ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-10991/2022
(в суде первой инстанции № 2-742/2021)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 мая 2022 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А.,
судей Якубовской Е.В., Руденко Ф.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании незаконными решений об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
по кассационной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (правопреемник Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное), далее – ГУ ОПФР по г. Севастополю) о признании незаконными решений об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указано, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ истице отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность - 25 лет). При этом, в специальный стаж не включен период работы в должности учителя начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в частном общеобразовательном учреждении начального общего и дошкольного образования «Школа-Таврида», в связи с отсутствием в перечне учреждений, предусмотренных Списком № 781, наименования и организационно-правовой формы негосударственного учебного заведения.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ истице также отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого специального стажа на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность - 25 лет), в страховой стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в частном общеобразовательном учреждении начального общего и дошкольного образования «Школа-Таврида».
Данные решения ответчика, по мнению истицы, не соответствуют закону.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд признать незаконными решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить период педагогической деятельности в должности учителя начальных классов ЧОО «Негосударственная средняя образовательная школа I-III ступеней «Таврида» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 22 апреля 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 октября 2021 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ГУ ОПФР по г. Севастополю просит судебные акты отменить, принять новое решение которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Истица о причинах своей неявки не сообщила. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность - 25 лет).
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ истице отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности.
В специальный стаж не включен период работы истицы в должности учителя начальных классов ООО «Негосударственная средняя образовательная школа I-III ступеней «Таврида» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Уставом Общества (товарищества) с ограниченной ответственностью «Негосударственная средняя общеобразовательная школа I-III ступеней «Таврида») созданная ДД.ММ.ГГГГ путем преобразования Коллективной средней общеобразовательной школы I-IV ступеней «Таврида», главная цель деятельности - обеспечение реализации прав граждан на получение дошкольного и полного общего среднего образования. Предметом деятельности являлось дошкольное образование, услуги по дошкольному воспитанию, общее среднее образование и т.д. Школа Таврида в соответствии с Законом Украины получала лицензию. При осуществлении деятельности руководствовалась Конституцией Украины, Законом Украины «Об образовании», Законом Украины «Об общем среднем образовании», «О дошкольном образовании», Положением о среднем общеобразовательном учебно-воспитательном заведении, утвержденном Постановлением КМУ от 14.06.2000 года № 964, Положением о дошкольном учебном заведении, утвержденном Постановлением КМУ от 12.03.2003 года № 305, данным Уставом. Проводило обучение детей в соответствии рабочим учебным планом, который составлялся на основании типовых учебных планов, разработанных и утвержденных Министерством образования и науки Украины, учебный план согласован с Управлением образования и науки Севастопольской городской государственной администрации. Школа осуществляла учебно-воспитательный процесс по дневной форме обучения, индивидуальной (дома) и экстерном. Школой утверждается ежедневное, еженедельное, годовое расписание занятий, режима работы учебно-воспитательного процесса. Ученикам, которые закончили определенную степень школы, выдается соответствующий документ об образовании: табель успешности, свидетельство о базовом общем среднем образовании, аттестат о полном общем среднем образовании. В школе проводится в обязательном порядке аттестация учителей (педагогических работников).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 Закона №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства от 16.07.2014 № 665).
Согласно п. 3 постановления Правительства от 16.07.2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением:
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516;
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из разъяснений, изложенных в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом, также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом, форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 400-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащим применению к спорному периоду работы истца, в разделе 1.1 "Наименование учреждений" предусмотрены школы всех наименований.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для отказа во включении спорного периода работы истицы в специальный стаж не имелось, поскольку учреждение, в котором работала истица, осуществляло образовательную деятельность, и в силу закона относится к учреждению, предоставляющему образовательные услуги. Установив, что на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении пенсии, у нее имелся педагогический стаж необходимый продолжительности, с учетом включения в него спорного периода, суд возложил на ответчика обязанность назначить истице досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что общество, в котором истица осуществляла педагогическую деятельность не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка № 781, при этом, Список № 781 является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, являлись предметом оценки судов нижестоящих инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалуемых судебных актах.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи