ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-596/2021 от 21.10.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-25588/2021, № 2-596/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Саратов 21 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Акчуриной Г.Ж.,

судей Ерохиной И.В., Шветко Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» о расторжении договора перевозки в связи с изменением обстоятельств

по кассационной жалобе ФИО1

на решение Волжского районного суда г. Саратова от 4 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ерохиной И.В., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» о расторжении договора перевозки от 10 января 2020 года в связи с изменением обстоятельств, о взыскании стоимости авиабилетов в размере 62 824 рубля, неустойки в размере 62 824 рубля, компенсации морального вреда в размере 60 000 рублей, штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 92 000 рублей.

Требования иска мотивированы тем, что 10 января 2020 года на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» забронированы билеты для истца и ее дочери по маршруту следования: Саратов – Москва - Париж (вылет 23 апреля 2020 года) и Париж – Москва – Саратов (вылет 2 мая 2020 года), стоимость оплаченных билетов составила 62 824 рубля. 16 марта 2020 года ФИО1 узнала о временном ограничении с 16 марта 2020 года авиасообщения со всеми странами ЕС, Норвегии и Швейцарии за исключением рейсов из Москвы в столицы названных государств и обратно, с ДД.ММ.ГГГГ – со всеми иностранными государствами. По причине существенного изменения обстоятельств истец 18 марта 2021 года была вынуждена обратиться к ответчику по телефону горячей линии для решения вопроса о расторжении договора перевозки, денежные средства за билеты ответчиком не возвращены.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 4 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июня 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального права. Полагает заявитель, что договор перевозки, заключенный между сторонами 10 января 2020 года, был расторгнут по соглашению сторон и не подлежал исполнению с 18 марта 2020 года, поэтому к рассматриваемым правоотношениям положения Федерального закона №166-ФЗ от 8 июня 2020 года и постановления Правительства РФ № 991 от 6 июля 2020 года применению не подлежат. Такой довод истца не получил своей оценки в решении суда первой инстанции, в связи с чем находит спор не рассмотренным по существу заявленных требований. Считает себя истец лишенной денег за авиабилеты и права воспользоваться сертификатом на получение той же услуги в другой временный период. По мнению кассатора, выводы суда апелляционной инстанции о наличии возможности воспользоваться сертификатом, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В поданных возражениях публичное акционерное общество «Аэрофлот – российские авиалинии» просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Судами установлено и нашло свое подтверждение в материалах дела, что 10 января 2020 года между истцом и ответчиком заключен договор воздушной перевозки пассажира на рейсы по маршруту следования: Саратов – Москва – Париж (вылет 23 апреля 2020 года) и Париж – Москва – Саратов (вылет 2 мая 20220 года).

В связи с вводимым ограничением авиасообщения по причине предупреждения завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации ФИО6 О.И. 18 марта 2020 года обратилась в ПАО «Аэрофлот» с заявлением о расторжении договора перевозки и возврате уплаченных за авиабилеты денежных средств.

Согласно информации Росавиации от 26 марта 2020 года «Уточнения в связи с введением ограничений на выполнение полетов РФ» с 00 часов 00 минут 27 марта 2020 года прекращается регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированным МИД РФ), иностранных граждан в иностранные государства, а также грузовых, почтовых, санитарных, гуманитарных рейсов, перегонов пустых воздушных судов для технического обслуживания, транзитных полетов с посадкой для дозаправки (смены экипажа) на территории Российской Федерации и полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, руководствуясь статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 102, 107.2 Воздушного кодекса РФ, Федеральным законом от 8 июня 2020 года №166-ФЗ, пунктами 3, 4, 5, 6 постановления Правительства РФ от 6 июня 2020 года №991, пунктом 76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 года №82, исходил из того, что в рамках заключенного между сторонами договора воздушной перевозки статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено императивное требование о возврате провозной платы пассажиру по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, или об использовании в течение трех лет с даты отправления рейса суммы оплаченной перевозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке и дополнительных услуг перевозчика; три года от даты запланированной поездки не истекло, отказа в возврате денежных средств пассажиру по истечении трех лет не произошло, не лишена истец возможности реализовать ранее приобретенные авиабилеты путем оформления соответствующего сертификата на ту же суму в течение трех лет.

Федеральным законом от 8 июня 2020 года №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 107.2. В соответствии с данной нормой Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 6 июля 2020 года №991 утвердило Положение.

Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения. Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 года - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 года (пункт 1 Положения).

Абзац первый пункта 6 и абзац первый пункта 10 Положения предусматривают возврат пассажиру денежных средств по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если денежные средства не были использованы в течение трех лет для оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки), дополнительных услуг перевозчика и соответствуют статье 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 10 Положения правило о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, не распространяется на следующие категории пассажиров: лица, признанные инвалидами 1 или 2 группы; лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида 2 группы, ветераны Великой Отечественной войны, члены многодетной семьи.

Статьи 416 и 417 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют общие вопросы прекращения обязательства. В силу пункта 1 статьи 307.1 и пункта 3 статьи 420 данного Кодекса к договорным обязательствам общие положения об обязательствах применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в Гражданском кодексе Российской Федерации, иных законах, а при отсутствии таких специальных правил общими положениями о договоре.

Статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено императивное требование о возврате пассажиру провозной платы и определены полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка и сроков возврата провозной платы.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в статье 31 предусматривает десятидневный срок для удовлетворения отдельных требований потребителя вследствие нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг), что не исключает возможность установления иного правового механизма по возврату денежных средств с учетом особенностей исполнения договора воздушной перевозки.

Исходя из вышеуказанного, вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, являются правильными и мотивированными, нарушений норм права не допущено, поскольку исполнение спорного договора воздушной перевозки, заключенного между истцом и ответчиком, осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением № 991, при этом доказательств того, что истец и иное лицо, на которое были приобретены билеты, относятся к категории пассажиров, указанной в абзаце 2 пункта 10 Положения, как следует из материалов дела, не представлено.

Несостоятельными судебная коллегия находит доводы истца о том, что рассматриваемые правоотношения не могут быть урегулированы нормами Федерального закона от 8 июня 2020 года №166-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 6 июля 2020 года № 991 при расторгнутом по соглашению сторон 18 марта 2020 года, соответственно не подлежащим исполнению с указанной даты, договоре воздушной перевозки.

Статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).

В статье 422 названного кодекса закреплено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, наделяющая Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению в отдельных случаях, перечисленных в этой статье, на всей территории Российской Федерации либо на ее части особенностей исполнения договора воздушной перевозки пассажира, введена в действие Федеральным законом от 8 июня 2020 года №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» (статья 6).

Согласно пункту 3 статьи 24 указанного закона особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года

Таким образом, из означенного Закона прямо следует, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров воздушной перевозки пассажиров (подлежащих исполнению с 1 февраля 2020 года).

Абзац второй пункта 1 Положения, утвержденного постановлениостановлением Правительства РФ от 6 июля 2020 года № 991, в силу которого данный нормативный правовой акт применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 года - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 года, согласуется с приведенными выше нормами действующего законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2011 года №107-ФЗ «Об исчислении времени» за начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам.

Соответственно нормативные акты, с применением которых не согласилась истец в доводах кассационной жалобы, распространяют свою силу на договоры, подлежащие исполнению с 00 часов 00 минут 18 марта 2021 года, инициатива от истца о расторжении договора исходила с ее обращением к ответчику по телефону горячей линии в 20 часов 30 минут (по московскому времени) 18 марта 2020 года.

Более того, договор воздушной перевозки заключен 10 января 2020 года, датой его исполнения является 23 апреля 2020 года и 2 мая 2020 года, поскольку именно в эти даты должны были состояться перевозки, в связи с чем у истца возникло право на получение денежных средств по истечении 3 лет с даты отправления рейса либо на использование в течение трех лет с даты отправления рейса суммы оплаченной перевозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке и дополнительных услуг перевозчика.

Доказательств того, что данное право нарушено ответчиком, материалы дела не содержат.

Невыполнение в настоящее время ответчиком интересующих истца рейсов, о чем указано в кассационной жалобе, не лишает истца права воспользоваться другими маршрутами перевозки либо получить денежные средства по истечении 3 лет.

В рассматриваемой ситуации перевозчик в соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 года № 991, не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки. Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.

В целом доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на законность судебных актов. Они, в том числе были предметом рассмотрения в судах, заявлялись в апелляционной жалобе, им дана надлежащая оценка. Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов, поскольку фактически сводятся к несогласию с выводами судов по обстоятельствам дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, допущено не было.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 4 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи