ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-75/17 от 23.07.2021 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Щиканов А.В.

Дело № 33-482/2021

Дело № 2-75/2017 (Материал № 13-93/2021)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 июля 2021 г. г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Тараника В.Ю.,

при секретаре Мерзляковой А.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по частной жалобе администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области на определение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 26.05.2021, которым постановлено:

Заявление администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО о прекращении исполнительного производства № <...>-ИП, возбужденное 22.05.2017, оставить без удовлетворения.

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее – администрация Ленинского сельского поселения) обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.

Заявление мотивировано тем, что решением Ленинского районного суда ЕАО от 07.04.2017 на администрацию Ленинского сельского поселения возложена обязанность в срок до 01.09.2017 в районе МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское» по адресу: ЕАО, с. Ленинское, ул. Ленина, 11 обеспечить выполнение следующих работ:

- на нерегулируемом пешеходном переходе обеспечить установку специализированных дорожных знаков 1.23 «Дети» в обоих направлениях автомобильного движения на щитах со световозвращающей флуоресцентной плёнкой жёлто-зелёного цвета;

- перед нерегулируемым пешеходным переходом обеспечить установку искусственных неровностей, а также дорожных знаков 5.20 «Искусственная неровность» в обоих направлениях автомобильного движения;

в районе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» по адресу: ЕАО, с. Ленинское, ул. Октябрьская, 6 обеспечить выполнение следующих работ:

- перед нерегулируемым пешеходным переходом напротив МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» по ул. Октябрьской в с. Ленинское ЕАО по направлению движения к дому № 8 по ул. Октябрьской обеспечить установку искусственной неровности, а также дорожных знаков 5.20 «Искусственная неровность» в соответствии с ГОСТ Р 52289-04;

- обеспечить оборудование пешеходного перехода по ул. Октябрьской в с. Ленинское ЕАО в районе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

С 01.01.2021 администрация Ленинского сельского поселения передала администрации Ленинского муниципального района к исполнению полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и по обеспечению безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Бюджетом Ленинского сельского поселения расходование денежных средств на осуществление дорожной деятельности на 2021 -2023 годы не предусмотрено. Таким образом, заявитель утратил возможность исполнения исполнительного документа.

Просила суд прекратить исполнительное производство № <...>-ИП, возбужденное 22.05.2017.

В судебное заседание представитель заявителя администрации Ленинского сельского поселения, заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом.

Помощник прокурора Авдеева Д.Д. возражала относительно удовлетворения заявления о прекращении исполнительного производства.

Суд постановил указанное определение.

В частной жалобе представитель Ленинского сельского поселения Путилов В.И. с ним не согласился, просил определение суда отменить, принять новое определение, которым прекратить исполнительное производство.

Мотивируя частную жалобу, указал, что суд первой инстанции не учёл положения пункта 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому муниципальный дорожный фонд создаётся в муниципальных образованиях, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности.

Суд не принял во внимание, что с 01.01.2021 администрация Ленинского сельского поселения вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности не решает и муниципальный дорожный фонд создать не может.

В возражениях на частную жалобу прокурор Толстихин А.В. не согласился с её доводами. Указал, что для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности его исполнения любыми способами. При этом администрацией Ленинского сельского поселения не приняты все меры для исполнения требований исполнительного листа, в том числе не реализовано право на замену стороны должника в исполнительном производстве.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) частная жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда ЕАО от 07.04.2017 по делу № 2-75/2017 исковые требования прокурора удовлетворены. На администрацию Ленинского сельского поселения возложена обязанность в сфере дорожной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.05.2017 возбуждено исполнительное производство в отношении администрации Ленинского сельского поселения ЕАО № <...>-ИП.

Сведений об исполнении указанного решения материалы дела не содержат.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, администрация Ленинского сельского поселения указала, что законом ЕАО от 26.11.2020 № 647-ОЗ признан утратившим силу пункт 7 части 2 статьи 6 закона ЕАО от 17.11.2014 № 607-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области». Указанный закон вступил в силу с 01.01.2021.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 6 закона ЕАО от 17.11.2014 № 607-ОЗ (действовавшем по 31.12.2020) к вопросам местного значения сельского поселения относилась дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

28.12.2020 Собранием депутатов Ленинского сельского поселения принято решение № 53 о передаче из муниципальной собственности Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района в муниципальную собственность Ленинского муниципального района ЕАО недвижимого имущества согласно приложению. В приложении указаны, в том числе дороги, расположенные в с. Ленинское по ул. Октябрьской и по ул. Ленина.

Отказывая в удовлетворении настоящего заявления, суд первой инстанции исходил из того, что указанные заявителем обстоятельства, а именно передача полномочий по дорожной деятельности, а также отсутствие денежных средств на исполнение решения суда, не являются основаниями для прекращения исполнительного производства, поскольку не свидетельствуют об утрате возможности исполнения решения суда.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о прекращении исполнительного производства в связи с нижеследующим.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определённые действия (воздержаться от совершения определённых действий).

Из приведённых положений закона следует, что для прекращения судом исполнительного производства должна быть утрачена реально существовавшая на момент принятия судом судебного акта возможность его исполнения.

Вместе с тем, обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не могут свидетельствовать об отсутствии возможности исполнить решение суда любым способом.

Поскольку перераспределение полномочий в области дорожной деятельности между органами местного самоуправления произошло с 01.01.2021, а решение суда от 07.04.2017 было постановлено в соответствии с действовавшим на момент принятия решения законом, у администрации Ленинского сельского поселения возникла обязанность его исполнения с момента вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, судебное постановление на протяжении длительного периода времени (более 4-х лет) не исполнялось.

Доводы частной жалобы противоречат позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 28.03.2017 № 704-О, согласно которой изменение законодательства, применённого судом при рассмотрении конкретного дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного постановления не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления, которому корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определённые действия (воздержаться от совершения определённых действий).

Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что для решения вопроса о прекращении исполнительного производства по основаниям, приведённым в заявлении, первоначально следует выяснить вопрос о возможности в связи с внесением в законодательство указанных изменений правопреемства в порядке статьи 44 ГПК РФ по исполнению исполнительного документа, а также каким образом в настоящее время распределены обязанности в области дорожной деятельности на территории населённого пункта с. Ленинское.

При таких обстоятельствах, поскольку не представлено безусловных доказательств того, что в настоящее время решение суда не может быть исполнено, правовых оснований для прекращения исполнительного производства не имеется.

Таким образом, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 333, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

О П Р Е Д Е Л И Л:

Определение Ленинского районного суда ЕАО от 26.05.2021 оставить без изменения, частную жалобу администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области – без удовлетворения.

Судья В.Ю. Тараник