ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-15628/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 26 октября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Бакулина А.А.,
судей: Петровой Т.Г., Замарацкой Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7170/2019 по иску Северо-Западного таможенного управления к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,
по кассационной жалобе Северо-Западного таможенного управления на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А., выслушав объяснения представителей Северо-Западного таможенного управления ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенностей, поддержавших доводы кассационной жалобы, ФИО1, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Северо-Западное таможенное управление обратилось в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в размере 67 788 рублей 96 копеек.
В обосновании требований указало, что Северо-Западным таможенным управлением ФИО1 с 15.05.2017 года назначена пенсия за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации. С условиями назначения, выплаты и прекращения пенсии (надбавки, увеличения, компенсации), а также с порядком возмещения незаконно получаемой суммы пенсии (пособия, компенсации и иных выплат) ответчик ознакомлен 15.05.2017 года при оформлении заявления о назначении пенсии.
21.08.2018 года ФИО1 уведомил отдел пенсионного обеспечения финансово-бухгалтерской службы истца о заключении 29.07.2018 года контракта о службе в органах внутренних дел РФ. По данным УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга ФИО1 проходил стажировку на службе в органах внутренних дел РФ с 26.04.2018 года. Фактическое прекращение выплаты пенсии за выслугу лет от таможенных органов РФ ФИО1 осуществлено с 01.09.2018 года, излишне выплаченная пенсия за период с 26.04.2018 года по 28.07.2019 года составляла 89 293 рубля 25 копеек. 12.03.2019 года ФИО1 осуществлен возврат излишне полученной пенсии за август 2018 года в размере 23 504 рубля 29 копеек. Остаток суммы пенсии, излишне полученной ФИО1 за период с 26.04.2018 года по 28.07.2019 года, составляет 65 788 рублей 96 копеек, который до настоящего времени ответчиком не возвращен.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 года исковые требования Северо-Западного таможенного управления, удовлетворены.
Суд взыскал с ФИО1 в пользу Северо-Западного таможенного управления неосновательное обогащение в размере 65 788 рублей 96 копеек.
Также взыскал с ФИО1 в доход бюджета города Санкт-Петербург государственную пошлину в размер 2 173 рубля 67 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 июня 2020 года решение суда первой инстанции отменено, постановлено новое решение об отказе в иске.
В кассационной жалобе Северо-Западного таможенного управления ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 3797 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации. Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.
Пунктом 4 Инструкции о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и членов их семей, утверждённой приказом ФТС России от 21 апреля 2011 года N 833, пенсионное обеспечение сотрудников и членов их семей осуществляется в системе таможенных органов Российской Федерации пенсионной службой ГФЭУ и отделами (отделениями) пенсионного обеспечения региональных таможенных управлений (далее - подразделения пенсионной службы) во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, иными подразделениями таможенных органов, а также учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - учреждения), структурными подразделениями ФТС России.
В силу ст. 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
Статья 6 указанного выше Закона РФ предусматривает, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье I настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 15.05.2017 года Северо-Западным таможенным управлением ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации, что подтверждается Заключением о назначении пенсии за выслугу лет.
21.08.2018 года ФИО1 уведомил отдел пенсионного обеспечения финансово-бухгалтерской службы СЗТУ о заключении 29.07.2018 года контракта о службе в органах внутренних дел РФ для решения вопроса о прекращении выплаты ему пенсии за выслугу лет от таможенных органов РФ в связи с поступлением на службу в УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга.
Фактическое прекращение выплаты пенсии за выслугу лет от таможенных органов РФ ФИО1 осуществлено с 01.09.2018 года, излишне выплаченная пенсия за период с 26.04.2018 по 31.08.2018 составляла 89 293 рубля 25 копеек.
12.03.2019 года ФИО1 осуществлен возврат излишне полученной пенсии в размере 23 504 рубля 29 копеек, что подтверждается копией платежного поручения от 12.03.2019 года №114
Согласно представленному истцом расчету остаток суммы пенсии, излишне полученной ФИО1 за период с 26.04.2018 по 28.07.2019 г., составляет 65 788 рублей 96 копеек (89 293,25 - 23 504,29 = 65 788,96).
Истцом в адрес ответчика направлялись уведомления о необходимости возврата излишне полученной пенсии, ответчик на уведомления отвечал отказом, что подтверждается заявлениями ФИО1 от 26.02.2019 и от 11.03.2019 г.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положением статей 1102, 1107 ГК РФ, пришел к выводу о том, что уведомляя 21.08.2018 года истца о факте и дате заключения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, ответчик скрыл от истца информацию о периоде прохождения испытательного срока перед назначения на должность, то есть повел себя недобросовестно, ввиду чего полученная им пенсия в период с 26.04.2018 г. по 28.07.2018 г. в сумме 67788 рублей 96 копеек является неосновательным обогащением, подлежащим возврату истцу.
С таким выводом суда обосновано не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, полагая, что он основан на неверном применении норм материального и процессуального права, при неправильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
Как следует из материалов дела, ФИО1 проходил испытательный строк стажером по должности участкового уполномоченного полиции группы участковых уполномоченных полиции 53 отдела полиции УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга с 26 апреля 2018 года по 28 июля 2018 года на основании приказа УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга от 26 апреля 2018 года №117 л/с.
С 29 июля 2018 года ФИО1 состоит в должности участкового уполномоченного полиции группы участковых уполномоченных полиции 53 отдела полиции УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга, на основании приказа УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга от 19 июля 2018 года №208 л/с.
В статье 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дано понятие службы в органах внутренних дел. Под службой в органах внутренних дел понимается федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; Должностями в органах внутренних дел являются должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах. Под должностями, не являющимися должностями в органах внутренних дел, но служебная деятельность на которых является службой, понимаются должности, которые сотрудник органов внутренних дел занимает а) при зачислении его в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения (ст. 36 Федерального закона); б) при прикомандировании к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст. 32 Федерального закона).
Как установлено частью 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудником органов внутренних дел является гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Специальное звание присваивается гражданину, поступившему на службу в органы внутренних дел, при назначении на должность в органах внутренних дел (ст. 43 Федерального закона).
Как следует из статьи 20 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключённого в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В статье 24 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажёром на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажёр выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. В период испытания со стажёром заключается срочный трудовой договор, на стажёра распространяется действие трудового законодательства, а также частей 1 - 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Системный анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что моментом поступления на службу в органы внутренних дел является назначение на соответствующую должность в органе внутренних дел с присвоением специального звания и заключение контракта о прохождении службы, в период же прохождения испытания гражданин лишь претендует на замещение должности в органе внутренних дел.
Таким образом, поскольку ответчик ФИО1 в указанный выше период являлся стажером, а не сотрудником органа внутренних дел, не имел специального звания, исполнял свои обязанности на основании трудового договора, а не контракта о службе, ему выплачивался только должностной оклад и выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные для гражданского персонала подразделений системы МВД России (без оклада по специальному званию, без ежемесячной надбавки за стаж службы, без ежемесячной надбавки за особые условия службы, без премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, без надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, которые ему стали выплачивать с 29 июля 2018 года), то нельзя этот период отнести к службе в органах внутренних дел, с которой закон связывает приостановление выплаты пенсии. Следовательно, в указанный период на основании ст. 57 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" ФИО1 имел право на получение пенсии, назначенной ему Федеральной таможенной службой.
С учетом изложенного ответчик имел право на получение пенсии в указанный период от таможенных органов Российской Федерации, ввиду чего она не является неосновательным обогащением и не подлежала взысканию с ответчика.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Северо-Западного таможенного управления без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи