ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-641/2021 от 22.12.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

32RS0004-01-2021-000537-78

№ 88-31151/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 22 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Улитиной Е.Л.,

судей Павловой Е.А., Курдюковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-641/2021 по иску ФИО1 к Брянской городской администрации, Володарской районной администрации города Брянска об устранении нарушений жилищных прав, включении в списки граждан, постановке на учет как члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны на получение единовременной денежной выплаты, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2020 года № 174 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», постановлением Правительства Брянской области от 07 мая 2020 года № 180-п «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Брянской области», взыскании судебных расходов,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Володарского районного суда г. Брянска от 14 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 июля 2021 года,

заслушав доклад судьи Павловой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском, с учетом уточнения, к Брянской городской администрации, Володарской районной администрации города Брянска, в котором просила о возложении обязанности устранить нарушение жилищных прав, включить ее в списки граждан, осуществить постановку на учет, как члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны на получение единовременной денежной выплаты, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2020 г. № 174 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», постановлением Правительства Брянской области от 07.05.2020 г. № 180-п «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Брянской области», взыскании судебных расходов, связанных с оказанием услуг почтовой связи в размере 106 руб. 50 коп. Свои требования мотивировала тем, что родилась ДД.ММ.ГГГГ, проживает в <адрес>, является инвалидом 1 группы с детства, членом семьи погибшего участника в годы Великой Отечественной войны. С ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в муниципальном общежитии. ДД.ММ.ГГГГ снята с учета на получение жилой площади в общежитии. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ восстановлена в списке очередников, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в муниципальных общежитиях. ДД.ММ.ГГГГ Володарской районной администрацией города Брянска истица принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, как обеспеченная жилой площадью, согласно учетной нормы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку является членом семьи собственника ФИО5, принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Однако по данному адресу она проживает по договору безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между нею и ФИО5 Полагала, что снятие с учета, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, является незаконным, необоснованным.

Решением Володарского районного суда г. Брянска от 14 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 июля 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального права. Полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений по настоящему делу не допущено.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 является членом семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением , выданным ДД.ММ.ГГГГ, и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворен иск ФИО1 к Брянской городской администрации, администрации Володарского района города Брянска о восстановлении в списках очередников на получение жилья и о предоставлении жилого помещения в общежитии, ФИО1 восстановлена в списках очередников администрации Володарского района города Брянска нуждающихся в улучшении жилищных условий на выделение комнаты в общежитии под номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Решением <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск ФИО1, ФИО6 к Брянской городской администрации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, за ФИО1, ФИО6 признано право пользования изолированным жилым помещением в <адрес> на условиях договора социального найма.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состояла на учете в Володарской районной администрации города Брянска в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по списку общей очереди, так как была зарегистрирована по адресу: <адрес> (общежитие). Общая площадь комнаты - составляла 11,6 кв.м., что менее учетной нормы 14 кв.м., утвержденной постановлением Брянской городской администрации от 25 мая 2005 г. № 1824-п в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Право на вышеуказанную комнату у ФИО1 прекращено ДД.ММ.ГГГГ в связи с дарением.

Согласно договору безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО5 и ФИО1 на неопределенный срок, ФИО1 проживает по адресу: <адрес>.

На основании решения районной жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса РФ, ФИО1 снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, как обеспеченная жилой площадью согласно учетной норме, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве члена семьи собственника (мать) по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры составляет 53,6 кв.м., зарегистрировано 2 человека, на каждого члена семьи приходится по 26,8 кв.м., что превышает учетную норму 14 кв.м.

Володарской районной администрацией города Брянска ФИО1 разъяснено право повторно обратиться с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с предоставлением необходимых документов.

В ходе рассмотрения дела в суде, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 вновь обратилась с заявлением в Брянскую городскую администрацию города Брянска о включении ее, как члена погибшего участника ВОВ, в списки граждан на получение единовременной денежной выплаты, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, приложив паспорт и удостоверение члена семьи погибшего участника ВОВ.

В ответе Володарской районной администрации г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно разъяснено право повторного обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с предоставлением необходимых документов в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, и рассмотрением вопроса о возможности принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на заседании жилищно-бытовой комиссии Володарской районной администрации г. Брянска.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 21Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ст. ст. 31, 50-52, 54 ЖК РФ, Законом Брянской области от 30.03.2020 г. № 22-З «О дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», Постановлением от 13.09.2006 г. № 559 «Об утверждении Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области», Постановлением Правительства Брянской области от 07.05.2020 г. № 180-п «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Брянской области», Постановлением Брянской городской администрации от 25.05.2005 г. № 1824-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г. Брянска», ст. 56 ГПК РФ, исходил из того, что истцом не соблюден порядок подачи заявления о предоставлении государственной услуги (принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении), истец не представила необходимых для рассмотрения заявления документов, в связи с чем решение об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений Володарской районной администрацией города Брянска не принималось, а направленный истцу ответ носит разъяснительный характер, пришел к выводу об отсутствии со стороны ответчиков нарушений жилищных прав истца и об отказе в удовлетворении иска, поскольку вопрос о постановке на учет для получения единовременной денежной выплаты, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий отнесен к компетенции уполномоченного на то органа исполнительной власти субъекта, а суд не вправе подменять собой их деятельность и принимать решения по вопросам их ведения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ. При этом указал, что ФИО1 при подаче соответствующего заявления представила только паспорт и удостоверение, однако, документы регистрирующих органов о наличии (отсутствии) у неё и членов ее семьи в собственности жилых помещений не представила, в связи с чем ФИО1 не соблюден административный порядок обращения с заявлением в местную администрацию, решения об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений ответчиками не принималось, вопрос по существу ими не рассматривался ввиду несоблюдения истцом требований действующего на дату подачи заявления административного регламента, нарушений прав истца со стороны ответчиков не допущено.

Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.

Согласно постановлению от 13 сентября 2006 г. № 559 «Об утверждении Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области», постановлению Правительства Брянской области от 07 мая 2020 г. № 180-п «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Брянской области» учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами муниципальных образований области.

В силу п. 8 Положения для получения субсидии гражданин - получатель субсидии представляет в орган местного самоуправления следующие документы: заявление о выдаче субсидии; копии документов, удостоверяющие личность гражданина - получателя субсидии; справки от предприятий технической инвентаризации, территориальных органов Федеральной регистрационной службы по Брянской области о наличии (отсутствии) в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений; документы, подтверждающие право заявителя на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (удостоверения, справки медико-социальной экспертизы, в случае отсутствия сведений об инвалидности заявителя в Федеральном реестре инвалидов (ФГИС ФРИ)).

Согласно п. 1 постановления Брянской городской администрации от 25 мая 2005 г. № 1824-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г. Брянска» учетная норма площади жилого помещения на территории г. Брянска установлена в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Учитывая вышеприведенные нормы права, а также то, что ФИО1 при обращении в Володарскую районную администрацию г. Брянска не представила необходимый пакет документов, дающих возможность решить вопрос о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, решения об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений ответчиками не принималось, вопрос по существу ими не рассматривался, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии нарушений прав истца и отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку единственно иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.

В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Володарского районного суда г. Брянска от 14 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи