ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-713/2021 от 31.03.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД №66RS0043-01-2021-000837-44

Дело № 88 – 4671/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 31 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Козиной Н.М.,

судей Хасановой В.С., Ложкаревой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№2-713/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 06 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новоуральске Свердловской области (далее – Управление) о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии.

В обоснование требований указала, что 16 июля 2019 года и 02 апреля 2021 года подала заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решениями пенсионного органа от 19 января 2020 года № , от 18 мая 2021 года № 340338/21 соответственно ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа 25 лет, с указанными решениями она не согласна.

Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 06 июля 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признано незаконным решение ГУ УПФ РФ в городе Новоуральске Свердловской области № от 09 января 2020 года, № от 18 мая 2021 года в части отказа ФИО1 по включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы с 23 августа 2002 года по 02 августа 2010 года – в должности учителя начальных классов общеобразовательного учреждения учебно-воспитательный комплекс «Школа-гимназия № 67» г.Бишкек Республики Кыргызстан; с 15 августа 2012 года по 11 августа 2017 года – в должности учителя начальных классов общеобразовательного учреждения учебно-воспитательный комплекс «Школа-гимназия № 67» г.Бишкек Республики Кыргызстан. Возложена на ГУ УПФ РФ в городе Новоуральске Свердловской области обязанность по зачету в стаж работы ФИО1 на соответствующих видах работ указанных периодов. В остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 октября 2021 года решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 06 июля 2021 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.

Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 16 июля 2019 года обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Управления от 19 января 2020 года № истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Специальный стаж истца, принятый к зачету, составил 03 года 07 месяцев 21 день.

02 апреля 2021 года истец также обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Управления от 18 мая 2021 года № истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Специальный стаж истца, принятый к зачету, составил 10 лет 06 месяцев 24 дня.

При исчислении специального стажа ответчиком не были приняты к зачету периоды работы истца:

- с 27 декабря 1994 года по 21 октября 1995 года, с 11 декабря 1997 года по 16 апреля 1998 года, с 01 сентября 2000 года по 22 августа 2002 года в должности учителя начальных классов в средней школе № 72 г.Бишкек Республики Кыргызстан,

- с 23 августа 2002 года по 02 августа 2010 года в должности учителя начальных классов в общеобразовательном учреждении учебно-воспитательный комплекс «Школа-гимназия № 67» г.Бишкек Республики Кыргызстан,

- с 15 августа 2012 года по 11 августа 2017 года в должности учителя начальных классов в УВК «Школа-гимназия № 67» г. Бишкек Республики Кыргызстан.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части включения в специальный стаж истца периодов работы с 23 августа 2002 года по 02 августа 2010 года в должности учителя начальных классов общеобразовательного учреждения учебно-воспитательный комплекс «Школа-гимназия № 67» г. Бишкек Республики Кыргызстан и с 15 августа 2012 года по 11 августа 2017 года в должности учителя начальных классов Общеобразовательного учреждения учебно-воспитательный комплекс «Школа-гимназия № 67» г. Бишкек Республики Кыргызстан, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что фактически истец в указанные периоды осуществляла педагогическую деятельность в должности и в учреждениях, дающих право на досрочное назначение пенсии, наименование учреждений и должность предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, при этом, организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение.

Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов с 27 декабря 1994 года по 21 октября 1995 года, с 11 декабря 1997 года по 16 апреля 1998 года, с 01 сентября 2000 года по 22 августа 2002 года в должности учителя начальных классов в средней школе № 72 г.Бишкек Республики Кыргызстан, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходил из того, что период отпуска по уходу за ребенком в силу ранее действовавшего законодательства (статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР, пункт 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677, пункт 7 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11) подлежал зачету в специальный стаж работы по специальности до 06 октября 1992 года, отпуск по уходу за детьми истцу был предоставлен после 06 октября 1992 года.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив основание отказа по периоду с 01 сентября 2000 года по 22 августа 2002 года в должности учителя начальных классов в средней школе № 72 г.Бишкек Республики Кыргызстан тем, что трудовая книжка не содержит сведений о выполнении истцом нормы рабочего времени и работы на полную ставку заработной платы в период с 01 сентября 2000 года по 22 августа 2002 года, сведений об отсутствии или наличии периодов отпусков без сохранения заработной платы и иных отвлечений от работы, не подлежащих включению в специальный стаж.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Судебные акты в части удовлетворения требований ФИО1 сторонами в кассационном порядке не оспариваются, в связи с чем предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.

Обращаясь с кассационной жалобой, ФИО2 считает незаконным решение суда в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 27 декабря 1994 года по 21 октября 1995 года, с 11 декабря 1997 года по 16 апреля 1998 года, с 01 сентября 2000 года по 22 августа 2002 года в должности учителя начальных классов в средней школе № 72 г.Бишкек Республики Кыргызстан, назначения пенсии по старости досрочно с момента обращения за назначением пенсии в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, просит принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований. Считает, что период с 1994 по 2002 работы учителем имел место до введения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о нем отсутствуют. В силу пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, главным и основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Полагает, что вывод суда об отсутствии доказательств продолжения истцом трудовой деятельности после рождения детей с 01 сентября 2000 года в средней школе № 72 г. Бишкек сделан без учета представленных в материалы дела доказательств. Считает, что в специальный стаж должны быть включены периоды нахождения на больничном по беременности и родам, период работы до предоставления отпуска по беременности и родам, а также период работы после рождения детей.

Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В целях реализации положений статей 30, 31 Закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее – Список № 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее – Список № 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Закона № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 этого Закона).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пункте 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, и имевших место после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.

При разрешении спора судами правомерно указано, что для оценки пенсионных прав истца подлежит применению как законодательство, действующее на момент обращения ее с заявлением о назначении пенсии (Список № 781 и Правила № 781), так и законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца (Перечень № 1397 и Список № 463).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных Списками. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что 28 декабря 1994 года на основании приказа № 150 от 27 декабря 1994 года истец принята на должность учителя начальных классов в среднюю школу № 72 г. Бишкек, 22 августа 2002 года уволена по собственному желанию (приказ № 17 от 22 августа 2002 года).

Согласно справке от 01 февраля 2011 года, выданной следователем СГ ГОМ-3 УВД Ленинского района г. Бишкек старшим лейтенантом милиции ЖБА., в ночь с 25 января 2011 года по 26 января 2011 года было совершено разбойное нападение на СШ № 72, в результате которого из кабинета директора были похищены документы, в том числе, книги приказов о приеме-увольнении сотрудников школы с 1997 по 2010 года.

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 02 декабря 2010 года.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости». Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания.

Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, предусмотрено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа).

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 781 периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Судом сделан мотивированный вывод о том, что работа истца в должности учителя начальных классов в средней школе № 72 г. Бишкек Республики Кыргызстан в период с 01 сентября 2000 года по 22 августа 2002 года могла быть учтена в стаж педагогической работы в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости при условии доказанности выполнения истцом в указанный период нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Судом обоснованно отмечено, что справка от 01 февраля 2011 года, выданная следователем СГ ГОМ-3 УВД Ленинского района г. Бишкек старшим лейтенантом милиции <данные изъяты>., о хищении документов, в частности, книг приказов о приеме-увольнении сотрудников школы, начиная с 1997 года, не подтверждает отсутствие документов за предыдущий период, а выписка из личного страхового счета ФИО1 за период с 01 января 2000 года по 11 августа 2017 года, представленная Ленинским районным управлением Социального фонда Кыргызской Республики, о наличии в спорный период дохода, без представления дополнительных сведений работодателем или его правопреемником, не подтверждает обстоятельство выполнения педагогической нагрузки истцом в спорный период на полную ставку заработной платы учителя, иных доказательств истцом не представлено.

Доводы кассационной жалобы истца о том, что период с 01 сентября 2000 года по 22 августа 2002 года подлежит включению в педагогический стаж без учета педагогической нагрузки на основании пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в соответствии с которым работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки, не влекут отмену принятых судебных постановлений, поскольку работа истца в вышеуказанный период в должности учителя осуществлялась не в сельской местности, а в г. Бишкек Республики Кыргызстан.

Исходя из вышеприведенного, доводы кассационной жалобы о несогласии в части не включения периода работы с 01 сентября 2000 года по 22 августа 2002 года в должности учителя начальных классов в средней школе № 72 г.Бишкек Республики Кыргызстан не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.

Доводы кассационной жалобы о том, что периоды отпуска по уходу за ребенком необходимо рассматривать как период временной нетрудоспособности, поскольку основанием во время указанного отпуска выплачивается пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам, следовательно, данные периоды подлежат включению в специальный стаж, основаны на неправильном толковании норм материального права.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Период отпуска по уходу за ребенком в силу ранее действовавшего законодательства (статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР, пункт 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677, пункт 7 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11) подлежал зачету в специальный стаж работы по специальности до 06 октября 1992 года. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2011 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не предусмотрено включение отпуска по уходу за ребенком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Как разъяснено в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Установив, что дети истца родились 18 августа 1995 года и 12 февраля 1998 года, отпуск по уходу за ребенком ей был предоставлен после 06 октября 1992 года, суд правомерно отказал во включении в специальный стаж периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми с 27 декабря 1994 года по 21 октября 1995 года, с 11 декабря 1997 года по 16 апреля 1998 года. Доводы кассационной жалобы истца в указанной части были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций и необоснованность их отражена в судебных постановлениях с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

Судами обоснованно не установлено правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, поскольку с учетом периодов работы, включенных пенсионным органом (10 лет 06 месяцев 24 дня), а также судом (12 лет 11 месяцев 07 дней), продолжительность специального стажа истца на дату обращения за назначением пенсии не достигает требуемых 25 лет, следовательно, право истца на получение досрочной страховой пенсии по старости не возникнет.

В силу статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценивать представленные сторонами доказательства, а также принимать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства, на что по существу и направлены доводы кассационной жалобы.

Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 06 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи