ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-677-33-1287 от 22.08.2012 Новгородского областного суда (Новгородская область)

                                                                                    Новгородский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Новгородский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья – Шеремета И.Ф. 22 августа 2012 года Дело № 2-677-33-1287

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего – Есаковой С.В.,

судей областного суда – Колокольцева Ю.А. и Соколова С.Б.,

при секретаре – Паниной Л.А.,

с участием прокурора – Степановой Е.И.,

с участием представителя Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, Администрации Медниковского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, Администрации Великосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, Администрации Ивановского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, Администрации Залучского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, Администрации Взвадского сельского поселения Старорусского района Новгородской области – Семенова Ю.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 августа 2012 года по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации Новосельского сельского поселения, Администрации Медниковского сельского поселения, Администрации Великосельского сельского поселения, Администрации Ивановского сельского поселения, Администрации Залучского сельского поселения, Администрации Взвадского сельского поселения, апелляционному представлению Старорусского межрайонного прокурора на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 4 июня 2012 года, которым исковые требования Старорусского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены и постановлено обязать Администрацию Новосельского сельского поселения, Администрацию Медниковского сельского поселения, Администрацию Велькосельского сельского поселения, Администрацию Ивановского сельского поселения, Администрацию Залучского сельского поселения, Администрацию Взвадского сельского поселения в срок до  создать местный резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в виде продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, строительных материалов, средств индивидуальной защиты, согласно номенклатуре, утвержденной Постановлением Администрации сельского поселения, включив в резерв материальных ресурсов транспортные средства, средства связи и топливо,

УСТАНОВИЛА:

Старорусский межрайонный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Новосельского сельского поселения, Администрации Медниковского сельского поселения, Администрации Великосельского сельского поселения, Администрации Ивановского сельского поселения, Администрации Залучского сельского поселения, Администрации Взвадского сельского поселения об обязании создать резерв материальных ресурсов в виде продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в обоснование указав, что п.2 ст.11, ст.24 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе, осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Финансовое обеспечение установленных этим законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии с п.2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1340 от 10 ноября 1996 года, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Согласно п.4 Порядка, номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой определен Постановлением Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом. Прокурор просил определить срок для создания резерва материальных ресурсов до

Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционных жалобах Администрация Новосельского сельского поселения, Администрация Медниковского сельского поселения, Администрация Велькосельского сельского поселения, Администрация Ивановского сельского поселения, Администрация Залучского сельского поселения, Администрация Взвадского сельского поселения выражают несогласие с судебным решением, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просят его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Полагают, что прокурор не указал, в чем конкретно заключается нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Также указывают, что суд оставил без внимания утвержденный Порядок создания, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории сельских поселений, а также номенклатуру и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории сельских поселений. Кроме того указывают, что прокурором не представлено сведений о прогнозируемых видах и масштабах чрезвычайных ситуаций на территории сельских поселений, а также не указано, как, в каких объемах и количествах должен быть создан местный резерв материальных ресурсов сельских поселений. Данные обстоятельства не были учтены судом при принятии решения.

В апелляционном представлении Старорусский межрайонный прокурор просит изменить редакцию резолютивной части решения суда, ссылаясь на то, что прокурор в своем исковом заявлении просил обязать органы местного самоуправления создать местный резерв материальных ресурсов сельских поселений, а не изменить или дополнить номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, как решил суд.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления прокурора, заслушав объяснения представителя Администрации Новосельского сельского поселения, Администрации Медниковского сельского поселения, Администрации Великосельского сельского поселения, Администрации Ивановского сельского поселения, Администрации Залучского сельского поселения, Администрации Взвадского сельского поселения – Семенова Ю.Б., поддержавшего жалобы, выслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб Администраций, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.

Федеральным законом № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Федеральный закон № 68) определены общие для Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статьей 4 названного Федерального закона установлено, что одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона № 68-ФЗ, определяющей полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Финансовое обеспечение установленных данным Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования (ст.24 Федерального закона № 68-ФЗ).

В силу ст.25 Федерального закона № 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года № 1340 утвержден «Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Порядок), согласно п.3 которого для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы (п.2 Порядка).

Согласно п.4 указанного Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению местных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств местных бюджетов (п.7 Порядка).

В соответствии с п.20 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Как установлено судом из материалов дела, Администрацией Новосельского сельского поселения постановлением №  от  года утвержден Порядок создания, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории сельских поселений, определена номенклатура и объем резерва материальных ресурсов. Соответствующий Порядок утвержден также: постановлением Администрации Медниковского сельского поселения от  №  постановлением Администрации Великосельского сельского поселения постановлением от  № , постановлением Администрации Ивановского сельского поселения от  № , постановлением Администрации Залучского сельского поселения от  № , постановлением Администрация Взвадского сельского поселения от  №  Вместе с тем, как достоверно установлено судом, в номенклатуру резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, как того требует действующее законодательство, не включены транспортные средства, средства связи, топливо.

При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь приведенными правовыми нормами, пришел к обоснованному выводу, что в полном объеме обязанность по созданию местных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами местного самоуправления не выполнена, что влечет нарушение прав граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а потому требования прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, правомерно удовлетворил.

Доводы представителя Администраций о том, что Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года № 1340, распространяется только на федеральные резервы финансовых и материальных ресурсов и не распространяет свое действие на местные резервы, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, а также в апелляционном представлении прокурора, были известны суду при разрешении дела по существу и получили в решении верную юридическую оценку.

Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, получившим в решении правильное толкование. Не допущено судом и существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб и апелляционного представления прокурора не установила.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 4 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Новосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, Администрации Медниковского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, Администрации Великосельского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, Администрации Ивановского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, Администрации Залучского сельского поселения Старорусского района Новгородской области, Администрации Взвадского сельского поселения Старорусского района Новгородской области и апелляционное представление Старорусского межрайонного прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий: Есакова С.В.

Судьи: Колокольцев Ю.А.

Соколов С.Б.