13 июня 2019 года г. Нарьян-Мар Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего Яровицыной Д.А., при секретаре Пепеловой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании движимой вещи бесхозяйной, установил: администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее по тексту – Администрация) обратилась в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной. В обоснование заявления указав, что в МУП «ПОК и ТС» был выявлен бесхозный участок трубопроводов горячего и холодного водоснабжения условными диаметрами Т3, Т4 – 50,50 мм (горячее водоснабжение) длиной 30 метров в двух трубном исполнении и В1 – 50 мм (холодное водоснабжение) длиной 30 метров, расположенный в г. Нарьян-Маре по ул. Меньшикова от ТК 20 (район спорткомплекса) до многоквартирного дома №15 А по ул. Меньшикова. В целях соблюдения порядка признания данного имущества бесхозяйным, Администрация внесла указанное имущество в реестр выявленного бесхозяйного движимого имущества, разместила в информацию в отношении объекта – инженерных сетей, на официальном сайте, в официальном бюллетене, а также передала его на хранение в МУ «ПОК и ТС», вместе с тем, до настоящего времени его собственник не выявлен. В связи с чем полагает, что указанное имущество необходимо признать бесхозяйным и передать его собственность МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар». В судебном заседании представитель администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Мосеева О.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Заинтересованное лицо УИЗО НАО в судебное заседание своего представителя не направил, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, согласно представленному суду отзыва, просит заявленные Администрацией требования удовлетворить. По определению суда дело рассмотрено при данной явке. Суд, заслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему. Согласно ч. 1, 2 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. В соответствии со ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными. В силу ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (часть 1). Признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь (часть 2). Из материалов дела следует, что по ул. Меньшикова в г. Нарьян – Маре от ТК 20 (район спорткомплекса) до многоквартирного дома №15 А по ул. Меньшикова был обнаружен бесхозный участок трубопроводов горячего и холодного водоснабжения условными диаметрами Т3, Т4 – 50,50 мм (горячее водоснабжение) длиной 30 метров в двух трубном исполнении и В1 – 50 мм (холодное водоснабжение) длиной 30 метров. Судом установлено, что в целях поиска собственника инженерных сетей направлялись запросы о правообладателе указанного имущества в УИЗО НАО, ГБУ «Центр кадастровой оценки», МТУ Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе, а также было размещено объявление в официальном бюллетени МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» - «Наш Город» (выпуск от 21.03.2019 №6 (403), 20.03.2019 размещена информация на официальном сайте Администрации о поиске собственников, однако указанные поиски результата не принесли. Актом от 06.05.2019 №8 о результатах инвентаризации бесхозяйного движимого имущества комиссией администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» принято решение о внесении в реестр бесхозяйного имущества – участок трубопроводов горячего и холодного водоснабжения условными диаметрами Т3, Т4 – 50,50 мм (горячее водоснабжение) длиной 30 метров в двух трубном исполнении и В1 – 50 мм (холодное водоснабжение) длиной 30 метров, расположенных в г. Нарьян-Маре по ул. Меньшикова от ТК 20 (район спорткомплекса) до многоквартирного дома №15 А по ул. Меньшикова. На основании распоряжения Администрации №322-р от 13.05.2019 указанные инженерные сети включен под номером 97 в Реестр выявленного бесхозяйного движимого имущества и передан на хранение МУП «ПОК и ТС». Частью 1 ст. 130 ГК РФ определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Пунктами 4 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. В силу пунктов 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п.5 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ). В ч. 5 ст. 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения, в том числе бесхозяйных систем водоснабжения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения. Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами. Как предусмотрено пунктом 3 Инструкции по технической инвентаризации основных фондов водопроводно-канализационных предприятий, утвержденной Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.09.1975 № 378, технической инвентаризации подлежат: а) жилые, административные, производственные здания и сооружения, а также земельные участки, на которых они расположены; б) водоводы, коллекторы, распределительные (магистральные, дворовые) трубопроводы водопровода и канализации и сооружения на них. На основании пункта 4 указанной Инструкции единицей учета является инвентарный объект. За инвентарный объект принимается: а) жилое, административное, производственное здание или группа зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке; б) комплекс сооружений: водозабора, очистки, хранения и подачи (насосные станции и напорные сооружения) воды с территорией, на которой они расположены; в) комплекс очистных сооружений канализации с их территорией; г) водовод-трубопровод, транспортирующий воду до распределительных сетей; д) магистральный (с попутным расходом воды) трубопровод, распределительный трубопровод, проложенный к потребителям воды, распределительная сеть водопровода до врезки в городскую сеть, состоящая на балансе соответствующего ведомства; е) коллектор, главный коллектор (к которому подсоединено два и более коллекторов бассейнов канализования); ж) собирающая и отводящая сети трубопроводов каждого отдельного бассейна канализования (бассейн канализования - часть канализованной территории, ограниченная водоразделом); з) канализационная сеть до врезки в городскую сеть, состоящая на балансе соответствующего ведомства. Таким образом, участок трубопроводов горячего и холодного водоснабжения условными диаметрами Т3, Т4 – 50,50 мм (горячее водоснабжение) длиной 30 метров в двух трубном исполнении и В1 – 50 мм (холодное водоснабжение) длиной 30 метров по своим техническим характеристикам является инженерным сооружением водоснабжения и предназначен для транспортировки воды. При этом является неотъемлемой частью водопроводной сети, как правило, находится под землей, занимает определенный земельный участок. Порядок определения судьбы бесхозяйного недвижимого имущества приведен в ч.3 ст. 225 ГК РФ, в частности согласно которой, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В силу ч.2 ст. 290 ГПК РФ, в случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу. Поскольку судом установлено, что обнаруженный водопровод является недвижимым имуществом, который в установленном законом порядке администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не был поставлен на учет в органе государственной регистрации права на недвижимое имущество, то в этой связи производство по делу подлежит прекращению. Руководствуясь ст.ст. 224-225, 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил: производство по гражданскому делу по заявлению администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании движимой вещи бесхозяйной прекратить. На определение суда может быть подана частная жалоба в суд Ненецкого автономного округа в течение 15 дней со дня его вынесения с подачей частной жалобы через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа. Председательствующий подпись Д.А.Яровицына Определение не вступило в законную силу __________2019 года Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № 2-711/2019 УИД 83RS0001-01-2019-000865-80, находящегося в производстве Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа |