ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-6/2021 от 19.04.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 2-6/2021 № 88-3565/2022

87RS0004-01-2020-000342-48

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 апреля 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Украинской Т.И.,

судей Александровой М.В., Воробьевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Билибинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Билибино о возложении обязанности

по кассационному представлению прокурора Чукотского автономного округа

на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 25 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Александровой М.В., прокурора Плетневой С.Н., поддержавшей кассационное представление прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

прокурор Билибинского района Чукотского автономного округа в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение Билибино о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в отношении 36 объектов линий электропередач, указанных в иске.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведённой проверки установлено, что в городе Билибино Билибинского района Чукотского автономного округа расположены объекты электросетевого хозяйства, собственник которых не определен. Согласно сведениям Управления финансов, экономики и имущественных отношений Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район все спорные объекты недвижимого имущества не числятся в муниципальной собственности, в реестрах государственного имущества Чукотского автономного округа и федерального имущества Российской Федерации. До настоящего времени ответчиком не принято мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по вопросу постановки выявленных в ходе прокурорской проверки объектов на учёт бесхозяйного недвижимого имущества. Ввиду того, что указанные объекты относятся к топливно-энергетическому комплексу и являются бесхозяйными, не обеспечено надлежащее их содержание, что может привести к возникновению аварийных ситуаций и неблагоприятной обстановке, угрожающей жизни и здоровью людей. Данные обстоятельства влекут нарушение прав неопределенного круга лиц – потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, проживающих на территории города Билибино, по бесперебойному обеспечению данными услугами в необходимых потребителям объемах.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены Управление финансов, экономики и имущественных отношений Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу и Акционерное общество «Чукотэнерго».

Решением Билибинского районного суда Чукотской автономной области от 19 января 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены.

На администрацию муниципального образования городское поселение Билибино возложена обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующих объектов электросетевого хозяйства: 1<данные изъяты>

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 25 октября 2021 года решение Билибинского районного суда от 19 января 2021 года отменено, принято новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Билибинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Билибино о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу объектов электросетевого хозяйства отказано.

Апелляционная жалоба администрации муниципального образования городское поселение Билибино удовлетворена.

В кассационном представлении прокурора Чукотского автономного округа ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 25 октября 2021 года, просит решение суда от 19 января 2021 года оставить без изменения.

В обоснование доводов представления прокурор указал, что нормативными актами возложена на орган местного самоуправления обязанность по совершению таких действий, как составление перечня объектов, принятие решения о передаче объектов, оформление необходимой технической документации на объекты недвижимости. Ответчиком в суд апелляционной инстанции не были представлены доказательства соблюдения указанных процедур. Собственник спорных объектов на настоящий момент не определен. Считает, что отказ в принятии спорных объектов в собственность ответчика и третьего лица свидетельствует об отрицании факта нахождения недвижимого имущества в муниципальной собственности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене апелляционного определения, вынесенного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что в силу Приложения № 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020- 1) объекты инженерной инфраструктуры, перечисленные в исковом заявлении, в силу прямого указания закона, относятся к муниципальной собственности. Бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в неисполнении обязанности по принятию в муниципальную собственность спорных объектов недвижимости, не свидетельствует о том, что данные объекты не имеют собственника, либо он неизвестен, либо собственники отказались от права собственности на них, в связи с чем они могут быть признаны бесхозяйными. Отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления не может являться основанием для отказа в принятии объектов инженерной инфраструктуры в собственность городского поселения Билибино.

В связи с этим, суд сделал вывод о принадлежности спорного имущества муниципальному образованию городское поселение Билибино и об отсутствии обязанности ответчика обращаться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов электроэнергетики.

Однако с таким выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 объекты государственной собственности, относящиеся к жилому фонду и жилищно-эксплуатационным предприятиям, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского или районного Совета народных депутатов, передаются в муниципальную собственность городов и районов. В соответствии с п. 5 Постановления оформление передачи данных объектов в муниципальную собственность должно осуществляться порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Порядок такой передачи объектов социально-культурного и коммунально- бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 закреплены следующие этапы передачи федеральной собственности в муниципальную: составление предприятиями, находящимися в стадии приватизации, плана приватизации, включение данными предприятиями в планы приватизации перечней передаваемых объектов, утверждение плана приватизации, составление в месячный срок с момента принятия решения о передаче объектов необходимой технической документации и актов приема - передачи.

В соответствии с п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп (далее - Положение), для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.

Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в двух идентичных экземплярах в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.

Комитет регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления.

Объекты, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.

Иные объекты могут быть переданы в муниципальную собственность решением соответствующего Совета народных депутатов республики, края, области, автономной области, автономного округа после передачи их в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга.

Согласно п. 10 Положения документом, подтверждающим право собственности на данные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный Комитетом по управлению имуществом города перечень объектов.

Указанные нормативные акты возлагают на органы местного самоуправления обязанность по совершению определенных действий - составление перечня объектов, принятие решения о передаче объектов, оформление необходимой технической документации на объекты и т.д.

Между тем, ответчиком не представлены, а судом апелляционной инстанции не установлены доказательства соблюдения вышеуказанной процедуры оформления права собственности на объекты инженерной инфраструктуры.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела в судах первой и апелляционной инстанции установлено, что спорные объекты электроэнергетики предприятиям не принадлежали и не передавались. Договоры о совместном использовании таких объектов не заключались. Планы приватизации, в перечни которых включены спорные объекты, не составлялись. Советами народных депутатов города Билибино, а также Билибинского района решения об утверждении планов не принимались. Акты приема-передачи не оформлялись. Сведений о том, что спорные объекты внесены в реестр муниципальной собственности, не имеется. Сведения из реестров федеральной, региональной и муниципальной собственности подтверждают факт отсутствия регистрации спорных объектов.

При указанных обстоятельствах создается правовая неопределенность при установлении собственника спорных объектов. Отсутствие правоустанавливающих документов - утвержденных планов, включающих перечни объектов, а также актов приема-передачи, не позволяет определить конкретного собственника из числа органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, в лице администрации городского поселения Билибино, администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, меры по постановке на учет данного имущества не принимают. Собственник спорных объектов электроэнергетики до настоящего времени не определен.

Вышеуказанные обстоятельства безусловно свидетельствуют о бесхозяйности спорного имущества, причиной которого, в том числе, явилось длительное бездействие органов местного самоуправления в части составления перечня объектов, актов приема-передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную.

Собственник спорных объектов имущества должен был быть определен в ходе реализации процедуры передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную, что относилось к компетенции Советов народных депутатов.

В силу п, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или 1 обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК ФФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 вышеобозначенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Вместе с тем, оспариваемое апелляционное определении таковым не является, так как фактически не содержит ссылок на нормы права, которые бы возлагали именно на городское поселение Билибино обязанность принять в собственность федеральное имущество, как указывает суд, в силу закона.

Бездействие органов местного самоуправления, связанное с непринятием на учет спорных объектов привело к длительной эксплуатации спорных электрических сетей без проведения капитального ремонта ввиду невозможности установления собственника, что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций на данных сетях.

В данном случае, Билибинским районным судом правильно применены положения порядка принятия на учет бесхозяйной вещи, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 года «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», в части наличия права у администрации городского поселения Билибино обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке бесхозяйной вещи на учет.

В результате реализации процедуры принятия на учет бесхозяйной вещи, утвержденной вышеуказанным Порядком, возможно определение права собственности на данную вещь (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).

Таким образом, судебной коллегией по гражданским делам суда Чукотского автономного округ неправильно истолковано постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, распоряжение Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп. Апелляционное определение подлежит отмене, а решение суда первой инстанцию – оставлению в силе.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 25 октября 2021 года отменить, оставить в силе решение Билибинского районного суда Чукотского автономного округа от 19 января 2021 года.

Председательствующий

Судьи