ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-755/2021 от 02.12.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-18131/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 2 декабря 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Гусева Д.А., Кожевниковой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-755/2021 (УИД 42RS0009-01-2020-010175-24) по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 июля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 (далее по тексту - ФИО1, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что истец обратился через сайт ПФР в клиентскую службу (на правах отдела) в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Ответчиком принято решение от 16 сентября 2020 г. об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ (в наличии – 18 лет 4 месяца 4 дня, при требуемом – 25 лет).

Ответчиком не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды:

- с 8 июня 1995 г. по 8 ноября 2001 г. (6 лет 5 месяцев) – водитель 3 класса на пожарном автомобиле в пожарной части Отряда ГПС УВД администрации <адрес>, так как не усматривается занятость на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, что предусмотрено Списком № 437 от 18 июня 2002 г., страхователем стаж подан без кода особых условий;

- с 14 марта 2017 г. по 28 марта 2017 г. (15 дней) – дополнительный отпуск в соответствии с Приказом МЧС России от 3 июня 2011 г. «О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», страхователем стаж подан без кода особых условий;

- с 25 ноября 2017 г. по 9 декабря 2017 г. (15 дней) – дополнительный отпуск в соответствии Приказом МЧС России от 3 июня 2011 г. «О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», страхователем стаж подан без кода особых условий.

Истец с указанным решением не согласен, считает его незаконным, поскольку не указание работодателем кода особых условий в отношении спорных периодов работы не должно умалять его право на пенсионное обеспечение.

Полагает, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии у него имелся необходимый стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем пенсия подлежит назначению с 16 августа 2020 г.

Уточнив заявленные требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 16 сентября 2020 г. в части не включения периода работы с 8 июня 1995 г. по 8 ноября 2001 г. (6 лет 5 месяцев) в должности водителя 3 класса на пожарном автомобиле <данные изъяты> гос. <данные изъяты> в пожарной части Отряда Государственной пожарной службы УВД администрации <адрес>, периодов ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска с 14 марта 2017 г. по 28 марта 2017 г. (15 дней), с 25 ноября 2017 г. по 9 декабря 2017 г. (15 дней) – всего 30 дней (или 1 месяц), обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 16 августа 2020 г.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 28 апреля 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены, признано незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 16 сентября 2020 г. в части не включения в специальный страховой стаж ФИО1 периода работы с 8 июня 1995 г. по 8 ноября 2001 г. (6 лет 5 месяцев) в должности водителя 3 класса на пожарном автомобиле <данные изъяты> гос. <данные изъяты> в пожарной части Отряда Государственной пожарной службы УВД администрации <адрес>, периодов ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпуска с 14 марта 2017 г. по 28 марта 2017 г. (15 дней), с 25 ноября 2017 г. по 9 декабря 2017 г. (15 дней) – всего 30 дней (или 1 месяц), на УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указанные периоды и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 16 августа 2020 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 июля 2021 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 апреля 2021 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 июля 2021 г. как незаконные.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно статье 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно положениям частей 3-4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 (далее - Список от 18 июня 2002 г. № 437).

Согласно Списку от 18 июня 2002 г. № 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются водители (шоферы) автомобиля (пожарного).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, истец обратился через сайт ПФР в Клиентскую службу (на правах отдела) в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Ответчиком принято решение от 16 сентября 2020 г. об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ (в наличии – 18 лет 4 месяца 4 дня, при требуемом – 25 лет).

Ответчиком не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» следующие периоды: с 8 июня 1995 г. по 8 ноября 2001 г. (6 лет 5 месяцев) – водитель 3 класса на пожарном автомобиле в пожарной части Отряда ГПС УВД администрации <адрес>, так как не усматривается занятость на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, что предусмотрено Списком № 437 от 18 июня 2002 г., страхователем стаж подан без кода особых условий; с 14 марта 2017 г. по 28 марта 2017 г. (15 дней) – дополнительный отпуск в соответствии с Приказом МЧС России от 3 июня 2011 г. «О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», страхователем стаж подан без кода особых условий; с 25 ноября 2017 г. по 9 декабря 2017 г. (15 дней) – дополнительный отпуск в соответствии Приказом МЧС России от 3 июня 2011 г. «О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», страхователем стаж подан без кода особых условий.

Согласно записям в трудовой книжке и вкладыше в трудовую книжку истца, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят в ГПС УВД администрации <адрес>, Отряд <адрес> на должность водителя 3 класса на пожарный автомобиль <данные изъяты> (приказ от 8 июня 1995 г.).

1 мая 2004 г. ОГПС- реорганизован путем преобразования в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>.

1 марта 2005 г. УГОиЧС <адрес> переименовано в 4-й отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области.

1 марта 2005 г. ФИО1 переведен на должность водителя автомобиля (пожарного) пожарной части .

1 апреля 2006 г. ОГПС реорганизован путем присоединения к 1-ому отряду Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области.

1 апреля 2006 г. истец назначен водителем автомобиля (пожарного) пожарной части .

ОГПС-1 МЧС России по Кемеровской области переименован в Государственное учреждение отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области с 1 января 2009 г.

Пожарная часть ОГПС-1 МЧС России по Кемеровской области переименована в пожарную часть ГУ «1 отряд ФПС по Кемеровской области» с 1 января 2009 г.

ГУ «1 отряд ФПС по Кемеровской области» по Кемеровской области» переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области».

Пожарная часть ФГКУ «1 отряд ФПС по Кемеровской области» переименована в Пожарно-спасательную часть ФГКУ «1 отряд ФПС по Кемеровской области» с 1 апреля 2016 г.

15 августа 2019 г. ФИО1 переведен на должность диспетчера пожарной связи отдельного поста пожарно-спасательной части .

31 декабря 2019 г. трудовой договор прекращен в связи с переводом работника по его просьбе на работу к другому работодателю на основании пункта 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

1 января 2020 г. истец принят на работу в порядке перевода из ФГКУ «1 отряд ФПС по Кемеровской области» на должность диспетчера пожарной связи отдельного поста 8 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 130 приказом МЧС России от 29 октября 2019 г. «О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органов МЧС России» и записи в ЕГРЮЛ Главное управление МЧС России по Кемеровской области с 29 июля 2020 г. переименовано в Главное управление МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу.

Согласно архивной справке 1 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу от 9 марта 2021 г. ФИО1 действительно работал в пожарно-спасательном отряде ФПС ГПС ГУ МЧС по Кемеровской области-Кузбассу:

- с 8 июня 1995 г. по 1 марта 2005 г. в должности водителя 3 класса на пожарном автомобиле в пожарной части (приказ Отряда ГПС УВД администрации Кемеровской области от 8 июня 1995 г. );

- с 1 марта 2005 г. по 1 апреля 2006 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) автоцистерны пожарной части (приказ ОГПС-4 МЧС России по Кемеровской области от 2 июня 2005 г. );

- с 1 апреля 2006 г. по 15 августа 2019 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) пожарной части (приказ ОГПС-1 МЧС России по Кемеровской области от 13 февраля 2006 г. );

- с 15 августа 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в должности диспетчера пожарной связи отдельного поста пожарно-спасательной части (приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по Кемеровской области» от 14 августа 2019 г. );

- с 1 января 2020 г. по настоящее время в должности диспетчера пожарной связи отдельного поста 8 пожарно-спасательной части <данные изъяты> пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Кемеровской области (приказ ГУ МЧС России по Кемеровской области от 30 декабря 2019 г. № ).

Периоды, не включаемые в льготный стаж:

- курсы повышения квалификации с отрывом от производства – нет;

- отпуск без сохранения заработной платы - 2002 год - 26 календарных дней; 2003 год - 26 календарных дней, 23 июня 2010 г. - 2 июля 2010 - 9 календарных дней;

- работа с сокращенным (неполным) рабочим днем – нет;

- нахождение на военных сборах – нет;

- полный рабочий день в режиме неполной рабочей недели – нет;

- учебные отпуска – нет.

Должности «водитель автомобиля (пожарного)», «диспетчер пожарной связи» включены в перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Основание выдачи справки: личная карточка ФИО1 формы Т-2, личное дело ФИО1, приказы ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу.

По сведениям 1 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу от 9 апреля 2021 г. работа водителя автомобиля (пожарного) ФИО1 за период с 8 июня 1995 г. по 1 марта 2005 г., с 1 марта 2005 г. по 1 апреля 2006 г., с 1 апреля 2006 г. по 15 августа 2019 г. была связана с выездами на пожары на пожарном автомобиле с целью непосредственного тушения пожаров в течение боевого дежурства, техническом обслуживании пожарной техники, что также подтверждается должностной инструкцией водителя автомобиля (пожарного) пожарной части ФГКУ «1 отряд ФПС по Кемеровской области» ФИО1 от 8 августа 2012 г.; должностной инструкцией водителя автомобиля (пожарного) пожарно-спасательной части ФГКУ «1 отряд ФПС по Кемеровской области» ФИО1 от 5 июня 2018 г.; должностным регламентом водителя автомобиля (пожарного) 8 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу ФИО1 от 26 ноября 2020 г.

В период работы в должности водителя 3 класса пожарного автомобиля ФИО1 был допущен к управлению и закреплен за автомобилем <данные изъяты>, <данные изъяты> года, государственный номер <данные изъяты>.

Согласно ответу 1 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу от 18 марта 2021 г. основанием для указания в архивной справке данных по отпускам без сохранения заработной платы послужили лицевые карточки работников за 2002 г. и 2003 г., а также сведения о страховом стаже застрахованных лиц. За 2010 г. отпуск без сохранения заработной платы ФИО1 был предоставлен на основании приказа ГУ «1 отряд ФПС по Кемеровской области» от 23 июня 2010 г.

Из архивной справки 1 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по <адрес>-Кузбассу следует, что заработная плата ФИО1 за период работы: январь, февраль 2002 года, январь, февраль 2003 года в отряде <адрес> УВД администрации <адрес> составляла: за январь 20ДД.ММ.ГГГГ,48 рублей; за февраль 20ДД.ММ.ГГГГ,70 рублей; за январь 2003 года – 1065,48 рублей; за февраль 2003 года – 648,50 рублей.

Выпиской из приказа от 2 марта 2017 г. -О подтверждается, что ФИО1, водителю автомобиля (пожарного) пожарно-спасательной части Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области», был продлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 27 календарных дней, с 1 марта 2017 г. по 28 марта 2017 г. отпуск предоставлен с учетом нерабочего праздничного дня.

Выпиской из приказа от 19 октября 2017 г. подтверждается, что ФИО1, водителю автомобиля (пожарного) пожарно-спасательной части Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области», был предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск на 15 календарных дней с 27 октября 2017 г. по 9 декабря 2017 г.

Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов с 8 июня 1995 г. по 8 ноября 2001 г., с 14 марта 2017 г. по 28 марта 2017 г., с 25 ноября 2017 г. по 9 декабря 2017 г., суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что истец работал в должности и в учреждении, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно статье 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанного законодательства следует, что до 1 января 2005 г. отсутствовало понятие «противопожарная служба субъектов Российской Федерации», как и отсутствовала сама противопожарная служба субъектов Российской Федерации в принципе.

Пунктом 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 7 сентября 2005 г. № 83 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников противопожарной службы Кемеровской области (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных утвержденным Списком, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Указанным Списком предусмотрена должность водитель (шофер) автомобиля (пожарного) с кодом 11442.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правомерными выводы судебных инстанций о том, что в спорные периоды служба истца проходила в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, в должности, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с чем, он обладает правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Включая в специальный стаж спорные периоды работы истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие кодов особых условий труда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, подаваемых работодателем, неуплата страховых взносов не должны повлечь для ФИО1 неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку указанные обстоятельства возникли не по его вине, а вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных законом на работодателя, при этом льготный характер работы истца в указанные периоды подтвержден представленными в материалах дела доказательствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что ненадлежащее исполнение работодателем возложенных на него законом обязанностей по указанию кодов льготного характера труда работника и уплате страховых взносов не должно создавать препятствий для реализации права на своевременное, в том числе досрочное назначение пенсии, что недопустимо с точки зрения требований частей 1, 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводило бы к неправомерному ограничению гарантированного конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 9-П от 10 июля 2007 г., неуплата страхователем в установленный срок либо уплата не в полном размере страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что неисполнение страхователем (работодателем истца) обязанности по уплате страховых взносов не может ограничить ФИО1 в конституционно гарантированных пенсионных правах, а потому права истца не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него законом.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неизменности характера и условий работы ФИО1 на протяжении всех спорных периодов, и, как следствие, доказанности выполнения работы полный рабочий день.

Установив, что стаж истца на соответствующих видах работ с учетом периодов, зачтенных пенсионным органом, и периодов, подлежащих зачету по решению суда, составил 25 лет на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, то у ответчика не имелось оснований для отказа в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.

Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.

На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.

Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.

Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи