ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-70/2021 от 17.06.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-10544/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 17 июня 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Гусева Д.А., Раужина Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-70/2021 (УИД 22RS0001-01-2020-001608-71) по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», 1518 пожарной команде Центрального военного округа, федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай», профессиональному союзу гражданского персонала Вооруженных сил России о признании приказа незаконным, взыскании недоплаченного дополнительного материального стимулирования, премии, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Алейского городского суда Алтайского края от 19 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 марта 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы и требования кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 (далее по тексту - ФИО1, истец) обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» (далее по тексту - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа»), федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации), федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» (далее по тексту ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу»), 1518 пожарной команде Центрального военного округа, федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» (далее по тексту - ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому Краю и Республике Алтай»), профессиональному союзу гражданского персонала Вооруженных сил России о признании незаконным пункта 2 приказа начальника 1518 пожарной команды Центрального военного округа от 7 декабря 2020 г. л\с «О выплате единовременного денежного вознаграждения гражданскому персоналу 1518 пожарной команды по итогам работы за 2020 год» о невыплате истцу премии, взыскании доплаты по дополнительному материальному стимулированию за декабрь 2020 года в сумме 1000 рублей, единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2020 год в сумме 20968,90 рублей, компенсации морального вреда в размере 3000 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что 10 июня 2013 г. истец принят на работу в пожарную команду 1518 Центрального военного округа на должность пожарного в войсковую часть 41659 города Алейска Алтайского края. В дальнейшем подчиненность гражданского персонала пожарной команды изменена, полномочия работодателя в отношении работников пожарной команды возложены на начальника пожарной команды 1518. За декабрь 2020 года сотрудникам данной пожарной команды начислено и выплачено дополнительное материальное стимулирование примерно в размере 2000 рублей, однако истцу начислено только 1000 рублей. Считает уклонение от выплаты дополнительного материального стимулирования неправомерным. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривающий определение и расходование объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии лицам гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации, условия и размеры соответствующих стимулирующих выплат. Дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны России от 26 июля 2010 г. № 1010, является составной частью системы оплаты труда, и осуществляется за счет экономии бюджетных средств в пределах лимитов, выделяемых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации. Тот факт, что соответствующая выплата не является гарантированной, а ее размер определяется исключительно по усмотрению руководителя исходя из добросовестного выполнения работником своих должностных обязанностей, заслуживают внимания, однако такое снижение возможно либо по основаниям, предусмотренным законом, либо локальными актами. Приведенный в пункте 11 вышеуказанного Порядка перечень исчерпывающий, в связи с чем снижение даже негарантированной выплаты нарушает трудовые права работника, приводит к дискриминации в сфере труда. Кроме того, 7 декабря 2020 г. издан приказ л/с «О выплате единовременного денежного вознаграждения гражданскому персоналу пожарной команды по итогам работы за 2020 год», пунктом 2 которого предусмотрено не выплачивать истцу премию. Размер единовременного денежного вознаграждения (премии) составляет 20968,90 рублей. Невыплата произведена со ссылкой на коллективный договор. Истец считает данный приказ незаконным, а премию подлежащей выплате. Из положений статей 129, 135 Трудового Кодекса Российской Федерации следует, что приказы о премировании действительно должны учитывать положения коллективного договора. Вместе с тем, коллективный договор должен соответствовать определенным требованиям. Частью 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормы локальных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, a также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. Фактически, как следует из результатов премирования, данный коллективный договор направлен на охрану интересов работодателя, поскольку с учетом ограниченности материальных ресурсов, определяемых вне пожарной команды 1518, позволяет перераспределять денежные средства внутри их лимита произвольно в пользу руководства данной пожарной команды за счет рядовых сотрудников, что не соответствует воле законодателя, предполагающего, что целью заключения коллективного договора является повышенный уровень защиты прав работника по сравнению с действующим законодательством и регулирование законодательством вопросов. В Вооруженных Силах Российской действует союз гражданского персонала Вооруженных Сил России, членом которого является истец. Только профсоюзному комитету Трудовой кодекс Российской Федерации представляет право быть представителем работников в переговорах с работодателем и заключать, подписывать от имени работников коллективный договор, как единственному органу, задачей которого является защита прав работников и руководство которого в соответствии с уставом данного профсоюза несет ответственность перед членами профсоюза. Назначенный руководством пожарной команды представитель от имени трудового коллектива при заключении коллективного договора никакой ответственности в отличие от вышеуказанного органа за свои действия не несет и соответственно не мог подписывать коллективный договор. Регистрация коллективного договора носит уведомительный характер, в ее проведении не может быть отказано, также как отсутствие такой регистрации не свидетельствует о недействительности договора. При таких обстоятельствах у руководства пожарной команды не имелось причин для применения в отношении истца положений коллективного договора.

Решением Алейского городского суда Алтайского края от 19 января 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 марта 2021 г. в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить решение Алейского городского суда Алтайского края от 19 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 марта 2021 г. как незаконные.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности от 4 октября 2018 г., участвующие в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи, поддержали доводы и требования кассационной жалобы, просили кассационную жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Таким образом, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером, определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера является прерогативой работодателя.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту – Порядок).

Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Из положений данного Порядка усматривается, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (пункт 1).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Из приведенных норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.

Такой вывод следует из пункта 3 Порядка, предусматривающего, что такое материальное стимулирование возможно только по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» также не устанавливает какие-либо дополнительные выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и лицам гражданского персонала, а лишь определяет меры по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти.

Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» Порядок определяет использование экономии средств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда гражданского персонала в виде дополнительного материального стимулирования, не предусмотренного системой оплатой труда.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») (далее по тексту – Приказ от 18 сентября 2019 г. № 545) предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21).

Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22).

Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23).

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).

Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).

При таких обстоятельствах, взаимосвязанные положения статей 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» не предполагают включение в состав заработной платы работника материального стимулирования, предусмотренного Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 на основании трудового договора от 10 июня 2013 г. работал в должности пожарного в пожарной команде войсковой части 41659.

Занимаемая истцом должность относится к категории гражданского персонала.

В дальнейшем подчиненность гражданского персонала пожарной команды изменена, полномочия работодателя в отношении работников возложены на начальника пожарной команды 1518.

В соответствии с пунктом 1.11.3 трудового договора от 10 июня 2013 г. ФИО3 установлены процентная надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны 15%, районный коэффициент 20%, оплата за работу в ночное время 35%, прочие доплаты, надбавки и коэффициенты, предусмотренные трудовым правом; премия выплачивается в соответствии с Положением о премировании ежемесячно до 25% должностного оклада (пункт 1.11.6 трудового договора); единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год выплачивается с учетом районного коэффициента в соответствии с приказом и коллективным договором (пункт 1.11.8 трудового договора).

Согласно приказу от 9 декабря 2020 г. л/с «О выплате дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу 1518 пожарной команды Центрального военного округа за декабрь 2020 года»

в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и решением Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2020 г., в пределах доведенного объема бюджетных средств на эти цели, принято решение выплатить гражданскому персоналу 1518 пожарной команды премию по итогам работы в декабре 2020 года с учетом применяемого к заработной плате районного коэффициента в размерах, согласно приложению к приказу.

В соответствии с приложением к указанному приказу премия пожарному ФИО1 начислена в размере 1000 рублей. Иным лицам гражданского персонала пожарной команды начислено от 1800 рублей до 2000 рублей.

Кроме того, приказом начальника 1518 пожарной команды Центрального Военного округа л/с от 7 декабря 2020 г. «О выплате единовременного денежного вознаграждения гражданскому персоналу 1518 пожарной команды Центрального военного округа по итогам работы за 2020 год», в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации» принято решение выплатить гражданскому персоналу 1518 пожарной команды единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам 2020 года, пропорционально отработанному времени, с учетом применяемого к заработной плате районного коэффициента в размерах, согласно приложениям к договору.

В пункте 2 приказа указано, что решено не выплачивать премию пожарному ФИО1 согласно главе 3 Приложения Коллективного договора (объявлено «замечание», приказ начальника 1518 пожарной команд от 1 апреля 2020 г. л/с).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании доплаты и премии суды обоснованно исходили из того, что определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала 1518 пожарной команды относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей, при этом определяя сумму выплаты, работодатель исходил из факта несдачи истцом зачета по специальной подготовке личного состава пожарной команды.

Отказывая в удовлетворении требований о признании приказа л/с от 7 декабря 2020 г. в части невыплаты истцу премии незаконным и взыскании единовременного денежного вознаграждения, суд первой инстанции исходил из того, что единовременное денежное вознаграждение выплачивалось по итогам 2020 года за добросовестное выполнение должностных обязанностей гражданскому персоналу пожарной команды, на момент вынесения приказа о выплате единовременного денежного вознаграждения у истца имелись дисциплинарные взыскания за нарушение правил внутреннего трудового распорядка.

Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания приказа о выплате единовременного денежного вознаграждения гражданскому персоналу незаконным, взыскании единовременного денежного вознаграждения, также указав, что трудовым договором от 10 июня 2013 г. ФИО1 установлено

единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год, которое выплачивается с учетом районного коэффициента в соответствии с приказом

Министерства обороны Российской Федерации и коллективным договором.

18 июля 2020 г. принят Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом пожарной команды 1518 Центрального военного округа на 2020-2023 годы, который прошел уведомительную регистрацию в ЦЗН УСЗН по г. Алейску и Алейскому району 20 июля 2020 г.

Согласно пункту 6.19 Коллективного договора за грубое нарушение трудовой дисциплины, ненадлежащее исполнение работником должностных обязанностей начальник команды имеет право в соответствии с Положением о материальном стимулировании гражданского персонала воинской части и Положением о порядке выплаты единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за год снижать размеры премии и вознаграждения или лишать их полностью.

Положением о порядке выплаты гражданскому персоналу 1518 пожарной команды Центрального военного округа единовременного денежного вознаграждения пo итогам календарного года, являющимся Приложением к Коллективному договору, предусмотрено, что единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года установлено Приказом от 18 сентября 2019 г. № 545.

За грубые нарушения трудовой дисциплины, ненадлежащее выполнение должностных обязанностей начальник команды может снижать отдельным работникам размеры вознаграждения или лишить его полностью.

Работник лишается вознаграждения за нарушение трудовой дисциплины и своих функциональных обязанностей (пункт 3.2).

Приказом от 18 сентября 2019 г. № 545 предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года (далее - вознаграждение) (пункт 41).

Пунктом 52 Приказа от 18 сентября 2019 г. № 545 предусмотрено, что основанием для выплаты вознаграждения являются приказы руководителей воинских частей и организаций с указанием конкретного размера вознаграждения (в рублях) каждому работнику.

Руководители воинских частей и организаций имеют право снижать размер вознаграждения, лишать гражданский персонал вознаграждения за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также в случаях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).

В соответствии с пунктами 53, 54 Приказа от 18 сентября 2019 г. № 545 снижение размера вознаграждения или его лишение оформляется приказами руководителей воинских частей и организаций с обязательным указанием причины. Вознаграждение не выплачивается гражданскому персоналу в том числе в случаях, предусмотренных положением об оплате труда (коллективным договором, локальным нормативным актом).

Из анализа указанных положений следует, что единовременное денежное вознаграждение выплачивается работникам за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года, при этом лишение работника указанной выплаты или уменьшение ее размера не должны носить произвольный характер и возможны только на основании приказа начальника команды ввиду наличия нарушения работником трудовой дисциплины и своих функциональных обязанностей.

Исследовав представленные в деле доказательства, а именно приказ начальника 1518 пожарной команды Центрального военного округа от 1 апреля 2020 г. л/с, в соответствии с которым ФИО4 за совершение дисциплинарного, выразившегося в нарушении правил внутреннего трудового распорядка, объявлено замечание, суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии основания для признания приказа от 7 декабря 2020 г. л/с в части невыплаты истцу премии незаконным и взыскания единовременного денежного вознаграждения, поскольку на момент принятия решения о выплате единовременного денежного вознаграждения истцом была нарушена трудовая дисциплина, в результате чего в отношении него применено дисциплинарное взыскание.

Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований полагать, что коллективный договор не имеет юридической силы и не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку он заключен в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и им не противоречит.

Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы о том, что условия коллективного договора ухудшают правовое положение работников, не нашли подтверждения, так как условия коллективного договора не противоречат условиям и порядку осуществления выплат единовременного денежного вознаграждения, установленным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы об ошибочности выводов суда о том, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, а также о дискриминации со стороны работодателя при установлении ФИО1 отличного от других работников размера стимулирующей выплаты, они были предметом оценки судов и отмену обжалуемых судебных постановлений не влекут, в данном случае уменьшение размера материального стимулирования и отказ в выплате единовременного денежного вознаграждения не может расцениваться как ограничение работника в трудовых правах, дискриминация со стороны работодателя, определение конкретного размера материального стимулирования либо единовременного денежного вознаграждения относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в конкретном периоде, за который производится дополнительное материальное стимулирование, названный выше Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не предусматривает обязанность работодателя премировать работников денежными суммами, кроме того не представляются к дополнительному материальному стимулированию, в том числе лица, имеющие дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, следовательно обязательным условием для начисления спорных выплат в соответствии с приведенным выше Порядком является отсутствие у работника дисциплинарных взысканий в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Доводы кассационной жалобе повторяют позицию истца, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.

Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.

Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.

Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.

Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено, в связи с чем принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Алейского городского суда Алтайского края от 19 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 31 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи