ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-57/2023 от 21.02.2024 Первого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 32RS0032-01-2022-001181-73

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-6043/2024

№ 2-57/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 21 февраля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Тришкиной М.А.,

судей Балашова А.Н., Захарова В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Унечского района Брянской области к Ращинской И.С. об истребовании имущества из чужого незаконного владения и по встречному иску Ращинской И.С. к Администрации Унечского района Брянской области, Департаменту промышленности, транспорта и связи Брянской области, Лямцеву В.И., Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области, конкурсному управляющему открытого акционерного общества «Унечское автотранспортное предприятие» Платонову А.С. о признании недействительными записей о переходе права собственности, о регистрационных действиях в паспортах транспортных средств

по кассационной жалобе Ращинской И.С. на решение Унечского районного суда Брянской области от 15 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Балашова А.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Администрация Унечского района обратилась в суд с иском к Ращинской И.С. об истребовании имущества из чужого незаконного владения - 15 автобусов, принадлежащих муниципальному образованию «Унечский муниципальный район Брянской области», ссылаясь на отказ ответчика передать истцу данное имущество. В обоснование иска указано, что данные ТС передавались автотранспортным предприятиям ОАО «Унечское АТП», ООО «Пассажирское АТП», ООО «Новозыбковское ПАТП» в безвозмездное пользование на период действия муниципальных контрактов для осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории города Унеча и Унечского района Брянской области, находятся на принадлежащем ответчику земельном участке по адресу: <адрес>, ранее по указанному адресу располагались указанные автотранспортные предприятия. Ответчик уклоняется от предоставления доступа на территорию своего земельного участка и отказывается передать истцу транспортные средства.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил истребовать из чужого незаконного владения Ращинской И.С. указанное имущество – 15 автобусов, поименованные в иске, возложить на Ращинскую И.С. обязанность обеспечить истцу доступ на территорию по адресу: <адрес>, в течение месяца, со дня, следующего за днем вступления решения в законную силу, с целью изъятия транспортных средств.

Ращинская И.В. обратилась в суд со встречным иском к Администрации Унечского района Брянской области, Департаменту промышленности, транспорта и связи Брянской области, Лямцеву В.И., УМВД России по Брянской области, конкурсному управляющему ОАО «Унечское автотранспортное предприятие» Платонову А.С., указав, что на основании договора купли-продажи от 16.10.2021 приобрела земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежащий ОАО «Унечское АТП», находящегося в стадии банкротства. Спорные автобусы оставались на земельном участке, как невостребованные конкурсным управляющим, полагает, что у нее возникла бы в дальнейшем возможность обращения в суд за признанием права собственности на данное имущество. Администрация Унечского района незаконно сняла с автобусов номера, провела регистрационные действия и переоформила право собственности на спорное имущество из собственности Брянской области в собственность муниципального образования. Указывает, что Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области и Лямцев В.И. (от имени ОАО «Унечское АТП») незаконно выполнили записи о переходе права собственности в паспортах транспортных средств; должностными лицами муниципальных органов и органа ГИБДД незаконно переоформлены автобусы с целью последующего их списания и получения от их реализации денежных средств.

По изложенным основаниям, с учетом уточнений встречных исковых требований, просила признать незаконными и исключить из паспортов транспортных средств записи о переходе права собственности от ОАО «Унечское АТП» к Департаменту промышленности, транспорта и связи Брянской области ПТС; признать незаконными и исключить из паспортов спорных транспортных средств записи о регистрационных действиях и записи об Администрации Унечского района, как о собственнике транспортных средств.

Решением Унечского районного суда Брянской области от 15 мая 2023 года иск Администрации Унечского района удовлетворён. Из чужого незаконного владения Ращинской И.С. в пользу Администрации Унечского района истребованы транспортные средства: автобус ПАЗ 32050R, г.н. ; автобус ПАЗ 32053R, г.н. ; автобус ПАЗ 4234, г.н. ; автобус ПА3 423403, г.н. ; автобус ЛИАЗ 52564, г.н. ; автобус ЛиАЗ 52564, г.н. ; автобус ЛиАЗ 525645-01, г.н. ; автобус ЛИАЗ 525626, г.н. ; автобус ЛиАЗ 525645, г.н. ; автобус ЛИАЗ 525645-01, г.н. ; автобус ПАЗ 4234, г.н. ; автобус ЛИАЗ 677, г.н. ; автобус ПАЗ 4234, г.н. ; автобус ПАЗ 4234, г.н. ; автобус ЛиАЗ 525636, г.н. На Ращинскую И.С. возложена обязанность обеспечить доступ Администрации Унечского района на территорию по адресу: <адрес> в течение месяца, начиная со дня, следующего за днем вступления решения суда в законную силу, с целью изъятия вышеназванных транспортных средств.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 сентября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявителя содержится просьба об отмене судебных актов судов первой и апелляционной инстанций как незаконных.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Судом установлено, что в рамках реализации областной целевой программы «Модернизация транспортной системы Брянской области (2004-2010)», утвержденной Постановлением Брянской областной Думы от 19 августа 2004 года № 3-1422, Администрацией Брянской области приобретались транспортные средства, заказчиком которых выступал ОАО ААК «Брянскавтотранс».

В последующем Распоряжениями Администрации Брянской области приобретенные транспортные средства принимались на баланс администрации, а затем передавались Департаменту промышленности, транспорта и связи Брянской области в безвозмездное пользование.

Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области движимое имущество передавалось действующим на тот момент автотранспортным предприятиям.

Ежегодно, в рамках исполнения государственных контрактов, Департаментом заключались договоры безвозмездного пользования по передачи автотранспорта, первоначально с действующими на тот момент автотранспортными предприятиями, а в последующем с Администрацией Унечского района.

Предметом указанных договоров была передача движимого имущества Брянской области, согласно приложению к договору.

Распоряжением Правительства Брянской области от 18 июня 2018 года № 145-рп право оперативного управления Департамента прекращено, в муниципальную собственность Унечского муниципального района переданы автотранспортные средства : автобус ПАЗ 32050R, г.н. ; автобус ПАЗ 32053R, г.н. ; автобус ПАЗ 4234, г.н. ; автобус ПА3 423403, г.н. ; автобус ЛИАЗ 52564, г.н. ; автобус ЛиАЗ 52564, г.н. ; автобус ЛиАЗ 525645-01, г.н. ; автобус ЛИАЗ 525626, г.н. Н257АВ32; автобус ЛиАЗ 525645, г.н. ; автобус ЛИАЗ 525645-01, г.н. ; автобус ПАЗ 4234, г.н. ; автобус ЛИАЗ 677, г.н. ; автобус ПАЗ 4234, г.н. ; автобус ПАЗ 4234, г.н. ; автобус ЛиАЗ 525636, г.н. .

Факт передачи имущества подтверждается двухсторонним актом приема-передачи движимого имущества из государственной собственности в собственность муниципального образования «Унечский муниципальный район».

Право собственности Администрации Унечского района подтверждается и распоряжением администрации Брянской области от 25 марта 2022 года № 135-р о передаче функций по размещению заказов на закупку и поставку товаров, распоряжением Брянской области от 5 марта 2007 года № 196-р о закреплении государственного имущества за Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области.

Согласно распоряжению Администрации Брянской области № 134-р от 2007 года пассажирский транспорт передан на баланс Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области.

Кроме этого право собственности Администрации Унечского района подтверждается распоряжением Администрации Брянской области № 1721-р от 29 декабря 2007 года «О распределении автобусов, приобретенных за счет средств областного бюджета, в рамках реализации областной целевой программы «Модернизация транспортной системы Брянской области», распоряжением Администрации Брянской области от 2005 года № 338-р «О принятии на баланс автобусов», распоряжением Правительства Брянской области № 170-рп от 16 мая 2016 года «О передаче государственного движимого имущества Брянской области в безвозмездное пользование Администрации Унечского района», распоряжением Правительства Брянской области № 145-рп от 18 июня 2018 года «Об утверждении перечня объектов движимого имущества, передаваемых из государственной собственности Брянской области в собственность муниципального образования Унечский муниципальный район».

Право собственности Администрации Унечского района на спорные автобусы подтверждается и выписками из актов приема-передачи автобусов с указанием государственных номеров, инвентарных номеров, актом приема-передачи движимого имущества из государственной собственности в собственность муниципального образования «Унечский муниципальный район, актами приема-передачи объектов нефинансовых активов с указанием идентификационных данных.

Ращинская И.С. при обращении ее в Унечскую районную администрацию, не отрицала, что спорные транспортные средства принадлежат муниципальному образованию (району).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 209, 301 ГК РФ, с учетом положений постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оценив представленные по делу доказательства, посчитал доказанными факт принадлежности администрации спорного имущества (15 автобусов) и нахождение данного имущества во владении ответчика без законных к тому оснований помимо воли истца, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для истребования данного имущества из незаконного владения ответчика, отказав во встречном иске Ращинской И.С., исходя из отсутствия нарушенного права истца произведенными записями в ПТС о переходе права на имущество.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права по доводам кассационной жалобы не допущено.

Судом установлено, что спорные автобусы были приобретены за счет средств областного бюджета в соответствии с программой «Модернизация транспортной системы Брянской области Брянской области « 2004-2010 г.г.», приняты на баланс администрации распоряжением администрации Брянской области № 338 р в 2005 году, в 2007 году переданы на баланс Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области распоряжением администрации Брянской области №134-р.

Спорное имущество (автобусы) передано из государственной собственности Брянской области в собственность муниципального образования «Унечский муниципальный район» на основании распоряжения Правительства Брянской области от 18.06.2018 №145-рп, которым прекращено право оперативного управления Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области на спорные автобусы, утвержден перечень объектов движимого имущества, передаваемых из государственной собственности Брянской области в собственность муниципального образования «Унечский муниципальный район».

Передача спорного имущества (автобусов) в собственность муниципального образования «Унечский муниципальный район» закреплена актами приема - передачи, произведена регистрация перехода права в органах ГИБДД.

Нахождения спорного муниципального имущества без законных к тому оснований у ответчика (на территории принадлежащего ей земельного участка), суд обоснованно признал правомерными требования администрации об истребовании из чужого незаконного владения Ращинской И.С. данного имущества на основании статьи 301 ГК РФ.

Суд обосновано исходил из того, что при обращении в суд со встречным иском у Ращинской И.С. отсутствует цель защиты какого-либо нарушенного права, поскольку не является стороной отношений, связанных с приобретением спорного имущества в областную собственность и последующей передачей в муниципальную собственность, доказательств нарушения её прав содержащимися в ПТС сведениями не приведено.

Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Поскольку доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Унечского районного суда Брянской области от 15 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ращинской И.С. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи