ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-71/2021 от 14.09.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД: 59RS0042-01-2020-002028-78

Дело № 88-13568/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 14 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Зеленовой Е.Ф., Руновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-71/2021 по иску ФИО1 к администрации Чернушинского городского округа, Управлению образования администрации Чернушинского городского округа о включении периода работы в стаж муниципальной службы, о выплате надбавки к пенсии,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Чернушинского городского округа, в котором просила включить период работы с 14 апреля 1977 года по 27 февраля 2009 года в должности исполняющего обязанности главного бухгалтера, главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии районного отдела народного образования Чернушинского района в муниципальный стаж; направить решение в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации для перерасчета пенсии с учетом присвоенного муниципального стажа; возложить обязанность по выплате надбавки к пенсии, по выплате компенсации за периоды, когда она не состояла в трудовых отношениях в каких-либо учреждениях.

В обоснование исковых требований указала, что 02 июня 1975 года она была принята бухгалтером в Чернушинский районный отдел народного образования. 03 сентября 1975 года переведена на должность экономиста бухгалтерии районного отдела народного образования Чернушинской администрации. 14 апреля 1977 года назначена исполняющим обязанности главного бухгалтера РОНО. 17 июля 1979 года утверждена главным бухгалтером централизованной бухгалтерии РОНО. 27 февраля 2009 года уволена в порядке перевода в муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия». 03 марта 2009 года принята на должность бухгалтера муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия». 29 февраля 2012 года уволена по собственному желанию. Районное управление образования являлось структурным подразделением администрации Чернушинского района, а Централизованная бухгалтерия входила в состав структуры районного Управления образования. Оплата труда главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии РУО до 2008 года была приравнена к оплате труда муниципальных служащих.

Определением суда от 01 февраля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования Чернушинского городского округа.

Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 18 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 июня 2021 года, исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия полагает, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений ввиду неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с 03 сентября 1975 года по 14 апреля 1977 года работала в должности экономиста в Чернушинском РОНО, с 14 апреля 1977 года по 17 июля 1979 года - в должности исполняющего обязанности главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии районного отдела народного образования Чернушинского района, с 17 июля 1977 года по 27 февраля 2009 года в должности главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии районного отдела народного образования Чернушинского района, с 03 марта 2009 года по 29 февраля 2012 года в должности бухгалтера МУ «Централизованная бухгалтерия».

28 октября 2020 года ФИО1 обратилась в администрацию Чернушинского городского округа с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периода работы с 03 сентября 1975 года по 27 февраля 2009 года.

29 октября 2020 года состоялось заседание комиссии на котором было принято решение об отказе ФИО1 во включении вышеуказанного периода работы в стаж муниципальной службы, по тому основанию, что должность главного бухгалтера не относится к должности муниципальной службы.

30 октября 2020 года ФИО1 направлено соответствующее уведомление.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Пермского края от 04 мая 2008 года № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае», Законом Пермской области от 09 августа 1999 года № 580-86 «О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае», Законом Пермской области от 15 января 2001 года № 1299-199 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области», Положением о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 14 января 1971 года № 34, Положением о главных бухгалтерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 года № 59, исходил из того, что Централизованная бухгалтерия являлась структурным подразделением Управления образования, которое в свою очередь являлось структурным подразделением администрации Чернушинского района. Управление образования являлось уполномоченным органом местногосамоуправления в сфере образования, выполняло функции отраслевого органа администрации муниципального образования; должность главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии не была включена в штат аппарата исполкома горсовета, администрации, не включена в Реестр должностей муниципальной службы, и не отнесена к должностям муниципальной службы ни на уровне субъекта, ни на уровне муниципального образования; в период осуществления ФИО1 трудовых функций в качестве главного бухгалтера на неё не распространялись запреты и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, не проводилась аттестация на соответствие занимаемой должности и не присваивались классные чины в соответствие с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Пермского края от 04 мая 2008 года № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае».

Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что истец в заявленный период работая в должности главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии РОНО всвоей деятельности подчинялась руководителю РОНО, а не руководителюадминистрации Чернушинского района.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (далее - Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ).

В соответствии с частью 1, 2 статьи 6 указанного Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 10 названного Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ, муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В соответствии с частью 1-3 статьи 3 Закона Пермского края от 04 мая 2008 года № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае», должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Пермском крае, утверждаемым законом Пермского края.

Законом Пермского края от 05 ноября 1998 года № 212-24 «О едином реестре муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Пермской области», вступившим в силу с 25 декабря 1998 года, установлен перечень муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы, в соответствии с которым формировались структура и штат органов местного самоуправления Пермской области.

Данный закон утратил силу в связи с принятием Закона Пермского края от 01 июля 2009 года № 465-ПК «О реестре должностей муниципальной службы в Пермском крае», которым утвержден реестр должностей муниципальной службы в Пермском крае согласно приложению к настоящему Закону.

На основании Закона Пермского края от 05 ноября 1998 года № 212-24 решением Земского Собрания Чернушинского района Пермской области от 12 марта 1999 года №147 был утвержден Реестр должностей муниципальной службы Чернушинского района, которым была предусмотрена должность заведующий самостоятельного отдела (главная должность), заведующий отдела (ведущая должность).

В соответствии с законом Пермского края от 01 июля 2009 года № 465-ПК «О реестре должностей муниципальной службы в Пермском крае» решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермской области от 27 августа 2009 года №228 был утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Чернушинском муниципальном районе, которым была предусмотрена должность начальник (заведующий) отдела (ведущая должность муниципальной службы раздел Перечень наименований должностей муниципальной службы в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования).

Согласно статье 1 Закона Пермской области от 09 августа 1999 года № 580-86 «О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае», стаж государственной гражданской, муниципальной службы - это суммарная продолжительность работы (службы) служащего на должностях (в том числе на выборных) в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, а также иные периоды трудовой деятельности, включаемые в стаж государственной гражданской или муниципальной службы в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами Пермской области.

В соответствии со статьей 9 Закона Пермской области от 09 августа 1999 года № 580-86 в стаж государственной гражданской, муниципальной службы включаются периоды работы (службы) в органах местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, иных субъектов Российской Федерации до вступления в силу соответствующих реестров муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона Пермской области от 09 августа 1999 № 580-86 «О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае», в стаж государственной гражданской, муниципальной службы включаются периоды работы (службы) в государственных органах и организациях СССР и РСФСР в том числе в краевых и областных Советах народных депутатов (Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся и их исполнительных комитетах), в районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (Советах депутатов трудящихся и их исполнительных комитетах).

В силу статьи 15 указанного Закона, документами, подтверждающими стаж государственной гражданской, муниципальной службы, являются: трудовая книжка (основной документ); при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах деятельности, - справки с места работы (службы), справки архивных учреждений, выписки из приказов; военные билеты в подтверждение стажа военной службы; справки из военного комиссариата в случае отсутствия военного билета; должностная инструкция, трудовой договор или иной документ, подтверждающий, что опыт и знание работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, период которой предлагается к включению в стаж государственной гражданской, муниципальной службы, необходимы государственным гражданским, муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской, муниципальной службы.

В соответствии со статьей 17 указанного Закона № 580-86 стаж государственной гражданской, муниципальной службы исчисляется календарно.

В соответствии с Положением о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 14 января 1971 года № 34, действовавшим в период спорных правоотношений и утратившим силу с 01 января 2020 года, было предусмотрено, что централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств (пункт 1).

Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов за счет общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района (города). Численность работников централизованных бухгалтерий устанавливается, исходя из объема работы, а должностные оклады - в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой должностных окладов (пункт 2).

Централизованная бухгалтерия отчитывается перед соответствующим исполкомом Совета народных депутатов о своей работе (абзац третий пункта 2).

Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов осуществляют работу по составлению и исполнению бюджета и смет расходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения бюджета и смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием государственных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета (пункт 3).

Централизованные бухгалтерии возглавляются главным бухгалтером. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии подчиняется непосредственно председателю соответствующего исполкома Совета народных депутатов и руководствуется в своей работе Положением о главных бухгалтерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 года № 59, указаниями Министерства финансов СССР и финансовых органов (пункт 4).

В соответствии с разделом II данного Положения, основными функциями, выполняемыми централизованными бухгалтериями, являются в том числе: составление совместно с руководителями обслуживаемых учреждений проектов смет расходов и расчетов к ним и участие в рассмотрении этих смет председателя исполкома сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета народных депутатов, составление расчетов к проекту бюджета города (районного подчинения), поселкового и сельского бюджета, начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам бюджетных учреждений и исполкома сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета народных депутатов и лицам нештатного (несписочного) состава, а также правильное удержание налогов из заработной платы штатного и нештатного (несписочного) состава и своевременное перечисление удержанных сумм в бюджет, осуществление контроля за сохранностью денежных средств и товарно - материальных ценностей, принадлежащих исполкому сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета народных депутатов и обслуживаемым учреждениям и другое.

При разрешении спора суды не применили положение пункта 2 статьи 12 Закона Пермской области от 09 августа 1999 № 580-86 «О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае», соответственно не учли, что в соответствии с данным пунктом работа в районных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся и их исполнительных комитетах) включается в стаж муниципальной службы.

Суды неверно истолковали Положение о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденное постановлением Совмина РСФСР от 14 января 1971 года № 34, в связи с чем не учли, что централизованные бухгалтерии при исполкомах городских и сельских (поселковых) Советов народных депутатов в соответствии с названным Положением считались структурными подразделениями исполкомов, а их деятельность (задачи, функции, ответственность) связывались с осуществлением функций исполнительных органов власти.

Суды не приняли во внимание, что Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства 1 75 018 относил указанные централизованные бухгалтерии к органам управления.

Вследствие неправильного применения изложенных норм материального права, суды пришли к неправильному выводу о том, что до введения Единого реестра муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы (Закон Пермского края от 05 ноября 1998 года № 212-24 «О едином реестре муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Пермской области» вступил в силу с 25 декабря 1998 года) период работы истца в должности главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии районного отдела народного образования Чернушинского района не подлежит включению в стаж муниципальной службы.

После введения Единого реестра возможность включения этой работы в указанный стаж зависит от того, включены ли централизованные бухгалтерии в структуру органов местного самоуправления и включены ли должности работников бухгалтерий в Единый реестр.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 основаны на неправильном применении норм материального права, что согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Чернушинского районного суда Пермского края от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 июня 2021 года отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Чернушинский районный суд Пермского края.

Председательствующий

Судьи