ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-684/2023 от 05.07.2023 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Архипчук Н.П.

№ 33-2377-2023 УИД 51RS0008-01-2023-000462-36Мотивированное определение изготовлено 05.07.2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Булыгиной Е.В.

судей

ФИО1

при секретаре

ФИО2 ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-684/2023 по иску ФИО4 к Администрации Кольского района Мурманской области, государственному областному унитарному предприятию «Мурманскводоканал», муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства МО г.Кола», Министерству строительства и территориального развития Мурманской области о возложении обязанности по обеспечению земельного участка инженерной инфраструктурой,

по апелляционной жалобе Министерства строительства Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы истца ФИО4, представителя администрации Кольского района ФИО5, третьего лица ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Кольского района Мурманской области о возложении обязанности по обеспечению земельного участка инженерной инфраструктурой.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании постановления администрации муниципального образования городское поселение Кола Кольского района * от 18.11.2013 ей и членам ее многодетной семьи был предоставлен на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером *, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: ..., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством жилых этажей не более трех.

Вместе с тем, предоставленный земельный участок не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры, что не позволяет ее семье осуществлять на этом участке эксплуатацию построенного жилого дома и лишает их возможности реализовать установленные законодательством меры социальной поддержки.

Истец просила суд возложить на администрацию Кольского района Мурманской области обязанность по обеспечению инженерной инфраструктурой, а именно: обеспечить устройство сети водоснабжения, установку септика и подъездного пути в отношении земельного участка в с кадастровым номером * в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании истец уточнила заявленные требования в части срока исполнения ответчиком обязанности по обеспечению земельного участка инженерной инфраструктурой – до 1 октября 2024 г., а также просила в случае недостаточности денежных средств у администрации Кольского района возложить обязанность на Министерство строительства Мурманской области обеспечить соответствующее финансирование.

Судом принято решение, которым исковые требования ФИО4 удовлетворены частично.

Суд обязал администрацию Кольского района Мурманской области в срок до 01 октября 2024 года обеспечить устройство сети водоснабжения до границ земельного участка и установку септика на земельном участке с кадастровым номером *, расположенного в ....

В случае недостаточности денежных средств, обязал Министерство строительства Мурманской области предоставить администрации Кольского района Мурманской области субсидии из областного бюджета на соответствующие цели в рамках государственной программы Мурманской области «Комфортное жилье и городская среда».

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к государственному областному унитарному предприятию «Мурманскводоканал», муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства МО г.Кола» о возложении обязанности по обеспечению земельного участка инженерной инфраструктурой судом было отказано.

В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства Мурманской области ФИО7, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение, которым исключить обязательство Министерства строительства Мурманской области о предоставлении администрации Кольского района Мурманской области субсидии из областного бюджета на соответствующие цели в рамках государственной программы Мурманской области «Комфортное жилье и городская среда».

В жалобе приводит доводы о том, что обязанность по обеспечению земельных участков объектами инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки многодетным семьям, возложена на органы местного самоуправления, в то время как полномочия Министерства строительства Мурманской области по данному вопросу реализуются Министерством исключительно в пределах своих полномочий путем предоставления субсидии из областного бюджета органам местного самоуправления на соответствующие цели в рамках государственной программы Мурманской области «Комфортное жилье и городская среда».

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО4, полагая доводы жалобы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель администрации Кольского района Мурманской области ФИО8, указывая, что выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, ГОУП «Мурманскводоканал», МКУ «Управление городского хозяйства МО г.Кола», Министерства имущественных отношений Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Ходатайство Министерства строительства Мурманской области об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя Министерства в ежегодном отпуске судебной коллегией отклонено, поскольку нахождение того или иного сотрудника органа государственной власти в отпуске не является уважительной причиной неявки, влекущей отложение судебного разбирательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливаются общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющие государственные гарантии его осуществления.

В соответствии со статьей 15.1 Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 г. № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» многодетные семьи, проживающие на территории Мурманской области, имеют право приобрести бесплатно без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности, или земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Мурманской области и (или) жилищных фондов муниципальных образований Мурманской области и данные земельные участки предоставляются для ведения садоводства (с правом размещения на садовом земельном участке садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей) и осуществления индивидуального жилищного строительства (далее - жилищное строительство) (п. 1).

Земельные участки предоставляются многодетным семьям бесплатно в собственность в соответствии с настоящей статьей однократно (п. 4).

Порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям определяется в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Закону (п. 5).

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. №372 при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

Законом Мурманской области от 31 декабря 2003 г. №462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Мурманской области, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности, или земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 4.1 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, являющегося приложением №2 к Закону Мурманской области от 31 декабря 2003 г. №462-01-ЗМО, для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

Таким образом, в силу вышеприведенных ном права, земельный участок предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации г.п. Кола Кольского района Мурманской области от 18.11.2013 *ФИО4 и членам ее многодетной семьи - Д.., С.., С.., в общую долевую собственность в равных долях для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью 1000 кв.м., разрешенное использование земельного участка - индивидуальный жилой дом с приусадебным земельным участком, расположенный по адресу: ....

Вышеуказанный земельный участок был сформирован на основании Постановления Администрации Кольского района №1174 от 22.08.2013 «О формировании земельных участков», из которого следует, что на территории г.Кола было сформировано 17 земельных участков, 5 из которых находится в государственной собственности в кадастровом квартале *.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что до настоящего времени данный земельный участок коммунальной инфраструктурой не обеспечен.

Разрешая настоящий спор, оценив представленные доказательства по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что администрацией Кольского района Мурманской области меры, направленные на решение вопроса по обеспечению заявленного земельного участка инженерно-технической коммуникациями и дорожной инфраструктурой, от наличия которых зависит возможность его использования для эксплуатации индивидуального жилого дома, до настоящего времени не приняты, суд пришел к верному выводу о возложении на ответчика обязанности по обеспечению строительства объектов коммунальной инфраструктуры в отношении предоставленного многодетной семьи истца земельного участка с кадастровым номером.

При этом суд согласился с доводами истца о том, что обязанность по обеспечению земельных участков объектами необходимой коммунальной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, действующим правовым регулированием возложена как на орган местного самоуправления, так и на исполнительный орган Мурманской области - Министерство строительства Мурманской области и указал в резолютивной части решения на обязанность Министерства строительства Мурманской области при недостаточности денежных средств предоставить администрации Кольского района Мурманской области субсидии из областного бюджета на соответствующие цели в рамках государственной программы Мурманской области «Комфортное жилье и городская среда».

Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно положениям подпунктов 49, 62 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу пункта 3.1 Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 г. № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» формирование (образование) земельных участков, а также финансирование соответствующих расходов осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципальными нормативными правовыми актами.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 4.1 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, являющегося приложением № 2 к Закону Мурманской области от 31 декабря 2003 г. № 462-01-ЗМО, предусмотрено, что для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения технологического присоединения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение). Таким образом, выделяемый земельный участок уже должен иметь технические условия для подключения технологического присоединения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Положением о Министерстве строительства Мурманской области", утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 28.11.2019 № 529-ПП установлены основные задачи Министерства, к числу которых относится также обеспечение устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур Мурманской области, улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.

Для решения поставленных задач Министерство исполняет следующие функции в установленных сферах деятельности, в том числе:

Разрабатывает и реализует государственные программы (подпрограммы) Мурманской области, ведомственные целевые программы в рамках своей компетенции.

Проводит мониторинг деятельности органов местного самоуправления по определению территорий для формирования земельных участков в целях их предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, по их планировке и обеспечению объектами коммунальной инфраструктуры, получению технических условий подключения к инженерно-техническим сетям объектов капитального строительства.

Постановлением Правительства Мурманской области от 13.11.2020 № 795-ПП «О государственной программе Мурманской области "Комфортное жилье и городская среда» утверждены Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета местным бюджетам Мурманской области на софинансирование мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных не безвозмездной основе многодетным семьям.

Указанные правила определяют порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам Мурманской области на софинансирование мероприятий об обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетный семьям; субсидия предоставляется Министерством строительства Мурманской области по результатам проведения конкурсного отбора.

Субсидия предоставляется Министерством строительства Мурманской области (далее - Министерство) по результатам проведения в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил конкурсного отбора заявок муниципальных образований, поступивших в адрес Министерства, от органов местного самоуправления муниципальных образований и при соблюдении условий, перечисленных в п.1.4 Правил.

Критерием отбора муниципальных образований для получения субсидии является наличие не обеспеченных коммунальной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям.

Распределение субсидии местным бюджетам из областного бюджета между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с Порядком оценки заявок муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по проведению мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям, согласно приложению N 1 к настоящим Правилам (далее - Порядок), за исключением средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Мурманской области и за исключением средств, выделяемых на обеспечение ранее заключенных контрактов.

Принимая во внимание, что на обеспечение инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетным семьям, предусмотрено финансирование в рамках государственной программы Мурманской области «Комфортное жилье и городская среда», утвержденной постановлением Правительства Мурманской области, его предоставление в результате конкурсного отбора и при соблюдении установленных условий, вместе с тем учитывая, что непосредственным исполнителем программы являются именно органы местного самоуправления, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда о возложении на Министерство строительства Мурманской области обязанности при недостаточности денежных средств предоставить администрации Кольского района Мурманской области субсидии из областного бюджета на соответствующие цели в рамках государственной программы Мурманской области «Комфортное жилье и городская среда».

Из материалов настоящего дела следует, что истцу и членам ее семьи в долевую собственность предоставлен земельный участок, образованный администрацией Кольского района в пределах ее компетенции из земель, государственная собственность на которые не разграничена, из числа участков, сформированных для предоставления многодетным семьям, что подразумевало и принятие муниципальным образованием на себя определенных обязательств, связанных с обеспечением их пригодности для тех целей, для которых они предоставляются.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, действующим правовым регулированием возложена на муниципальное образование Кольский район, оснований для ее возложения также на Министерство строительства Мурманской области у суда первой инстанции не имелось.

Ссылки администрации муниципального образования на объективную невозможность органа местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не могут быть приняты во внимание.

Местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 2 ноября 2006 года N 540-О и от 10 октября 2013 года N 1591-О).

Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Министерство строительства Мурманской области обязанности при недостаточности денежных средств предоставить администрации Кольского района Мурманской области субсидии из областного бюджета на соответствующие цели в рамках государственной программы Мурманской области «Комфортное жилье и городская среда» не может быть признано законны и обоснованным и подлежит отмене, оснований для удовлетворения требований, заявленных к Министерству, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 198, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 марта 2023 года отменить в части возложения на Министерство строительства Мурманской области обязанности при недостаточности денежных средств предоставить администрации Кольского района Мурманской области субсидии из областного бюджета на соответствующие цели в рамках государственной программы Мурманской области «Комфортное жилье и городская среда».

Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Министерству строительства Мурманской области отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: