ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-6903/20 от 19.08.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

Дело №88-12076/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 19 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гречкань Н.И.,

судей Зориной С.А., Чернецовой С.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6903/2020 по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, к Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени, Главному управлению строительства Тюменской области о включении молодой семьи в список участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 24 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 22 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М., объяснения представителя ФИО5 к – ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО5, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО7, ФИО8, ФИО9, обратилась с иском о признании незаконным отказа во включении в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской федерации» от 23 декабря 2019 года, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году и признании права молодой семьи на участие в 2021 году в вышеуказанном мероприятии; возложении обязанности на Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени, после включения молодой семьи в список участников вышеуказанного мероприятия, направить уточненный список в Главное управление строительства Тюменской области для включения молодой семьи в сводный список участников мероприятия; возложении на Главное управление строительства Тюменской области обязанности по получению уточненного списка от Департамента в отношений молодой семьи и включении молодой семьи в сводный список участников вышеназванного мероприятия.

В обоснование иска указано на то, что 2 декабря 2019 года ФИО5 обратилась с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». 23 декабря 2019 года Департамент имущественных отношений администрации города Тюмени отказал в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, в связи с не предоставлением правоустанавливающих документов на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, за период проживания в нем с 17 марта 2015 по 22 февраля 2017 года; не предоставление сведений о месте постоянного жительства в период с 12 марта 2019 года по 11 июня 2019 года. Считает данный отказ незаконным в связи с тем, что Департамент имущественных отношений администрации города Тюмени, обнаружив отсутствие регистрации по месту жительства у истца, дополнительные сведения о месте проживания не запросил, не учел, что жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, принадлежало супругу истца, в связи с чем, право пользования жилым помещением в силу положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации доказыванию не подлежит.

Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 24 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 22 марта 2021 года, исковые требования ФИО5 к. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО5 к., просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным судами при его рассмотрении, нарушение норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых актов. Доводы кассационной жалобы повторяют доводы искового заявления и апелляционной жалобы.

В возражениях на кассационную жалобу Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени и Главное управлению строительства Тюменской области указывают на законность принятых судебных актов, просят жалобу оставить без удовлетворения.

Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.

В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.

При рассмотрении дела было установлено, что 23 декабря 2019 года Департамент имущественных отношений администрации города Тюмени отказал истцу в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, за период проживания в нем всех членов молодой семьи с 17 марта 2015 года по 21 февраля 2017 года, и не предоставлением сведений о месте постоянного жительства в период с 12 марта 2019 года по 11 июня 2019 года.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №з 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства», Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением администрации города Тюмени от 4 июня 2012 года № 77-пк, и исходил из законности отказа истцу в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской федерации» от 23 декабря 2019 года, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, в связи с непредставлением необходимых документов.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился в части признания законным отказа Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 23 декабря 2019 года в связи с непредставлением истцом сведений о месте постоянного жительства в период с 12 марта 2019 года и по 11 июня 2019 года.

Вместе с тем, указал, что действия ответчика в части отказа по мотиву не предоставления сведений об основаниях пользования квартирой № <данные изъяты> в период с 17 марта 2015 года по 13 октября 2016 года и не предоставления истцом сведений об основаниях права пользования вышеуказанной квартирой после прекращения права собственности ФИО10 X.М.о. (в период с 14 октября 2016 года по 22 февраля 2017 года), являются незаконными, поскольку с 29 августа 2009 года по 13 октября 2016 года квартира находилась в собственности супруга истицы. В силу положений ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ). Действующим законодательством не предусмотрено предоставление документов, подтверждающих отсутствие основания права пользования, в связи с чем, действия ответчика в указанной части также являются незаконными.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.

Доводы кассационной жалобы о том, что истец с несовершеннолетними детьми имела право на участие в 2021 году в ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской федерации» являются несостоятельными.

Порядок участия молодых семей в мероприятии ведомственной целевой программы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства», а также Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением администрации города Тюмени от 4 июня 2012 года № 77-пк.

В соответствии с пп. «г» п. 2.3 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п, в случае, если молодая семья не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для признания нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты (п. 1.5.3 Порядка) молодая семья дополнительно к документам, предусмотренным п. 2.1 Порядка, предоставляет сведения о местах проживания всех членов молодой семьи за последние пять лет, предшествующие подаче заявления (копии домовых книг, поквартирных карточек, либо выписки из них, адресные справки и свидетельства о регистрации по месту жительства (представляются по желанию) с приложением сведений о лицах, зарегистрированных по месту жительства совместно с членами молодой семьи, согласно приложению №4 к Порядку; документы, подтверждающие правовые основания использования в зависимости от оснований признания нуждающимися, указанных в пп. «в» п. 2.3 Порядка. В случае отсутствия у заявителей документов, подтверждающих правовое основание использования ими жилого помещения, в котором они проживали (проживают), а также невозможности получения такого документа с использованием системы межведомственного взаимодействия, заявители представляют копию решения суда об установлении факта проживания заявителей в конкретный период времени в жилом помещении с установлением правовых оснований использования ими жилого помещения).

Непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных п.п. 2.1, 2.1.1, 2.3 Порядка, представление которых предусмотрено в обязательном порядке, в соответствии с пп. «б» п. 2.1 Регламента, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы.

Пунктом 9 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 предусмотрено, что участие в мероприятии ведомственной целевой программы является добровольным.

В соответствии с п. 1.4 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства" участником мероприятия ведомственной целевой программы является молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Правилами и настоящим Порядком; все члены молодой семьи постоянно проживают (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области, не включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, и имеют доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Таким образом, исходя из смысла вышеуказанных норм законодательства, реализация права на участие молодых семей на получение социальной выплаты не носит безусловного характера, а носит заявительный, добровольный характер и осуществляется в соответствии с порядком и правилами программы. Молодая семья, подавая заявление на участие ведомственной целевой программе, соглашается со всеми ее требованиями и условиями.

Поскольку при обращении с заявлением о признании участником программы истец не выполнила всех ее условий, в частности, не предоставила решение суда об установлении факта проживания в период с 12 марта 2019 года по 11 июня 2019 года в г. Тюмени, то судами правомерно сделан вывод о законности отказа органа местного самоуправления семье ФИО5 о включении в состав участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.

Принимая решение о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты и участницей мероприятия ведомственной целевой программы либо отказе в таком признании, органы местного самоуправления действуют в рамках представленных документов и полномочий.

По установления факта проживания граждан г. Тюмени в случае отсутствия регистрации по месту жительства, органы местного самоуправления не наделены.

Вопреки доводам кассатора, каких-либо объективных причин, препятствующих семье ФИО5 обращению с заявлением о признании участником программы после рождения третьего ребенка, после 15 марта 2018 года, материалы дела и кассационная жалоба не содержит.

Подача в суд заявления об установлении факт проживания в г. Тюмени в феврале 2020 года не свидетельствует о возникновении права на участие в 2021 году в ведомственной целевой программе, поскольку вновь с заявлением о признании участником программы после получения оспариваемого отказа и до 1 апреля 2020 года, истец не обращался.

При этом, в силу п. 4.1 Порядка органы местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляют эти списки в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области. В указанные списки включаются молодые семьи, заявление (подтверждение согласия) на участие в мероприятии ведомственной целевой программы которыми представлено до 1 апреля года, предшествующего планируемому.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.

Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.

Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Центрального районного суда г. Тюмени от 24 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 22 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи