<данные изъяты>
дело № 2-632\13
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волоколамск Московской области 10 апреля 2013 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
при секретаре Судаковой А.В.,
с участием помощника прокурора Карпова Д.М.,
представителя заинтересованного лица Администрации
Волоколамского муниципального района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волоколамского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципального образования о признании незаконным бездействия Администрации Волоколамского муниципального района,
установила:
Волоколамский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципального образования о признании незаконным бездействия Администрации Волоколамского муниципального района, ссылаясь на то, что Администрация Волоколамского муниципального района своим бездействием нарушает федеральное законодательство в сфере недропользования.
В своем заявлении Волоколамский городской прокурор указывает, что городской прокуратурой была проведена проверка законности предоставления земельного участка под кадастровым номером № гражданину ФИО2 В ходе проверки было установлено, что в действительности земельный участок является гидроотвалом и используется в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых- песка предприятиями ДОФ Национальная нерудная компания, ООО <данные изъяты> ИП <данные изъяты>, ООО <данные изъяты> Никаких разрешительных документов (лицензий) на добычу песка не имеется. Выявление незаконной добычи песка близ д. Новопавловское городского поселения Сычево свидетельствует о том, что контроль в сфере недропользования не осуществляется и не организован.
В адрес главы Волоколамского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства и предложено принять комплекс мер по устранению допущенных нарушений, в том числе, организовать контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых. Представление было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, представлен ответ, в котором глава района не согласен с тем, что контроль за использованием и охраной недр при добыче полезных ископаемых, относиться к компетенции поселений, в связи с чем, по мнению главы района, требования федерального законодательства в области недропользования ими не нарушаются. В обоснование своего вывода администрация сослалась на ст.72 ЗК РФ, п.2 ст. 17.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 20 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного закона, которым определено, что к вопросам местного значения поселения относиться осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения. Прокурор считает данный вывод ошибочным.
В соответствии со ст. 3 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся, в том числе: контроль за использованием и охраной недр при добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с Уставом Волоколамского муниципального района, <адрес> является юридическим лицом и осуществляет исполнительно- распорядительные функции. Функции и полномочия органов <адрес> определяются Положениями об органах администрации, утверждаемыми главой Волоколамского муниципального района. В соответствии с п. 35 Устава Волоколамского муниципального района к компетенции администрации относиться, в том числе: обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления Волоколамского муниципального района по реализации вопросов местного значения; обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения Волоколамского муниципального района в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Совета депутатов муниципального района и постановлениями и распоряжениями главы Волоколамского муниципального района. Вопрос контроля за использованием и охраной недр относиться к полномочиям администрации района в соответствии со ст. 5 Закона о недрах.
Однако, ни в Уставе Волоколамского муниципального района, ни в муниципальных правовых актах Волоколамского муниципального района не отражены вопросы контроля в сфере недропользования.
Считают, что бездействием Администрации нарушаются права неопределенного круга лиц, так как неисполнение обязанностей по охране недр в рамках основных требований по рациональному использованию и охране недр, может повлечь опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц, угрозу жизни или здоровью.
Просят суд признать бездействие Администрации Волоколамского муниципального района, выразившиеся в неисполнении полномочий, предусмотренных ст. 5 Закона о недрах -незаконным. Обязать Администрацию Волоколамского муниципального района обеспечить исполнение полномочий по контролю за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, путем внесения изменений в Устав Волоколамского муниципального района, принятие муниципального правового акта, определяющего порядок проведения соответствующего контроля, определения должностных лиц, ответственных за контроль в сфере недропользования.
В суде помощник Волоколамского городского прокурора Карпов Д.М. поддержал заявление по основаниям, изложенном в нем.
Представитель заинтересованного лица Администрации Волоколамского муниципального района ФИО1 не согласилась с заявлением прокурора, считает вывод прокурора о том, что контроль в сфере недропользования, а следовательно, и контроль за использованием и охраной недр при добыче обшераспространенных полезных ископаемых, отнесен к полномочиям органов местного самоуправления Волоколамского муниципального района, ошибочным и не основанным на нормах действующего законодательства. В соответствии со ст. 14.1 и 15.1 ФЗ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение вопросов указанных в частях 1 настоящих статей и участие в осуществлении иных государственных полномочий является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Просят заявление прокурора оставить без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Администрация городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района письменно ходатайствовали о рассмотрении данного заявления прокурора в свое отсутствие, пояснив, что ст. 5 Закона о недрах не определяет круг органов местного самоуправления (район или поселения), которые должны осуществлять контроль. Статьями 14,15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный вид контроля не предусмотрен. Требования прокурора не поддерживают.
Заслушав стороны по делу, изучив заявление, материалы данного дела, суд считает, что производство по делу подлежащим прекращению.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции, независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В статье 15 Конституции провозглашено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Из материалов дела усматривается, что прокурор оспаривает в порядке главы 25 ГПК РФ бездействие Администрации Волоколамского района по контролю в сфере недропользования и просит обеспечить исполнение полномочий по контролю за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых путем внесения изменений в Устав Волоколамского муниципального района, принятие муниципального правового акта, определяющего порядок проведения соответствующего контроля, определения должностных лиц, ответственных за контроль в данной сфере. С этой целью он обратился к Главе Волоколамского района об устранении нарушений федерального законодательства при добыче полезных ископаемых путем понуждения исполнительных органов местного самоуправления внести изменения в Устав Волоколамского муниципального района, принять правой акт, который определял бы порядок проведения соответствующего контроля. Главой Волоколамского района был дан ответ, согласно которого, полномочия по контролю за использованием и охраной недр при добыче полезных ископаемых возложены на органы местного самоуправления поселений, Администрацией района требования федерального законодательства в области недропользования не нарушаются.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Согласно конституционного принципа разделения властей каждый орган государственной власти самостоятельно осуществляет свою деятельность. Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Суды Российской Федерации, прокуроры не наделены полномочиями по организации и осуществлению деятельности законодательных органов власти.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения поселением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 46 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Статьей 12 Устава Волоколамского муниципального района предусмотрены полномочия органов местного самоуправления, в том числе, принятие устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Устав является основным нормативным правовым актом Волоколамского муниципального района и устанавливает систему местного самоуправления, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, а также гарантии его осуществления на территории муниципального района.
Согласно статьи 34 Устава Волоколамского района, Администрация Волоколамского муниципального района осуществляет исполнительно-распорядительные функции, Администрация Волоколамского муниципального района подотчетна Совету депутатов Волоколамского муниципального района по вопросам его компетенции и государственным органам по вопросам, связанным с полномочиями этих органов.
Согласно статьи 35 Устава в полномочия администрации Волоколамского муниципального района входит, в том числе, подготовка проектов решений Совета депутатов Волоколамского муниципального района, постановлений и распоряжений главы Волоколамского муниципального района, иных местных нормативно-правовых актов.
Таким образом, обязание выйти с инициативой о внесении изменений в Устав Волоколамского муниципального района, будет вмешательством законодательную власть района.
Соответственно прокурор не наделен полномочиями, связанными с понуждением органа законодательной власти к принятию нормативного акта, определенного содержания и понуждению исполнительной власти принять правой акт, определяющий порядок контроля в определенной сфере, в том числе обязать Администрацию внести изменения в Устав района.
Требование прокурора обязать Администрацию принять муниципальный правовой акт, которым бы определялся порядок проведения контроля в сфере недропользования на территории района, определить должностных лиц, ответственных за этот контроль, будет являться вмешательством в ее исполнительно-хозяйственную деятельность.
Из приведенных норм следует, что суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, не может обязать орган законодательной власти принять или дополнить Устав муниципального района, в том числе внести изменения в Устав района, определить порядок проведения контроля в какой-либо сфере.
В соответствии со ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если: дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Конституцией Российской Федерации, ГПК РФ, другими Федеральными законами не предоставлено право прокурору на обращение в суд с заявлением об обязании органа законодательной или исполнительной власти принять нормативный акт соответствующего содержания.
Поэтому, суд считает, что производство по заявлению Волоколамского городского прокурора о признании бездействия Администрации Волоколамского муниципального района незаконными, обязать их внести изменения в Устав Волоколамского муниципального района, принять муниципальный правовой акт, определяющий порядок проведения соответствующего контроля, определения должностных лиц, ответственных за контроль в сфере недропользования, подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд
определила:
Производство по гражданскому делу по заявлению Волоколамского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, муниципального образования о признании бездействия Администрации Волоколамского муниципального района- незаконным и обязании Администрации Волоколамского муниципального района обеспечить исполнение полномочий по контролю за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых путем внесения изменений в Устав Волоколамского муниципального района, принятие муниципального правового акта, определяющего порядок проведения соответствующего контроля, определения должностных лиц, ответственных за контроль в сфере недропользования - ПРЕКРАТИТЬ.
Определение может быть обжаловано в Московский областной суд через Волоколамский городской суд Московской области в течение 15 дней со дня его вынесения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: Капцова Т.Ю.