ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-631/2022 от 06.10.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Мотивированное определение составлено 06.10.2022

УИД 66RS0012-01-2022-000531-02

дело № 2-631/2022 (33-14415/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 06.10.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего судьи Волковой Я.Ю., судей Мурашовой Ж.А., Зоновой А.Е. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зубаревой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Каменск-Уральский», Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о зачете периодов службы в выслугу лет в льготном исчислении, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии

по апелляционной жалобе ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Каменск-Уральский» на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 24.06.2022.

Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился с иском к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Каменск-Уральский» (далее - МО МВД), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее – ГУ МВД) о возложении обязанности зачесть в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении (из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца) периодов службы. С учетом уточнения, просил зачесть в льготном исчислении следующие периоды службы:

- с 05.08.2003 по 01.12.2003 - в должности стажера по должности милиционера охранно-конвойной службы 2 взвода отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Каменска-Уральского (приказ УВД от 13.08.2003 № 368), выслуга в календарном исчислении 00 лет 03 месяца 26 дней;

- с 01.12.2003 по 01.04.2004 в должности милиционера охранно-конвойной службы взвода отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Каменска-Уральского (приказ УВД от 05.11.2003 № 511), выслуга в календарном исчислении 00 лет 04 месяца 00 дней;

- с 01.04.2004 по 11.08.2004 в должности командира отделения 2 взвода отдельной роты охраны и конвоирования УВД г. Каменска-Уральского (приказ УВД от 05.04.2004 № 141), выслуга в календарном исчислении 00 лет 04 месяцев 10 дней.

Также просил обязать ГУ МВД произвести перерасчет размера пенсии, назначенной ему, с учетом зачтенной судом выслуги лет в льготном исчислении, с 04.05.2022.

Определением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 24.06.2022 принят отказ ФИО1 от иска в части требований о зачете в льготный стаж периодов службы с 01.04.2006 по 01.08.2011 в должности заместителя начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УВД г. Каменска-Уральского, с 17.02.2022 по 03.05.2022 в должности заместителя начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Каменск-Уральский».

В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил службу в органах внутренних дел с 05.08.2003 по 03.05.2022, уволен приказом начальника МО МВД № 60 л/с от 16.02.2022 с 03.05.2022 по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее – Закон № 342-ФЗ), по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Согласно указанному приказу выслуга лет по состоянию на 03.05.2022 составила: в календарном исчислении 20 лет 05 месяцев 11 дней, в льготном исчислении – 26 лет 07 месяцев 12 дней.

Ссылаясь на необоснованное невключение ответчиками названных периодов в выслугу лет в льготном исчислении, ФИО1 просил иск удовлетворить с учетом абз. 45 подп. «г» п. 4 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941.

Решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 24.06.2022 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Судом постановлено: обязать Межмуниципальный отдел МВД России «Каменск-Уральский» зачесть истцу в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении (из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца) следующие периоды службы:

- с 01.12.2003 по 01.04.2004 - в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Каменска-Уральского Свердловской области;

- с 01.04.2004 по 11.08.2004 - в должности командира отделения 2 взвода отдельной роты охраны и конвоирования УВД г. Каменска-Уральского Свердловской области; Главное управление МВД России по Свердловской области обязано произвести перерасчет пенсии, ранее назначенной истцу, с учетом вышеуказанных периодов, с 04.05.2022; в остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе ответчик МО МВД просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе истцу в иске. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку занимаемые им должности не включены в Перечни соответствующих должностей, утвержденные приказом МВД России от 091.01.2004 № 640 и от 20.12.2016 № 868. Отмечает, что для сотрудников, замещавших должности в ИВС задержанных и заключенных под стражу лиц в подразделениях конвойной службы милиции с 2001 по 2004 г.г., исключено льготное исчисление выслуги лет. Ссылается на то, что период нахождения истца в распоряжении с 10.02.2015 по 01.03.2015 может быть включен в выслугу только в календарном исчислении.

Представитель истца в ходатайстве о рассмотрении дела 06.10.2022 в отсутствие стороны истца отмечает безосновательность доводов жалобы, прося решение оставить без изменения.

Участвующие в деле лица в заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о рассмотрении дела (сторона истца – сообщением по электронной почте, факт извещения подтвержден и ходатайством представителя истца от 29.09.2022, ответчики – телефонограммами от 20.09.2022). Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание сторонами суду не представлено. На основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая спор и ссылаясь на нормы ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей» (далее - Закон № 4468-1), постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей» (далее - Постановление № 941), а также изданных в их исполнение ведомственных актов в системе МВД России, суд первой инстанции пришел к выводу, что в спорные периоды 2003, 2004 г.г. истец проходил службу в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с чем истец имеет право на включение в выслугу лет спорных периодов в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии правовых оснований для включения спорных периодов службы истца в выслугу лет в льготном исчислении.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 до 03.05.2022 проходил службу в органах внутренних дел, уволен приказом МО МВД от 16.02.2022 № 60/лс по п. 4 ч. 2 ст. 82 Закона № 342-ФЗ, по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Указанным приказом установлена выслуга лет истца в календарном исчислении – 20 лет 05 месяцев 11 дней, в льготном исчислении – 26 лет 07 месяцев 12 дней.

Также из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что ФИО1 проходил службу с 01.12.2003 по 01.04.2004 в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Каменска-Уральского Свердловской области, с 01.04.2004 по 11.08.2004 - в должности командира отделения 2 взвода отдельной роты охраны и конвоирования УВД г. Каменска-Уральского. Названные спорные периоды не были включены при увольнении в выслугу лет истца в льготном исчислении, что подтверждается представленным в материалы дела в копии расчетом выслуги лет на пенсию (л.д. 70-73). При этом последующий период службы истца (с 11.08.2004 по 01.11.2004) в той же должности командира отделения 2 взвода отдельной роты охраны и конвоирования УВД г. Каменска-Уральского принят к зачету с коэффициентом 1,5.

По расчету выслуги лет для назначения пенсии выслуга лет истца в календарном исчислении составила 20 лет 09 месяцев, а в льготном – 29 лет 04 месяца 26 дней (л.д. 70). Именно с учетом выслуги лет истца 29 лет истцу с 04.05.2022 назначена пенсия.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом № 4468-1.

В ст. 1 Закона № 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. «б» настоящей статьи, и их семей).

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 № 690 в Постановление Правительства Российской Федерации № 941 введен абз. 45 подп. «г» п. 3, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001.

В этой норме, действовавшей с 01.01.2001 до 25.11.2003 (до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 № 684), отсутствовало указание на необходимость соответствия должности перечню, установленному МВД России.

В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 № 684 норма абз. 45 подп. «г» п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 941 изложена в следующей редакции: «в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001 по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации».

При этом, несмотря на внесение изменений в данную норму постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 № 684, вступившим в силу 26.11.2003, соответствующий Перечень был утвержден лишь приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 09.10.2004 № 640, вступил в силу через год после издания Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 № 684, - 14.11.2004.

Таким образом, в спорные периоды службы истца, имевшие место с 01.12.2003 по 11.08.2004, отсутствовал утвержденный в установленном порядке перечень должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при том, что право на льготное исчислении периода службы (месяц службы за полтора) в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, было предусмотрено с 01.01.2001.

Судебная коллегия принимает во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, о том, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к решениям органов государства, на которые неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (например, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2020 № 5-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2019 № 577-О), предопределяют необходимость учета именно того законодательства по исчислению выслуги лет, которое действовало в период прохождения службы.

Поскольку в соответствии с законодательством, действовавшим в спорные периоды службы истца, достаточным основанием для включения спорных периодов в выслугу лет в льготном исчислении являлось установление фактов прохождение истцом службы в конвойных подразделениях милиции и непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то отсутствие в действовавших ранее и действующем в настоящее время Перечне должностей дословного совпадения наименования отделения милиции не свидетельствует о необоснованности иска.

Факт непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений установлен судом, в жалобе не оспаривается. Соглашаясь с выводом суда о выполнении истцом названных выше функций, судебная коллегия отмечает, что период службы истца с 11.08.2004 в той же должности и в том же подразделении, где проходил службу истец с 0.04.2004 по 11.08.2004, зачтен ответчиками в льготном исчислении (месяц за полтора месяца).

Абзацем 45 подпункта «г» пункта 3 Постановления № 941 в редакции, действующей на дату назначения истцу пенсии, установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях служба изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001 по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД России от 20.12.2016 № 868 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (далее Перечень). Разделом 2 «Должности, введенные до 23.08.2014» данного Перечня предусмотрены такие должности сотрудников ИВС как командира отделения, так и милиционера.

Ранее, до издания приказа МВД России от 20.12.2016 № 868, действовал аналогичный Перечень, утвержденный приказом МВД России от 09.10.2004 № 640, в который также были включены вышеперечисленные должности.

Ссылка ответчика на отсутствие в Перечнях № 868, 640 замещаемых истцом должностей, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку в период с 01.12.2003 по 20.05.2004 эти перечни еще не действовали.

Судебная коллегия отмечает, что в решении Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2012 № АКПИ12-1138 указано, что взвод (отделение, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданный в горрайоргане внутренних дел, имеющем ИВС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом «Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания» Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий. В этом же решении отражена позиция МВД России, согласно которой по приказу МВД России от 30.12.1993 № 605 «Об утверждении типовых штатов изоляторов временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделений конвойной службы милиции» конвойные отделения милиции входили в состав изоляторов временного содержания, являясь их структурными подразделениями, аналогичный статус этих подразделений определен и в приказе МВД России от 20.05.2004 № 309 «Об утверждении Типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», в связи с чем сотрудники органов внутренних дел, проходившие службу в конвойных отделениях районного органа МВД России, имеющего ИВС, на должностях, предусмотренных Перечнем должностей для изоляторов временного содержания, при назначении пенсий имеют право на зачет времени данной службы в выслугу лет на льготных основаниях.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что зачтенные судом периоды правомерно исчислены в льготе, т.к. в эти периоды истец непосредственно выполнял функции по охране и конвоированию обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

То обстоятельство, что в Перечень, утвержденный приказом МВД России от 09.10.2004 № 640, как и в раздел 2 «Должности, введенные до 23.08.2014» действующего в настоящее время Перечня включены наименования должностей и структурных подразделений в соответствии с типовыми штатами, утвержденными приказом МВД России от 20.05.2004 № 309, без указания на тождество данных наименований тем, которые предусматривались типовыми штатами ранее, само по себе не может являться основанием для невключения спорных периодов в выслугу лет в льготном исчислении.

По приведенным мотивам доводы жалобы МО МВД об отсутствии оснований для зачета периодов службы истца с 01.12.2003 по 01.04.2004, с 01.04.2004 по 11.08.2004 в выслугу лет в льготном исчислении являются несостоятельными.

Ссылка в жалобе ответчика на то, что период нахождения истца в распоряжении с 10.02.2015 по 01.03.2015 может быть включен в выслугу только в календарном исчислении, не может быть принята во внимание, т.к. таких требований суду заявлено не было, судом не принималось решение о зачете периода службы истца в 2015 г. в льготном исчислении.

Учитывая требование об исполнимости решения суда (ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), принимая во внимание, что ответчик просит отменить решение суда в полном объеме, судебная коллегия полагает подлежащим отмене решение суда в части возложения на ГУ МВД обязанности по перерасчету истцу с 04.05.2022 ранее назначенной пенсии с учетом вышеуказанных периодов, зачтенных судом в льготе. В этой части решение является неисполнимым.

Разрешая это требование, суд должен был проверить, повлечет ли зачет спорных периодов необходимость перерасчета размера пенсии истцу, однако этого не сделал.

Спорные периоды службы истца (с 01.12.2003 по 01.04.2004, с 01.04.2004 по 11.08.2004) в календарном исчислении зачтены в выслугу лет (л.д. 70), общая продолжительность этих периодов, зачтенная ответчиками, составила 08 мес. 10 дней, соответственно, дополнительно (при исчислении 1 месяц службы за полтора) ответчик должен будет зачесть в выслугу лет еще половину от указанной продолжительности службы, что составит 4 мес. 05 дней.

При суммировании выслуги лет в льготном исчислении, из которой назначена истцу пенсия, - 29 лет 04 мес. 26 дн. с периодом, подлежащим зачету по решению суда (4 мес. 05 дн.), выслуга лет составит 29 лет 09 мес. 01 день. Поскольку для расчета пенсии учитываются полные года выслуги лет (п. «а» ст. 14 Закона № 4468-1), а данное число лет не изменится при зачете спорных периодов службы истца и по-прежнему составит 29 лет, следовательно, обязанности по перерасчету размера пенсии истца с 04.05.2022 у ГУ МВД не возникло. Решение суда о возложении такой обязанности исполнено быть не может.

С учетом положений п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330, ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска ФИО1 и возложения на ГУ МВД обязанности произвести перерасчет размера пенсии, назначенной истцу, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска к ГУ МВД о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии.

В остальной части решение суда законно и обоснованно, отмене по доводам жалобы не подлежит, предусмотренных к тому ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований нет.

Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 24.06.2022 в части удовлетворения иска ФИО1 и возложения на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области обязанности произвести перерасчет размера пенсии, назначенной истцу, отменить.

Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении иска ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии.

В остальной части решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 24.06.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Каменск-Уральский» – без удовлетворения.

Председательствующий Я.Ю. Волкова

Судьи Ж.А. Мурашова

А.Е. Зонова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...