ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-56/20 от 10.11.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-16556/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 10 ноября 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Шефер И.А.,

судей Богдевич Н.В. и Кожевниковой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 70RS0008-01-2019-000946-82 (№ 2-56/2020) по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) об отмене решения, возложении обязанности произвести перерасчет размера досрочной страховой пенсии по старости

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Колпашевского городского суда Томской области от 3 марта 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 июня 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) (далее – УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное)) об отмене решения, возложении обязанности произвести перерасчет размера досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала на то, что 24 апреля 2016 г. ей установлена досрочная страховая пенсия по старости. Решением Колпашевского городского суда Томской области от 11 июня 2019 г. на УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) возложена обязанность произвести перерасчет размера досрочной страховой пенсии истца за период работы с 12 ноября 1992 г. по декабрь 1999 года на территории Украины с учетом среднемесячного заработка в национальной валюте Украины - украинский карбованец и в национальной валюте Украины - гривна. В июле 2019 г. истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера досрочной страховой пенсии по старости за периоды до 2015 года. Решением УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от 23 июля 2019г. в перерасчете в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано. Расчет и конкретное правовое обоснование для отказа в перерасчете размера досрочной страховой пенсии в решении пенсионного органа не приведены. Считает, что перерасчет размера пенсии осуществлен ответчиков не верно, а именно: размер заработка (дохода) определен не исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Ответчик при перерасчете размера досрочной страховой пенсии по старости руководствовался методикой расчета, при которой суммы заработка с 12 ноября 1992 г. по 2 сентября 1996 г. были переведены в гривны путем уменьшения карбованцев в 100 000 раз. Далее полученная сумма переводилась в рубли по курсу 56,6723 руб. за 10 украинских гривен. После полученная сумма по доходам за периоды до 1 января 1998 г. увеличивалась в 1 000 раз в связи с деноминацией. Вместе с тем обмен карбованцев на гривны по курсу 100000 карбованцев за 1 гривну в соответствии с пунктом 9 Указа Президента Украины от 25 августа 1996 г. «О денежной реформе на Украине» производился в период с 2 сентября 1996 г. по 16 сентября 1996 г., в связи с чем, при расчете пенсии перевод 100 000 карбованцев за 1 гривну за период с 12 ноября 1992 г. до 2 сентября 1996 г. является неправомерным. Указанная методика расчета не соответствует положениям статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и полностью искажает величину полученного истцом дохода, который должен определяться за период с марта 1993 года по август 1996 года на основании официально установленного курса украинского карбованца к рублю, а за период с сентября 1996 года по декабрь 1999 года – по курсу украинской гривны к рублю. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 384-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2016 год» ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета ее размера, на 2016 год установлен продолжительностью 234 месяца. Однако ответчик использует ожидаемый период выплаты накопительной пенсии продолжительностью 252 месяца, чем снижает размер пенсии, кроме того ответчик в своих расчетах применяет заработок за 80 месяцев, тогда как должен учитываться заработок только за 60 месяцев. Таким образом, в 2019 году размер страховой пенсии истца с учетом ее заработной платы за период работы в Изваринской птицефабрике с 1 ноября 1992 г. по 30 апреля 1999 г. (60 месяцев) должен составить 21 021,42 руб.

С учетом уточнения исковых требований просила отменить решение УФПР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от 23 июля 2019 г. об отказе в перерасчете в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; возложить на ответчика обязанность при перерасчете размера досрочной страховой пенсии по старости использовать данные о заработной плате за период работы с 1 марта 1993 г. по 1 марта 1998 г. на территории Украины исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии в размере 176211257,22 руб.; возложить на ответчика обязанность при перерасчете размера досрочной страховой пенсии по старости использовать ожидаемый период выплаты накопительной пенсии продолжительностью 234 месяца.

Решением Колпашевского городского суда Томской области от 3 марта 2020 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 июня 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения Колпашевского городского суда Томской области от 3 марта 2020 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 июня 2020 г., как незаконных.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 24 апреля 2016 г. Расчет пенсии произведен по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Размер пенсии составляет 17 572,22 руб., в том числе: фиксированная выплата – 8001,29 руб., страховая пенсия по старости – 9570,93 руб.

Решением Колпашевского городского суда Томской области от 11 июня 2019 г. по делу № 2-304/2019, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования ФИО1 к УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет размера досрочной страховой пенсии, на пенсионный орган возложена обязанность произвести ФИО1 с 1 апреля 2019г. перерасчет размера досрочной страховой пенсии по старости за период работы с 12 ноября 1992 г. по декабрь 1999 года с учетом среднемесячного заработка в национальной валюте Украины украинский карбованец в размере: 1992 год: ноябрь 12489,45, декабрь – 12519; 1993 год: январь 12821, февраль 14502, март 13243, апрель 10174, май -, июнь 46040, июль 81960, август 77086, сентябрь 216110, октябрь 177956, ноябрь 74844, декабрь 598497; 1994 год: январь 0,22, февраль 23000, март 66041, апрель 270000, май 270000, июнь 307500, июль 282850, август 728500, сентябрь 495700, октябрь 134880, ноябрь 153400, декабрь 230800; 1995 год: январь 267400, февраль 369700, март -, апрель -, май -, июнь -, июль 3805000, август 3953000, сентябрь 5849000, октябрь 1499000, ноябрь 3413000, декабрь 8255000; 1996 год: январь 5410000, февраль 4413000, март 4280000, апрель 5523000, май 5849000, июнь 4944000, июль 4499000, август 5849000; в национальной валюте Украины гривна в размере: 1996 год: сентябрь 80, октябрь 80, ноябрь 58,09, декабрь 61,04; 1997 год : январь 80, февраль 60, март 60,38, апрель 68, 57, май 62,84, июнь 113,54, июль 60,99, август 38,05, сентябрь 60,68, октябрь 60,99, ноябрь 59,59, декабрь 60,99; 1998 год: январь 80, февраль 60, март 45,45, апрель 40,46, май 40,25, июнь 40, июль 54,99, август 109,44, сентябрь 175,80, октябрь 67, ноябрь 107,85, декабрь 38,46; 1999 год: январь 62,35, февраль 55, март 108,23, апрель 150, май 121,42, июнь 150, июль 102, август 101,63, сентябрь 112,49, октябрь 103,57, ноябрь 60, декабрь 32,78.

Определением Колпашевского городского суда Томской области от 22 июля 2019 г. по заявлению УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) разъяснено решение суда от 11 июня 2019 г. следующим образом - на УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) возложена обязанность произвести с 1 апреля 2019 г. перерасчет размера досрочной страховой пенсии по старости за период работы с 12 ноября 1992г. по декабрь 1992 года с учетом среднемесячного заработка в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента.

17 июля 2019 г. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом решения суда от 11 июня 2019 г.

УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) принято решение от 23 июля 2019 г. , которым ФИО1 отказано в перерасчете в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как при перерасчете размер пенсии не меняется.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь в том числе статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», частью 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку оснований для возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет выплачиваемой истцу пенсии по старости не имеется, так как расчетный размер пенсии истца при оценке пенсионных прав застрахованного лица определен по наиболее выгодному для нее варианту.

ФИО1 на решение Колпашевского городского суда Томской области от 3 марта 2020 г. об отказе в удовлетворении исковых требований была подана апелляционная жалоба.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе ФИО1, согласился с выводами суда первой инстанции.

Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

На основании части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

13 марта 1992 г. между государствами – участниками СНГ подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения.

Согласно статье 6 названного Соглашения от 13 марта 1992 г. назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При этом пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») не предусматривает учет в общий трудовой стаж периодов ухода неработающей матери за ребенком.

При оценке пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») в общий трудовой стаж учитываются периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности.

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

По смыслу статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением с 1 января 2002 г. нового правового регулирования территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации должны по выбору пенсионера произвести оценку его пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. Оценка пенсионных прав должна быть произведена ответчиком по более выгодному для застрахованного лица варианту.

Как установлено судом, истец является получателем страховой пенсии по старости, расчет которой произведен в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с включением в стаж периодов ухода за детьми и с учетом льготного исчисления периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, стаж для конвертации пенсионных прав составил 19 лет 11 месяцев 3 дня.

Согласно представленному расчету ответчика по указанному варианту, осовремененный среднемесячный заработок истца, в случае его определения за период с марта 1993 года, будет составлять 523,47 руб., а отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») для данного периода работы истца равняется 0,354.

При определении осовремененного среднемесячного заработка за период с декабря 1994 года по ноябрь 1999 года он составит 347,38 руб., отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - 0,462.

Осовремененный среднемесячный заработок ФИО1 за период 2000 – 2001 гг. определен пенсионным органом в размере 1884,20 руб. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для периода 2000 – 2001 гг. составило 1,167.

В этой связи суды пришли к выводу о том, что расчет размера пенсии произведен пенсионных органом по наиболее выгодному для истца варианту – исходя из осовремененный среднемесячный заработок ФИО1 за период 2000 – 2001 гг.

Далее приведен подробный расчет судами, так расчетный размер трудовой пенсии истца, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составил 983,94 руб. (1884,20 руб. х 0,55 = 1036,31 руб. (с учетом ограничения составляет (833,94 + 150 руб. компенсационной выплаты).

Расчетный пенсионный капитал истца на 1 января 2002 г. определен в размере 134048,31 ((983,94 – 450) х 252 х 0,996252000 (отношение выработанного стажа к требуемому)).

С учетом индексации пенсионный капитал составил 752656,67 руб.

По сведениям индивидуального лицевого счета ФИО1 общая сумма страховых взносов на 31 декабря 2014 г. составила 710312 руб.

По формуле, установленной в части 1 статьи 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ответчиком определена сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), его размер на 31 декабря 2014 г. составил 1 598 446,87 руб. (135478,20 руб. + 752656,67 + 710312).

Таким образом, размер страховой части пенсии на 31 декабря 2014г. составил 6343,04 (1 598 446,87 / 252); индивидуальный пенсионный коэффициент (балл) на 1 января 2015 г. составил 98,955 (6343,04 / 64,10). С учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г. по дату назначения пенсии баллы составляют 4,786, индивидуальный пенсионный коэффициент на 24 апреля 2016 г. составил 103,741. Исходя из стоимости пенсионного коэффициента – 74,27 руб., размер страховой пенсии по старости на дату назначения составил 7704,84 руб.

Трудовой стаж для валоризации, выработанный до 1991 года, составляет 8 лет, следовательно, сумма валоризации составила 135478,20 руб. (752656,67 х 18 %).

С учетом отчислений страховых взносов как работающему пенсионеру ФИО1 произведены беззаявительные перерасчеты с 1 августа 2017г. (сумма баллов 2,967), с 1 августа 2018 г. (сумма балов 3,000) и с 1 августа 2019 г. (сумма баллов 2,722).

Сумма индивидуального пенсионного коэффициента с 1 августа 2019г. составила 112,430.

С 1 января 2019 г. стоимость пенсионного коэффициента — 87,24 руб. Размер страховой пенсии по старости равен 9808,39 (112,43 * 87,24).

В соответствии с частью 1 и 6 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам устанавливается в твердом размере и подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Лицам, проживающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости увеличивается на соответствующий коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях) (части 9 и 11 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Как следует из расчета ответчика, с учетом фиксированной выплаты общий размер пенсии составил 17809,68 руб., в том числе: 8001,29 руб. - фиксированная выплата; 9808,39 руб. - страховая пенсия по старости.

В целях подтверждения законности и обоснованности применения в отношении ФИО1 расчета страховой пенсии по старости по указанному выше варианту, т.е. из среднемесячного заработка истца за период 2000 – 2001 гг., ответчиком представлен расчет размера пенсии ФИО1 с учетом ее заработной платы за период работы в Изваринской птицефабрике с 22 октября 1990 г. по 17 декабря 1999 г., для которого осовремененный среднемесячный заработок в размере 850,39 руб. был определен за 60 месяцев в периоде с декабря 1994 года по ноябрь 1999 года.

Таким образом, расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок составит 727,98 руб. (0,55 * 850,39 = 467,71 руб. + 260,27)

Расчетный пенсионный капитал на 1 января 2002 г. составит: 69788,27 руб. (727,98 — 450) * 252 * 0,99625000 (отношение выработанного стажа к требуемому).

С учетом индексации пенсионный капитал составит 391848,33 руб.

Сумма валоризации установлена в размере 70532,70 руб. (391848,33 х 18%).

Таким образом, пенсионный капитал на 31 декабря 2014 г. равен 1172693,03 руб. (391848,33+70532,70 + 710312,00); размер страховой части пенсии (на 31.12.2014) - 4653,54 руб. (1172693,03 / 252); индивидуальный пенсионный коэффициент (балл) на 1 января 2015 г. - 72,598 (4653,54/64,10). Сумма индивидуального пенсионного коэффициента с 1 августа 2019г. составит 86,073. Размер страховой пенсии по старости 7509,01 (86,073 * 87,24).

С учетом фиксированной выплаты общий размер пенсии составит 15510,30 руб., в том числе: 8001,29 руб. - фиксированная выплата; 7509,01 руб. - страховая пенсия по старости, что меньше того размера пенсии, который ФИО1 установлен в настоящее время.

Истец, не соглашаясь с указанным расчетом, полагает его ошибочным в части определения осовремененного среднемесячный заработка в размере 850,39 руб., а именно считает, что при конвертации в рубли заработной платы, указанной в национальной валюте Украины, пенсионный орган необоснованно производил конвертацию заработной платы за период с 12 ноября 1992 г. до 2 сентября 1996 г. из украинских карбованцев в гривну, тогда как перевод карбованцев в гривны осуществлялся на территории Украины только в 1996 году, ранее - с 1993 года ЦБ Российской Федерации устанавливался официальный курс украинского карбованца к рублю.

Данная позиция стороны истца была предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Как правильно указал суд апелляционной инстанции, часть 3 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. устанавливает право граждан государств – участников Соглашения на исчисление пенсий из заработка (дохода) в национальной валюте по официально установленному курсу, действовавшему к моменту назначения пенсии.

С учетом введения с 1 января 2002 г. в Российской Федерации нового правового регулирования распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств – республик бывшего СССР» в пункте 11 установлено, что исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае если в государствах - участниках данного Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним.

В этой связи при расчете истцу страховой пенсии по старости по варианту, учитывающему ее заработок за 1992 – 1996 годы, который она получала в национальной валюте Украины, пересчет суммы заработка в рубли должен осуществляться по курсу национальной валюты, который был установлен на 1 января 2002 г.

Учитывая, что на эту дату национальной валютой Украины являлась украинская гривна, в 1996 году на территории Украины произведена конвертация украинского карбованца в гривны, отсутствуют правовые основания для учета при назначении пенсии истцу ее заработной платы в украинских карбованцах, которые на 1 января 2002 г. уже не являлись национальной валютой Украины.

При проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) страховая пенсия по старости исчислена истцу в соответствии с действующим законодательством, выбран наиболее выгодный вариант конвертации (преобразования) ее пенсионные прав, учтены все обстоятельства, подтвержденные документально. Данные выводы суда основаны на материалах дела.

При исчислении размера страховой пенсии ФИО1 пенсионным органом учтен страховой стаж истца до 1 января 2002 г. 19 лет 11 месяцев 3 дня (с учетом периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), применен стажевый коэффициент 0,55; среднемесячный заработок за период работы за 2000 – 2001 годы (60 месяцев). Фактическое отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за этот же период составило 0,602, при максимальном значении данного показателя 1,2. В целях валоризации учтен трудовой стаж до 1 января 1991 г. продолжительностью полных 8 лет, таким образом, валоризация расчетного пенсионного капитала составила 18 %.

При установлении размера пенсии учтены страховые взносы, начисленные за ФИО1 страхователем (работодателем) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за периоды работы после 1 января 2002 года, отраженные на ее индивидуальном лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования.

Ответчик рассмотрел заявление ФИО1 о перерасчете, осуществил расчет размера пенсии исходя из размера ее заработной платы в национальной валюте Украины, установленного указанным решением суда, и правомерно отказал в перерасчете страховой пенсии, поскольку расчетный размер пенсии истца при оценке пенсионных прав определен по наиболее выгодному для нее варианту, тем самым ответчиком не допущено нарушений пенсионных прав ФИО1 в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, на основании исследованных доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Требование о возложении на ответчика обязанности по перерасчету досрочной страховой пенсии по старости исходя из ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии 234 месяца представитель истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции не поддерживал, согласился с позицией ответчика, в соответствии с которой продолжительность ожидаемого периода выплаты составляет 252 месяца, и истец в апелляционной жалобе этот довод не оспаривала.

Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.

Вопреки доводам жалобы принятый ответчиком заработок за несколько лет истца корректировался по различным коэффициентам, это и есть «Осовременивание» заработка.

Вопреки доводам жалобы на основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 г. № 762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29 августа 1996 г., с 2 сентября 1996 г. в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть - копейка. Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 100000 карбованцев на 1 гривну. Данная информация является официальной и общеизвестной.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.

Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.

Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.

Доводы кассационной жалобы истца сводятся к изложению своей позиции по делу, собственному толкованию пенсионного законодательства и оценке доказательств и установленных обстоятельств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Колпашевского городского суда Томской области от 3 марта 2020 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 июня 2020 г.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Колпашевского городского суда Томской области от 3 марта 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 16 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи