
Также обращаем внимание судебных инстанций на то, что в материалах дела на л.д. 102-107 находится решение пенсионного органа от 17 сентября 2018 г. №, часть которого не является решением, принятым в отношении истца ФИО1
В связи с этим необходимо истребовать и приобщить к материалам дела, надлежаще заверенную копию решения пенсионного органа в отношении истца ФИО1
При таких данных решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Новосибирска Новосибирской области от 28 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 февраля 2020 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции –Ленинский районный суд города Новосибирска Новосибирской области.
Председательствующий:
Судьи: