ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-661/2022 от 11.10.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-8438/ 2022

УИД: 07RS0001-02-2021-006568-82

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 2- 661/2022 года

в суде первой инстанции

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Черчага С.В.

судей Климовой В.В., Нурмухаметовой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Апажихова Арустама Арсеновича к Министерству труда и социальной защиты Кабардино- Балкарской Республики о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Министерства труда и социальной защиты КБР, о признании незаконным и об отмене приказов о применении дисциплинарного взыскания,

по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В., судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Апажихов А.А. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, в котором просил: признать незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведения государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики и урегулированию конфликтов интересов, оформленное протоколом № 2 от 29 сентября 2021 года; признать незаконным и отменить приказ Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики № 6-в от 20 августа 2021 года о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания; признать незаконным и отменить приказ Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №-8 в от 01 октября 2021 года о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 07 апреля 2022 года постановлено:

Исковые требования Апажихова А.А. к Министерству труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики – удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики № 6-в от 30 августа 2021 года о применении к руководителю организационно-аналитического департамента Апажихову А.А. дисциплинарного взыскания в виде замечания.

В удовлетворении исковых требований Апажихова А.А. об отмене приказа Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №6-в от 30 августа 2021 года, о признании незаконным и отмене приказа Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №8-в от 01 октября 2021 года о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики и урегулированию конфликта интересов, оформленного протоколом № 2 от 29 сентября 2021 года, - отказать.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 июня 2022 года, решение Нальчикского городского суда КБР, в части отказа в удовлетворении исковых требований Апажихов А.А. о признании незаконным приказа Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики № 8-в от 01 октября 2021 года о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора отменено с принятием в этой части нового решения о признании незаконным приказ Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики №8-в от 01 октября 2021 года о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к руководителю организационно-аналитического департамента Апажихова А.А.

В кассационной жалобе кассатором ставится вопрос об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам дела, отсутствуют.

Из материалов дела следует и судами установлено, что приказом Министерства труда и социальной защиты КБР от 30.12.2014 Апажихов А.А. переведен на должность государственной гражданской службы Кабардино-Балкарской Республики руководителя административно-правового департамента Министерства.

Приказом Министерства труда и социальной защиты КБР от 29.06.2021 Апажихов А.А. переведен на должность государственной гражданский службы Кабардино-Балкарской Республики руководителя организационно-аналитического департамента Министерства.

23.07.2021г. первым заместителем прокурора Кабардино-Балкарской Республики в адрес министра туда и социальной защиты КБР вынесено представление, в котором, среди прочего, указано на выявленное в ходе проверки исполнения Министерством федерального законодательства нарушение Положения о порядке премирования, единовременного поощрения, выплаты материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим. В представлении содержится требование о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновность которых в допущении изложенных нарушений будет установлена результатами служебной проверки.

Приказом министра труда и социальной защиты КБР от 27.07.2021 назначено проведение служебной проверки по установлению причин неисполнения федерального законодательства по представлению прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 23.07.2021.

В связи с нахождением Апажихова А.А. в отпуске заключение по результатам служебной проверки в отношении него вынесено 27.08.2021г. По результатам служебной проверки комиссия пришла к выводу, что руководитель административно-правового департамента Апажихов А.А. в нарушение п.3 требований должностного регламента руководителя административно-правового департамента от 20.01.2015г. и п. 2.4 приказа от 11.03.2008г. «Об утверждении порядка подготовки и оформления приказов» Министерства труда и социальной защиты КБР не обеспечил должный контроль за передачей приказов о привлечении госслужащих к дисциплинарной ответственности в финансово-экономический департамент, что повлекло незаконные выплаты.

Приказом Министерства труда и социальной защиты КБР от 30.08.2021 года №6-в к руководителю организационно-аналитического департамента Апажихову А.А. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Также судом установлено, что 30.09.2019г. Прокурором КБР в адрес министра труда и социальной защиты КБР вынесено представление, в котором, кроме прочего, указано, что руководителем административно-правового департамента Министерства Апажиховым А.А. и его супругой в 2017 году совершена сделка по приобретению квартиры, при этом сумма сделки превышает доход указанных лиц за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Апажиховым А.А. сведения о расходах и об источниках получения средств за счет которых совершена сделка, не представлены. В представлении прокурора Кабардино-Балкарской Республики содержалось требование инициировать мероприятия по контролю за расходами Апажихова А.А.

На основании представления Прокурора КБР от 30.09.2019г. и в соответствии с Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики от 26.06.2013г. письмом от 23.10.2019г. и.о. министра труда и социальной защиты КБР направил в Администрацию Главы КБР материалы для проведения проверочных мероприятий по контролю за расходами руководителя административно-правового департамента Министерства Апажихова А.А.

Письмом от 09.01.2020г. руководитель Администрации Главы КБР уведомил министра труда и социальной защиты КБР о том, что по результатам осуществления контроля за расходами Апажихова А.А. и его супруги обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов общему доходу семьи, не выявлено. Однако, в рамках осуществления контроля за расходами выявлены факты предоставления неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Апажиховым А.А. за 2015-2017 годы, что является основанием для проведения проверки достоверности представленных им сведений. В целях принятия объективного решения руководителем Администрации Главы КБР рекомендовано данный вопрос внести на рассмотрение соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Письмо руководителя Администрации Главы КБР резолюцией министра труда и социальной защиты КБР от 13.01.2020г. отписано на исполнение Калмыкову Б.Ж., который в тот период занимал должность заведующего сектором по противодействию коррупции Министерства.

Приказом министра труда и социальной защиты КБР от 28.07.2021г. назначено проведение служебной проверки в отношении консультанта контрольно-ревизионного отдела министерства Калмыкова Б.Ж. по установлению причин неисполнения поручения руководителя Администрации Главы КБР от 09.01.2020г.

Приказом министра труда и социальной защиты КБР от 22.09.2021г. начальнику отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства Адыгауновой Б.М. поручено провести проверку исполнения поручения министра труда и социальной защиты КБР, руководителя Администрации Главы КБР от 09.01.2020г. по представлению Прокурора КБР от 30.09.2019г. руководителем организационно-аналитического департамента Апажиховым А.А. с предоставлением доклада о результатах проверки до 24.09.2021г.

Докладом от 24.09.2021г. начальник отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства Адыгаунова Б.М. уведомила министра о том, что 26.07.2021г. было установлено, что поручение руководителя Администрации Главы КБР от 09.01.2020г. не было исполнено, в связи с чем был издан приказ о проведении служебной проверки 28.07.2021.

Решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты КБР и урегулированию конфликта интересов от 29.09.2021г., признано, что при исполнении обязанностей руководителя административно-правового департамента Апажихов А.А. не принял необходимые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которой он является. Характер нарушений признан значительным, поскольку Апажихов А.А. не исполнил установленные частями 1 и 2 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, не уведомил в письменной форме министра о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и не принял мер по его предотвращению. Комиссией рекомендовано министру применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Приказом Министерства труда и социальной защиты КБР от 01.10.2021 за ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей и не принятию мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в период работы в качестве руководителя административно-правого департамента, к руководителю организационно-аналитического департамента Апажихову А.А. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Разрешая исковые требования в части признания незаконным приказ Министерства труда и социальной защиты КБР от 30.08.2021г. о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания и удовлетворяя данные требования, суд первой инстанции исходил из того, что по результатам служебной проверки от 27.08.2021г. комиссия, проводившая служебную поверку, пришла к выводу о ненадлежащем исполнении Апажиховым А.А. свои служебных обязанностей, между тем, приказом к Апажихову А.А. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания по п. 1 ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которой установлены взыскания за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральным законодательством, однако, в заключении служебной проверки выводы о совершении Апажиховым А.А. дисциплинарного проступка в связи с несоблюдением им ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральным законодательством не содержатся. Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что приказом №6-в Апажихов А.А. привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушения, которые служебной проверкой не выявлены, в связи с чем пришел к выводу о том, что приказ №6-в является незаконным.

Разрешая исковые требования в части признания незаконными приказа Министерства труда и социальной защиты КБР №8-в от 01.10.2021г. о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора и решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты КБР и урегулированию конфликта интересов от 29.09.2021г., и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что в октябре 2019 года Апажихову А.А. было известно о том, что во исполнение представления Прокурора КБР министром были инициированы мероприятия по контролю за его расходами. Кроме того, суд посчитал установленным, что еще до июля 2021 года истцу было известно о том, что заведующему сектором по противодействию коррупции Министерства Калмыкову Б.Ж., который в соответствии со структурой Министерства являлся подчиненным Апажихова А.А., поручена организация рассмотрения вопроса о предоставлении Апажиховым А.А., неполных и недостоверных сведений по доходам, расходам, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2017 годы. При этом, в нарушение ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Апажихов А.А. уведомление о возникновении личной заинтересованности или о возможности ее возникновения при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не подавал.

Также суд первой инстанции нашел, что сроки привлечения Апажихова А.А. к дисциплинарной ответственности не нарушены, поскольку приказ №8-в от 01.10.2021г. вынесен в пределах срока, установленного ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» после того, как начальником отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства Адыгауновой Б.М. Министру труда и социальной защиты КБР был представлен доклад от 24.09.2021г. о неисполнении Апажиховым А.А. требований частей 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в части признания незаконным приказа от №6-в согласился, указав на то, что ссылку ответчика на наличие технической ошибки в приказе нельзя признать состоятельной, поскольку в процессе проверки не устанавливались несоблюдение истцом ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральным законодательством. Таких выводов, как правильно указано судом первой инстанции не содержит и результаты служебной проверки от 27.08.2021г. Кроме того, в приказе не указано, какие именно должностные обязанности, предусмотренные должностным регламентов, не были исполнены Апажиховым А.А.

Однако, суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда в части отказа в признании незаконным приказа №8-в, придя к выводу о том, что ответчиком не был соблюден установленный законом порядок привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что работодателю был известен факт о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения с 13.01.в связи с чем дисциплинарное взыскание истцу применено за пределами шестимесячного срока, установленного ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В связи с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания незаконным приказа №8-в от 01.10.2021 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судебных инстанций, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.

При этом, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, судами допущено не было.

В целом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке всех имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу. В силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, тогда как суд кассационной инстанции не наделен правом оценивать представленные сторонами доказательства.

Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.

Обжалуемые судебные постановление приняты на основании установленных юридически значимых обстоятельств по делу и представленных сторонами доказательств, которые получили правовую оценку в соответствии с требованиями положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь ст.ст.390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 апреля 2022 года (в редакции апелляционного определения) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 июня 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Черчага С.В.

Судьи Климова В.В.

Нурмухаметова Р.Р.