УИД: 66RS0014-01-2023-000799-78
Дело № 33-770/2024 (33-21086/2023) (№ 2-761/2023)
Мотивированное определение составлено 19 января 2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2024 года | г. Екатеринбург |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего | Ковелина Д.Е., |
судей | Фефеловой З.С., |
Максимовой Н.В., |
при ведении протокола помощником судьи Лобановой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области к ФИО1 о взыскании суммы предоставленной субсидии, неустойки по апелляционной жалобе ответчика на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 02 октября 2023года.
Заслушав доклад судьи Максимовой Н.В., объяснения представителя истца ФИО2, судебная коллегия
установила:
Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Министерство) обратилось с вышеназванным иском в суд, указав, что 21июля 2017 года с индивидуальным предпринимателем и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено соглашение № 504 о предоставлении из областного бюджета гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - соглашение) в целях достижения показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в размере 2 961000 руб.
Средства гранта, предоставляемые в целях приобретения трактора, пресс-подборщика и 13 голов крупного рогатого скота мясного направления были перечислены на счет ответчика в ПАО «Уралтрансбанк» в полном объеме 01августа 2017 года.
Согласно положениям пунктов 128-130 Порядка предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2017 года № 76-ПП в редакции от 31 мая 2017 года (далее – Порядок предоставления субсидии), содержание которых в полном объеме приведены в пунктах 3.6 и 5.3 заключенного сторонами соглашения, получение гранта ответчиком обусловлено принятыми им обязательствами по
осуществлению деятельности хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта,
регистрации за собой и использованию имущества, приобретенного с использованием средств гранта, на территории Свердловской области исключительно на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, с запретом его отчуждения, передачи в пользование или аренду, дарения, обмена или взноса в виде пая (вклада) или отчуждения иным образом в течение 5лет со дня получения гранта,
созданию двух новых постоянных рабочих места, осуществлению деятельности и сохранению созданных новых постоянных рабочих мест не менее 5лет после получения гранта.
Таким образом, ответчик должен был осуществлять деятельность возглавляемого им крестьянского (фермерского) хозяйства, не отчуждать и использовать имущество, приобретенное за счет гранта, до 01 августа 2022 года.
В ходе проверки соблюдения ответчиком условий предоставления гранта, 18ноября 2022 года был совершен выезд по адресу крестьянского (фермерского) хозяйства, установлено, что ответчик по данному адресу не проживает, скот и сельскохозяйственная техника отсутствуют. Информация о смене юридического адреса и местонахождения хозяйства не поступала. Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 27 мая 2022 года ответчик прекратил деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, по данным базы государственного технического надзора 06 июня 2022 года произвел снятие с регистрационного учета и продажу трактора, приобретенного за счет средств гранта.
Поскольку ответчиком нарушены условия предоставления гранта, направленные ему требования от 16 декабря 2022 года и 27апреля 2023 года о возврате гранта не исполнены, срок для добровольного возврата средств гранта в областной бюджет истек, истец просил взыскать с ФИО1 в пользу Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области 3064635 руб., в том числе:
субсидию на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса по направлению «предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» в размере 2961000 руб.;
неустойку в размере 103635 руб.
Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 02октября 2023года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе на состоявшийся по делу судебный акт ответчик просит решение суда отменить как поставленное с нарушением норм материального права при недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Не оспаривая тот факт, что до истечения пятилетнего срока прекратил регистрацию в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и произвёл отчуждение имущества, указывает, что был введен в заблуждение работником Алапаевского отдела сельского хозяйства ФИО3 относительно сроков прекращения его обязанностей как грантополучателя, которая, при сдаче им завершающей отчетности по гранту в январе 2022 года, пояснила, что его обязательства считаются исполненными.
Указывает, что по смыслу действовавшего в спорный период правового регулирования, возврат гранта предусмотрен только в случае, если грантополучателем не достигнуты показатели результативности предоставления гранта при условии соблюдения порядка возврата. Истец не ссылается на недостижение им показателей результативности предоставления гранта, напротив, в материалы дела представлены документы о достижении таких показателей.
Считает, что условие о возврате гранта исключительно в полном объеме при нарушении условий предоставления гранта не предусмотрено ни законом, ни соглашением сторон, истец обратного не обосновал. В полном объеме возврат гранта истец правомочен требовать в случае, если грантополучатель нарушил условия при получении гранта, в связи с чем получил грант неправомерно, не имея на то прав, а потому обязан его вернуть полностью. В иных случаях возврат гранта должен производиться с учетом характера допущенных нарушений и факта недобросовестного поведения получателя денежных средств. Истец не обосновал, в связи с чем он заявил требование о взыскании гранта полностью, в то время как закон и соглашение сторон допускают при несоблюдении условий предоставления гранта как полный, так и частичный его возврат. Поскольку ни закон, ни соглашение не предусматривают критерии разграничения полной и частичной ответственности, подлежал применению один из основных принципов гражданско-правовой ответственности – принцип справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Кроме того, при принятии решения суд не учел нарушения, допущенные истцом при обращении с требованием о возврате гранта. Проведение истцом проверки эффективности использования субсидии в ноябре 2022 года, то есть за пределами срока действия соглашения, не отвечает требованиям закона и соглашения в части срока проведения проверок. Таким образом, требование о возврате гранта предъявлено в отсутствие допустимых доказательств, подтверждающих соблюдение установленного законом порядка для возврата гранта или его части. Несоблюдение установленной законом досудебной процедуры являлось основанием для оставления иска без рассмотрения.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился, в представленных возражениях просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения. Повторяя доводы искового заявления, указал, что ответчиком было нарушено условие предоставления гранта по осуществлению деятельности хозяйства и использованию приобретенного за его (грата) счет имущества в установленных целях в течение не менее пяти лет после получения гранта, в связи с чем, грант подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме. Порядком предоставления субсидий не предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств осуществлять по своему усмотрению расчет суммы гранта, подлежащей возврату. Действия ответчика по досрочному прекращению деятельности хозяйства и отчуждение имущества, приобретенного за счет средств гаранта, не отвечают общим задачам и целям программы финансирования хозяйств. Кроме того, Порядком предоставления субсидий не установлен регламент и какие-либо пресекательные сроки для проведения Министерством проверок соблюдения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления субсидии. Проверка соблюдения ответчиком такого требования, как осуществление хозяйственной деятельности в течение пяти лет, возможна была только после истечения этого срока. Все положения Порядка представления субсидии, касающиеся процедуры направления ответчику требования о возврате субсидии, истцом соблюдены.
В заседании судебной коллегии представитель истца поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Ответчик и представитель третьего Алапаевского отдела сельского хозяйства Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем публикации извещения на официальном сайте Свердловского областного суда, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках подпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 23 октября 2013 года № 1285-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года», в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Свердловской области от 19 декабря 2016 года № 131-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановые период 2018 и 2019 годов», Постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2017 года № 76-ПП «Об утверждении порядка предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 29 января 2013 года № 110-ПП и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области», Приказом Министерства финансов Свердловской области от 26 декабря 2016 года № 510 «Об утверждении типовых форм договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг», между Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - грантополучатель), 21 июля 2017 года заключено соглашение № 504 о предоставлении из областного бюджета гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
По условиям соглашения грантополучателю предоставлена из областного бюджета в 2017 году субсидия (далее - грант) в размере 2961000 руб. (пункт 2.1) в целях финансового обеспечения затрат грантополучителя, связанных с приобретением имущества:
крупного рогатого скота мясной породы в количестве 13голов, цена за единицу 110000 руб.;
пресс-подборщика, цена за единицу 560000 руб.;
трактора, цена за единицу 1 300000 руб., итого затрат 3 290000 руб.
Согласно плану расходов, указанные затраты покрывались на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов в размере 2390000руб., областного бюджета - 571 000 руб., собственных средств (не менее 10%) - 329 000 руб. (пункт 1.1).
В соответствии с условиями предоставления гранта, грантополучатель:
направляет средства гранта на финансовое обеспечение затрат, указанных в пункте 1.1. соглашения (пункт 3.2);
дает согласие на осуществление Главным распорядителем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления гранта (пункт 3.3);
не вправе отчуждать, продавать, передавать в пользование или аренду, дарить, обменивать, вносить в виде пая, вклада или отчуждать иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущество, приобретенное за счет гранта, в течение 5 лет со дня получения гранта (пункт 3.6).
Средства гранта были перечислены на счет грантополучателя, открытый в ПАО «Уралтрансбанк» в соответствии с условиями соглашения (пункт 4) в полном объеме 01 августа 2017 года, что подтверждается платежными поручениями № 664 от 26 июля 2017 года на сумму 2390000 руб., № 665 от 26 июля 2017 года на сумму 571000 руб.
Сумма предоставленного гранта израсходована грантополучателем в полном объеме в соответствии с условиями соглашения в течение 18 месяцев с даты перечисления средств гранта (подпункт 3 пункта 5.3), что подтверждается представленными доказательствами приобретения следующего имущества: пресс-подборщика «WELGER» стоимостью 560 000 руб., 17 голов крупного рогатого скота мясной породы «Герефорд» на сумму 1 666 665 руб. 04 коп., трактора «Беларус-82.1» стоимостью 1 300 000 руб.
Согласно принятых на себя обязательств по соглашению (пункт 5.3), грантополучатель обязуется:
выполнять условия предоставления гранта, установленные Порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением (подпункт 1);
имущество, приобретенное за счет средств гранта, зарегистрировать на главу крестьянского (фермерского) хозяйства, использовать его на территории Свердловской области исключительно на развитие и осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, не отчуждать (продавать, передавать в пользование или аренду, дарить, обменивать, вносить в виде пая или вклада) в течение 5 лет с даты получения гранта (подпункт 5);
создать одно новое постоянное рабочее место на каждый 1 млн. рублей гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на грант, в течение срока использования гранта (подпункт 6);
осуществлять деятельность и сохранять созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта (подпункт 7);
обеспечивать достижение значений показателей результативности предоставления гранта, установленных в приложении к соглашению (подпункт 9);
представлять в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - Управление) в сроки, установленные Порядком предоставления субсидии:
- отчеты о расходовании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, достижении значений показателей результативности предоставления гранта и показателях деятельности Грантополучателя по формам, утвержденным Главным распорядителем;
- копии документов, подтверждающих целевое расходование средств гранта (подпункт 10);
возвращать в областной бюджет грант или часть гранта в течение 30календарных дней с момента получения соответствующего требования Главного распорядителя (подпункт 12).
В случае несвоевременного возврата средств гранта по требованию Главного распорядителя, грантополучатель уплачивает неустойку в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от размера гранта, подлежащего возврату, за каждый день просрочки (пункт 6.2).
Соглашение вступает в силу после его подписания сторонами и действует в течение 5 лет (пункт 7.2).
В целях контроля соблюдения грантополучателем условий предоставления гранта на основании приказа Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 08 сентября 2022 года № 473 «О проведении проверки в отношении индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1» проведена выездная проверка правомерного получения и эффективного использования субсидии на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса по направлению «предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства», предоставленного из областного бюджета индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в 2017 году.
Результаты проверки зафиксированы в актах проверки от 18 и 30 ноября 2022 года.
Согласно акту проверки от 18 ноября 2022 года маточное поголовье крупного рогатого скота, сельскохозяйственная техника и оборудование сельскохозяйственным товаропроизводителем не представлено. Фактический адрес нахождения указанного имущества неизвестен, по месту регистрации ФИО1 не проживает.
Согласно акту проверки от 30 ноября 2022 года, по Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 07 октября 2022года Федеральной налоговой службы России установлено, что 27 мая 2022года грантополучатель прекратил деятельность по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
По адресу регистрации (<адрес>) грантополучатель не проживает. Приобретенные для сельскохозяйственного использования с привлечением средств гранта пресс-подборщик WELGER RP 12 № 1712 16784, крупный рогатый скот мясной породы «Герефорд» в количестве 13 голов, трактор Беларус-82.1, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак № 5220, серия ЕВ, код 66, тип 3, отсутствуют, местонахождение неизвестно.
По информации, предоставленной отделом государственного технического надзора Министерства от 26 октября 2022 года за № 06-01-71/9173, трактор Беларус-82.1, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак № 5220, серия ЕВ, код 66, тип 3, зарегистрированный на ФИО1, 06 июня 2022 года снят с регистрационного учета.
Таким образом, в ходе проверки установлены факты отчуждения грантополучателем имущества, приобретенного на средства гранта, а также прекращения грантополучателем деятельности в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства ранее срока, установленного подпунктом 5 пункта 128 Порядка предоставления субсидий и подпункта 7 пункта 5.3 соглашения.
В связи с этим Министерство пришло к выводу о том, что грант в сумме 2961000 руб. подлежит возврату в областной бюджет.
Копия акта проверки и требование о возврате гранта от 16 декабря 2022 года № 06-01-82/25376 были направлены грантополучателю заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: Свердловская область, <адрес> однако согласно почтовым отчетам адресатом получены не были.
27 апреля 2023 года Министерство повторно направило ФИО1 заказным письмом с уведомлением о вручении копии акта проверки и требования о возврате гранта по адресу, указанному им в заявлении о снятии трактора с регистрационного учета: <адрес>, однако почтовое отправление адресатом получено не было.
Поскольку требование о возврате средств гранта было оставлено ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с требованиями о взыскании средств гранта в полном объеме и неустойки за нарушение срока их возврата по изложенным в иске основаниям, а именно по причине нарушении ответчиком условий предоставления гранта, выразившихся в фактическом прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и отчуждении имущества до истечения 5 лет после получения гранта.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
Предусмотренное настоящим Кодексом, другим законом, иным правовым актом или договором право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или на одностороннее изменение условий такого обязательства может быть обусловлено по соглашению сторон необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне обязательства (статья 310).
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (пункт 2).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3).
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1).
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5).
Соглашение между сторонами заключено на основании и в соответствии с Порядком предоставления субсидии, согласно положениям которого, грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляется грантополучателю под условием осуществления грантополучателем деятельности хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта (подпункт 5 пункта128).
Пунктами 129 и 130 Порядка предоставления субсидии установлено, что имущество, приобретенное за счет гранта (далее – приобретения), должно использоваться грантополучателем на территории Свердловской области и исключительно на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 129).
Приобретения не подлежат отчуждению, продаже, передаче в пользование и аренду, дарению, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5лет со дня получения гранта (пункт 130).
Таким образом, по условиям Порядка предоставления субсидии, заключенного сторонами соглашения и с учетом предоставления средств гранта 01августа 2017 года, ответчик должен был осуществлять деятельность хозяйства и не отчуждать приобретения до 01 августа 2022 года включительно.
Министерство, Управление или органы государственного финансового контроля Свердловской области осуществляют обязательную проверку соблюдения получателем (заемщиком, грантополучателем) условий, целей и порядка предоставления субсидии (пункт 21 Порядка предоставления субсидии).
При выявлении Министерством, Управлением или органами государственного финансового контроля Свердловской области нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения получателем (заемщиком, грантополучателем) соответствующего требования (пункт 22 Порядка предоставления субсидии).
В пункте 5.1 соглашения стороны согласовали, что в случае, если грантополучателем допущены нарушения условий предоставления гранта, нецелевое использование гранта, не достигнуты значения показателей результативности предоставления гранта, установленные в приложении к настоящему соглашению, Главный распорядитель обязуется направить грантополучателю требование о возврате средств гранта или части гранта в областной бюджет в срок 15 рабочих дней с даты оформления акта проверки, а случае не достижения показателей результативности – в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным.
Таким образом, в случае нарушения грантополучателем условий и целей предоставления гранта, у Министерства имеется право требовать его возвращения, а на грантополучателе лежит обязанность возвратить полученную сумму гранта.
В рассматриваемом случае судом по материалам дела установлено, а ответчиком по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратного не доказано, что в нарушение указанных положений Порядка предоставления субсидии и условий соглашения, ответчик прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя крестьянского (фермерского) хозяйства 27 мая 2022 года, то есть до истечения установленного Порядком предоставления субсидии и соглашением срока, до истечения же этого срока произвел отчуждение части приобретенного им имущества, что было установлено в ходе проверки Министерства в октябре - ноябре 2022 года соблюдения ответчиком условий предоставления гранта.
Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подтверждается, что индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 прекратил деятельность по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства 27 мая 2022 года.
По информации, предоставленной отделом государственного технического надзора Министерства 26 октября 2022 года за № 06-01-71/9173, трактор Беларус-82.1, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак № 5220, серия ЕВ, код 66, тип 3, зарегистрированный на гражданина ФИО1, 06 июня 2022года снят с регистрационного учета. На основании договора купли-продажи от 06 июня 2022 года ФИО1 произведено отчуждение указанного транспортного средства.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно заключил о том, что ФИО1 не выполнил своих обязательств по соглашению и нарушил условия предоставления гранта, поскольку не осуществлял деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта, произвел отчуждение имущества (трактора), приобретенного с использованием средств гранта, в течение 5 лет со дня его получения.
Таким образом, ответчиком допущены нарушения пунктов 3.6 и 5.3. соглашения, что является основанием для возврата полученных средств гранта в заявленном размере.
Оценивая в совокупности все фактические обстоятельства и представленные доказательства, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводами суда первой инстанции, с учетом установления факта нарушения ответчиком условий соглашения о предоставлении гранта, что является основанием для его возврата в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика относительно введения его в заблуждение сотрудником Алапаевского отдела сельского хозяйства ... были рассмотрены судом первой инстанции и отклонены как необоснованные, поскольку каких-либо объективных доказательств в материалы дела в их подтверждение ФИО1 не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что представленная в материалы дела переписка в мессенджере «WhatsApp» не свидетельствует о введении истца в заблуждение сотрудником ФИО3 относительно вопроса возможности прекращения деятельности в рамках исполнения обязательств по соглашению.
Соглашение от 21 июля 2017 года, содержащее незначительный по объему текст условий предоставления гранта, сформулировано достаточно четко и однозначно, не имеет неясных формулировок. Пункты соглашения о запрете на прекращение деятельности и отчуждение имущества в течении не менее 5 лет после получения гранта содержат четко и недвусмысленно сформулированное и совершенно определенное условие.
Ответчик при заключении соглашения должен был с достаточной степенью осмотрительности и добросовестности ознакомиться с условиями предоставления гранта, ответчик является правоспособным лицом, дееспособность которого законом не ограничена, а, следовательно, понимал значение своих действий и должен был знать последствия нарушения обязательств.
Кроме того, согласно пункту 5.4 соглашения, грантополучатель был вправе обращаться к главному распорядителю за разъяснением по вопросам, возникающим в связи с исполнением настоящего соглашения. Доказательств письменного обращения ответчика в Министерство по вопросу разъяснения ему возможности прекращения деятельности в материалы дела не представлено.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы об истечении пятилетнего срока моментом сдачи последней отчетности, что свидетельствует об окончании исполнения обязательств грантополучателя по соглашению, поскольку год предоставления гранта учитывается как первый год и последующие за ним еще четыре года в совокупности образуют 5 лет, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание ввиду неправильного толкования ответчиком норм материального права и условий соглашения.
Пунктом 132 Порядка предоставления субсидии установлено, что грантополучатели текущего финансового года предоставляют в Управление или Министерство (в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) один раз в полгода в году получения гранта, и по истечении 24 месяцев с даты получения гранта не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчеты, составленные по формам, утвержденным приказом Министерства, с приложением копий документов, заверенных грантополучателем, подтверждающих целевое использование гранта, в соответствии с планом расходов.
Согласно пункту 133 Порядка предоставления субсидии, грантополучатели лет, предшествующих текущему финансовому году, представляют в Управление или Министерство (в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) один раз в год в течение 5 лет с даты получения гранта не позднее 15января года, следующего за отчетным, отчеты, составленные по формам, утвержденным приказом Министерства.
Управление принимает отчеты от Грантополучателей и представляет их в Министерство не позднее 20 января года, следующего за отчетным (пункт 134 Порядка предоставления субсидии).
В соответствии с пунктом 133 Порядка предоставления субсидии, пунктом 5.3 соглашения, грантополучатель обязан был представить в Алапаевское управление (Алапаевский отдел) отчеты о показателях деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в срок: до 15 января 2018 года — за 2017 год; до 15 января 2019 года — за 2018 год; до 15 января 2020 года — за 2019 год; до 15 января 2021года— за 2020 год; до 15 января 2022 — за 2021 год.
Из материалов дела следует, что обязательства по предоставлению отчетности о расходовании средств гранта, достижении значений показателей результативности предоставления гранта, показателях деятельности грантополучателя ответчик выполнил в полном объеме.
Вместе с тем, обязательства по сохранению и использованию в течение 5 лет с даты получения гранта имущества, приобретенного с использованием средств гранта, по обеспечению осуществления деятельности хозяйства ответчик не выполнил, чем нарушил условия предоставления гранта установленные в пунктах 128-130 Порядка предоставления субсидии и пунктах 3.6 и 5.3 соглашения. При этом выполнение обязательств в части предоставления отчетности не свидетельствует о выполнении всех установленных соглашением обязательств.
Как следует из положений статей 190, 191 и пункта 1 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами (статья 190).
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191).
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (пункт 1 статьи 192).
Поскольку Бюджетным кодексом Российской Федерации, Порядком предоставления субсидии или соглашением не установлен особый порядок исчисления срока, к правоотношениям сторон подлежат применению общие правила определения срока, который в рассматриваемом случае с учетом условий соглашения и даты предоставления средств гранта, как уже было указано выше, оканчивался 01 августа 2022 года.
Доводы автора апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 137 Порядка предоставления субсидии о возможности возврата гранта лишь в случае, если грантополучателем не достигнуты показатели результативности предоставления гранта при условии соблюдения порядка возврата, о необоснованном взыскании полученной субсидии в полном объеме при отсутствии нарушении условий предоставления гранта и недобросовестного поведения получателя денежных средств не могут быть признаны состоятельными.
Согласно пункту 137 Порядка предоставления субсидии, Министерство в течение 30 календарных дней с даты окончания срока использования гранта, указанного в подпункте 2 пункта 128 настоящего Порядка, оценивает эффективность использования грантополучателем гранта путем рассмотрения представленных грантополучателем и (или) Управлением отчетов, составленных по формам согласно приложениям N 46 и 47 к настоящему Порядку.
Показателями результативности предоставления гранта являются:
1) количество новых постоянных рабочих мест, созданных Грантополучателем (единиц);
2) прирост объема произведенной Грантополучателем сельскохозяйственной продукции за период использования гранта, указанный в подпункте 2 пункта 128 настоящего Порядка, по сравнению с годом, предшествующим году получения гранта (процентов).
При недостижении показателей результативности предоставления гранта, предусмотренных подпунктами 1 и 2 части второй настоящего пункта (i-х показателей), объем средств гранта, подлежащий возврату в областной бюджет, рассчитывается по формуле:
Vвозврата = Vобщ x Di, где:
Vвозврата - объем средств гранта, подлежащий возврату в областной бюджет;
Vобщ - общий размер гранта;
Di - индекс, отражающий уровни недостижения i-х показателей.
Общий размер гранта (Vобщ) рассчитывается по формуле:
Vобщ = ОБ + ФБ, где:
ОБ - средства областного бюджета;
ФБ - средства, поступившие из федерального бюджета.
Индекс, отражающий уровни недостижения i-х показателей (Di), рассчитывается по формуле:
Di = 1 - Fi / Pi, где:
Fi - фактически достигнутое значение i-х показателей;
Pi - плановое значение i-х показателей.
Объем средств гранта, подлежащий возврату в областной бюджет, не должен превышать объема средств, выделенных из областного бюджета на эти цели конкретному грантополучателю, без учета средств, поступивших из федерального бюджета.
Из анализа содержания пункта 137 Порядка предоставления субсидии следует, что положениями указанного пункта урегулирована процедура возврата гранта при недостижении грантополучателем значений показателей результативности, установленных соглашением, и на иные случаи данная процедура не распространяется.
При этом в Порядке предоставления субсидии прямо оговорены случаи, когда возврату в областной бюджет подлежит не только часть гранта (пункт 137), но и весь грант в объеме суммы предоставленной субсидии.
В данном случае основанием иска явилось не недостижение грантополучателем значений показателей результативности гранта, а иные допущенные ответчиком нарушения, в частности, условий и целей предоставления гранта, что в силу положений вышеприведенных пунктов 22, 128-130 Порядка предоставления субсидии и условий соглашения является основанием для истребования гранта в бюджет в полном объеме. Иного не установлено, право осуществлять по своему усмотрению расчет суммы гранта, подлежащей возврату, законом не определено.
Неисполнение ответчиком условий соглашения о запрете на прекращение деятельности хозяйства не менее пяти лет с момента получения гранта и отчуждение имущества, приобретённого на средства гранта, верно расценено судом как нарушение обязательств, достаточное для взыскания с ответчика полученных из бюджета денежных средств в полном объеме, что прямо предусмотрено соглашением.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом и иными правовыми актами.
Действующее законодательство не содержит запрета на установление указанной обязанности получателю гранта, соглашение отвечает принципу свободы договора, и никем не оспорено.
Факт подписания ответчиком соглашения свидетельствует о том, что с его условиями он был ознакомлен, согласен, в связи, с чем понимал меру ответственности по добровольно принятым на себя обязательствам.
Указание ответчика на тот факт, что полученные денежные средства были использованы им по назначению, показатели результативности в ходе осуществления деятельности были достигнуты, обязанности по сдаче отчетности исполнены в полном объеме, не являются основанием для отмены судебного акта, поскольку предоставление субсидий в форме грантов, предусматривает именно реализацию проекта, а не отдельных его составляющих.
Ответчик ФИО1 не исполнил взятое на себя обязательство по осуществлению деятельности в течение не менее пяти лет, фактически ответчиком не был освоен проект, на которые ему были предоставлены денежные средства по соглашению.
Указание ответчиком на проведение истцом проверки эффективности использования субсидии в ноябре 2022 года, то есть за пределами срока действия соглашения, несоблюдение истцом досудебного порядка как основание для оставления иска без рассмотрения судебная коллегия отклоняет, поскольку в отношении спорного обязательства отсутствует установленная законом обязательная досудебная процедура урегулирования спора. Пункт 137 Порядка о предоставлении субсидии, на который ссылается ответчик, регулирует процедуру оценки эффективности использования гранта при окончании срока его использования, в настоящем случае грантополучатель прекратил свою деятельность до истечения установленного срока. При этом Порядком предоставления субсидии пресекательные сроки для проведения Министерством проверок соблюдения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления субсидии не установлены, в то время как проверка соблюдения такого требования как осуществление деятельности хозяйства в течении не менее 5лет возможна лишь после истечения указанного срока.
Иных правовых доводов апелляционная жалоба, не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что все обстоятельства по делу судом были проверены надлежащим образом, изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которые направлены на переоценку выводов суда, и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, частью 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 02 октября 2023года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Д.Е. Ковелин
Судьи З.С. Фефелова
Н.В. Максимова