ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-781/20 от 20.04.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 20.04.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Родиной А.К.,

судей Горбуновой О.А., Лезиной Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№2-781/2020 по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Городской округ – город Кудымкар» в лице администрации города Кудымкара о возложении обязанностей, по кассационной жалобе администрации города Кудымкара на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 17.09.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07.12.2020.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Лезиной Л.В., возражения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Москвитина Н.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Кудымкарский городской прокурор (далее также прокурор, истец) обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному образованию «Городской округ – город Кудымкар» в лице администрации города Кудымкара (далее также Администрация, ответчик) о возложении обязанности организовать выполнение работ по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры (электро-, водоснабжение), объектами дорожной инфраструктуры (автомобильные дороги к земельным участкам) земельных участков, находящихся в кадастровых кварталах: <данные изъяты>, предоставленных многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований истец указал, что на администрацию г. Кудымкара в силу Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» с 2011 года возложена обязанность по предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в Пермском крае. В период с 2012 года по 2018 год администрацией г. Кудымкара сформировано и предоставлено соответствующим гражданам 424 земельных участка в микрорайоне «Старый аэропорт» - между ул. Голева и ул. Дорожников, ул. Зеленая - ул. Пугачева г. Кудымкара; в микрорайоне «Школа-Интернат» - пер. Школьный, <...> <...> г. Кудымкара; в микрорайоне «Новый аэропорт»; в микрорайоне «Кирзавод»; в микрорайоне Аэропорта (ориентир Авиатехническая база); в д. Романово; в 2020 году планируется к передаче 34 сформированных земельных участка в микрорайоне «Заболотная». В рамках осуществления прокуратурой проверки соблюдения Администрацией требований федерального и краевого законодательства при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям установлено, что в нарушение требований законодательства указанные выше земельные участки, находящиеся в кадастровых кварталах: <данные изъяты>, не в полной мере обеспечены инфраструктурой, отсутствует возможность подключения (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры. Истец указал, что проводимая Администрацией работа является неэффективной и недостаточной, денежные средства на реализацию программам действующих на территории муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар», на развитие инженерной инфраструктуры предусмотрены в недостаточном количестве.

Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 17.09.2020 требования прокурора удовлетворены: на муниципальное образование «Городской округ – город Кудымкар» в лице Администрации возложена обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение), объектами дорожной инфраструктуры (автомобильные дороги местного значения) земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства, находящихся в кадастровых кварталах: <данные изъяты>; организовать выполнение работ по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры (водоснабжение), объектами дорожной инфраструктуры (автомобильные дороги местного значения) земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства, находящихся в кадастровом квартале: <данные изъяты>; организовать выполнение работ по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры - водоснабжение земельных участков, предоставленных многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства, находящихся в кадастровых кварталах: <данные изъяты>.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации – без удовлетворения.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить обжалуемые судебные постановления по мотиву несогласия с установленным для исполнения решения суда сроком, направить дело в данной части на новое рассмотрение в соответствующий суд.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судами не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.

Судами установлено, что действующим на момент предоставления земельных участков постановлением Администрации от 06.02.2012 № 94-01-02 утверждено Положение «О порядке учета многодетных семей города Кудымкара в целях бесплатного предоставления земельных участков». Постановлением Администрации от 20.02.2012 № 134-01-02 утвержден Порядок формирования перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям. Постановлением Администрации от 05.10.2016 № 1202-01-02 утвержден Порядок формирования альтернативного перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям. Также Администрацией утверждены Перечни земельных участков, предназначенных для представления многодетным семьям. В кадастровых кварталах: <данные изъяты> (микрорайон «Новый аэропорт») предоставлено 60 земельных участков многодетным семьям в 2015 году (находится в собственности многодетных семей по настоящее время 46 земельных участков), <данные изъяты> (микрорайон Аэропорта ориентир Авиатехническая база) – 23 земельных участка в 2016 году (находится в собственности многодетных семей по настоящее время 20 земельных участков), <данные изъяты> (микрорайон «Кирзавод») – 14 земельных участков в 2015 году (находится в собственности многодетных семей по настоящее время 12 земельных участков), <данные изъяты> (д. Романово) – 137 земельных участков, из них: предоставлено в 2016 году – 115 земельных участков, в 2018 году – 22 земельных участка (находится в собственности многодетных семей по настоящее время 125 земельных участков), <данные изъяты> (район ул. Авиаторов) – 53 земельных участка в 2014 году (находится в собственности многодетных семей по настоящее время 42 земельных участка).

Кудымкарским городским прокурором проведена проверка земельных участков, предоставленных многодетным семьям, в ходе которой установлено, что часть земельных участков не имеет необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры. Согласно предоставленной информации Администрации: земельные участки в кадастровом квартале <данные изъяты> (район ул. Авиаторов <...>) обеспечены следующими объектами инженерной и транспортной инфраструктуры: в 2016 году - электроснабжение, в 2016 году - автодороги. В данном квартале отсутствует сеть водоснабжения (планируемая протяженность 1,98 км); в кадастровом квартале <данные изъяты> (микрорайон «Новый аэропорт» <...>) земельные участки обеспечены следующими объектами инженерной и транспортной инфраструктуры: в 2016 году - автодороги, в 2018 году - электроснабжение ул. Парашютная и ул. Самолетная, в 2020 году - электроснабжение ул. Вертолетная. В указанном квартале отсутствуют сети водоснабжения (планируемая протяженность 1,2 км); в кадастровом квартале <данные изъяты> (микрорайон «Кирзавод», <...>) земельные участки для многодетных семей не обеспечены электросетями (планируемая протяженность 0,6 км), сетями водопровода (планируемая протяженность 0,5 км), дорожной инфраструктурой (планируемая протяженность 0,623 км); в кадастровом квартале <данные изъяты> (микрорайон аэропорта, ориентир Авиатехническая база <...>) земельные участки для многодетных семей не обеспечены электросетями (планируемая протяженность 0,7 км), сетями водопровода (планируемая протяженность 1,2 км), дорожной инфраструктурой (планируемая протяженность 0,610 км); в кадастровом квартале <данные изъяты> (район <...>) земельные участки для многодетных семей не обеспечены электросетями (планируемая протяженность 4,5 км), сетями водопровода (планируемая протяженность 4,5 км), дорожной инфраструктурой (планируемая протяженность 4,286 км).

Муниципальной программой «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» на 2017-2019 годы и на период до 2026 года», утвержденной решением Кудымкарской городской Думы от 26.04.2017 №35 предусмотрено: в 2017 году выполнение работ по проектированию «Строительство сетей наружного водоснабжения до земельных участков, предоставленных многодетным семьям города Кудымкара: Авиаторов, Новый аэропорт, Кирзавод, Романово, Авиатехническая база» протяженностью - 5600 п.м., стоимостью 1460 тыс. руб.; в 2019 году строительство сетей водоснабжения протяженностью 1,2 км до земельных участков, предоставленных многодетным семьям в районе Аэропорта года Кудымкара, ориентир Авиатехническая база - 1200 п.м., 1468 тыс. руб.; в 2020 году строительство сетей водоснабжения протяженностью 5,38 км до земельных участков, предоставленных многодетным семьям города Кудымкара д. Романово I очередь – 5380 п.м., 15671,34 тыс. руб.; в 2021 году строительство сетей водоснабжения протяженностью 0,86 км до земельных участков, предоставленных многодетным семьям города Кудымкара д. Романово II очередь - 1200 п.м., 1468 тыс. руб.; в 2019 году строительство воздушных линий электропередач 0,7 км ВЛ-0,4 кВ на земельных участках предоставленных многодетным семьям в районе Аэропорта города Кудымкара, ориентир Авиатехническая база – 0,7 км, 990 тыс. руб.; в 2020 году строительство воздушных линий электропередач 2,51 км ВЛ-0,4 кВ и ВЛ-10 кВ 0,72 км с установкой 3 КТП на земельных участках предоставленных многодетным семьям города Кудымкара д. Романово I очередь. Муниципальной программой «Транспортная система муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением администрации г. Кудымкара от 01.02.2018 № 113-01-02 предусмотрено: ремонт автомобильных дорог в гравийном исполнении к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям, расходы – 0.

По сведениям ООО «Кудымкарские электрические сети» работы по электроснабжению земельных участков проводились в кадастровых кварталах: <данные изъяты> (19 заключенных договоров с потребителями), <данные изъяты> (2 заключенных договора с потребителями), <данные изъяты> (19 заключенных договоров с потребителями), не проводились в кадастровых кварталах: <данные изъяты>. Согласно сведениям, предоставленным ООО «Кудымкарский водоканал», работы по строительству водопровода на земельных участках, находящихся в кадастровых кварталах: <данные изъяты>, не проводились.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 35, 40 Конституции Российской Федерации, подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Законом Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017 № 2516-О, установив, что предоставленные многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства земельные участки в течение длительного срока не снабжены коммунальной, транспортной инфраструктурой, необходимой для реализации возможности индивидуального жилищного строительства и последующего пользования возведенными жилыми объектами, организация указанной инфраструктуры отнесена к компетенции органа местного самоуправления, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора и возложил на Администрацию обязанность организовать выполнение работ по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение), объектами дорожной инфраструктуры (автомобильные дороги местного значения), земельные участки, предоставленные многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд апелляционной инстанции, проверив установленные судом первой инстанции обстоятельства, признал указанные выводы обоснованными.

В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций, верно применив указанные нормы права, установили, что ответчиком не принято должных мер по организации выполнения работ по обеспечению предоставленных земельных участков объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение), объектами дорожной инфраструктуры (автомобильные дороги местного значения), что нарушает права и законные интересы многодетных семей, в том числе, несовершеннолетних детей, пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора. Указанный прокурором срок для исполнения решения суда признан судами разумным и обеспечивающим соблюдение необходимого баланса интересов сторон.

Доводов в отношении правомерности возложения судом первой инстанции на Администрацию обязанности по организации выполнения работ по обеспечению земельных участков объектами инфраструктуры кассационная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для проверки в кассационной порядке законности судебных актов в соответствующих частях, ограничиваясь пределами кассационной жалобы.

Несогласие ответчика с установленным по требованию прокурора сроком в 24 месяца для исполнения решения суда, указания на то, что суды и истец не обосновали разумность и достаточность срока, не приняли во внимание доводы Администрации о наличии соответствующих мероприятий в утвержденных муниципальных программах и выделении бюджетных ассигнований, об отсутствии финансирования соответствующих программ в 2021-2022 годах, а также ссылка на отсутствие у ответчика времени и финансовой возможности для организации и составления проектной документации в отношении линейных объектов, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку.

Руководствуясь частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно установил срок для исполнения решения суда, начало течения которого обусловлено моментом вступлением данного судебного акта в законную силу. Исходя из принципов разумности и необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, с учетом конкретных обстоятельств дела (в том числе, существа требуемых для выполнения действий), не установив наличия доказательств невозможности исполнения судебного акта в заявленный прокурором срок, а также принимая во внимание, что не обоснованное объективными причинами увеличение указанного срока может повлечь необеспечение реальной и своевременной защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, суд пришел к верному выводу об установлении ответчику для исполнения решения суда указанного срока. Несогласие ответчика с соответствующими выводами не подтверждает наличия предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по существу спора с учетом пределов, установленных частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылка Администрации на вероятность ее привлечения к ответственности ввиду невозможности реального исполнения решения суда в установленный срок не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку основана на субъективной позиции ответчика в отношении длительности периода, необходимого для реализации возложенных на него обязанностей, не является основанием для освобождения от их исполнения либо изменения определенного судом первой инстанции срока.

В целом, доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанции об установленных ими обстоятельствах, не опровергают их выводы, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 17.09.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07.12.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Кудымкара – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи