ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-801/16 от 25.01.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Плешивцев С.И.

Дело № 33–2396/2020

Номер дела в суде первой инстанции 2-801/2016 (13-13/2020)

УИД 59RS0025-01-2016-000810-10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Новоселова Д.В., рассмотрев в апелляционном порядке единолично в г. Перми 19 февраля 2020 года частную жалобу Администрации Краснокамского городского округа на определение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 10.01.2020, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Администрации Краснокамского городского округа Пермского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Краснокамского городского суда от 10.06.2016 по делу по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края о возложении обязанности осуществления мероприятий по охране земельного участка с кадастровым номером **. расположенного по адресу: **** - отказать».

Ознакомившись с материалами дела, изучив доводы жалобы, судья

УСТАНОВИЛ:

Администрация Краснокамского городского округа Пермского края (далее – заявитель, ответчик) обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Краснокамского городского суда от 10.06.2016 по делу 2-801/2016 на срок до 31.12.2020.

В обоснование требований указано, что решением Краснокамского городского суда от 10.06.2016 были удовлетворены исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края о возложении обязанности осуществления мероприятий по охране земельного участка с кадастровым номером **. расположенного по адресу: **** в срок до 01.01.2018 г.

17.05.2018 г. МОСП по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю на основании исполнительного листа ФС № ** от 06.02.2018 г. возбуждено исполнительное производство № **. 31.05.2018 года. Указанное исполнительное производство окончено в связи с установлением обстоятельств исполнения исполнительного документа (заключен муниципальный контракт от 23.05.2018 г. по охране земельного участка кадастровый номер **, расположенный по адресу: ****).

3.07.2018 г. МОСП по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю постановление об окончании исполнительного производства № ** от 31.05.2018 г. отменено и исполнительное производство возобновлено. Установлен срок исполнения до 29.08.2018 г.

22.11.2018 г. МОСП по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю исполнительное производство № ** окончено.

Решением Краснокамского городского суда от 28.06.2019 г. был удовлетворен административный иск Пермского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю С. от 22.11.2018 г. об окончании исполнительного производства № **.

11.11.2019 г. в адрес Администрации Краснокамского городского округа поступило требование судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю С. об исполнении решения суда в срок до 28.11.2019 г.

С целью исполнения решения суда Администрацией Краснокамского городского поселения совместно с Администрацией Краснокамского муниципального района (до их преобразования в Краснокамский городской округ) были инициированы совещания с участием представителей Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры, Министерства природных ресурсов Пермского края, Управления Росприроднадзора по Пермскому краю, специалистами в сфере переработки отходов производства. В результате чего установлено, что переработку Короотвала возможно осуществить только за счет средств федерального бюджета путем участия Пермского края в государственной программе РФ «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 326. Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы.

Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде (Приложение № 6 к Государственной программе) субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации направляются на реализацию проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Под проектами в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее - природоохранные проекты) понимаются проекты, направленные на ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также на рекультивацию земельных участков, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности.

Условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие государственной программы субъекта Российской Федерации либо подпрограммы такой государственной программы, утверждающих перечень мероприятий, которые направлены на ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде и в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии, и наличие порядка определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий).

Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации, прошедшим отбор на право получения субсидий. Отбор субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий осуществляется на основании заявок субъектов Российской Федерации, представленных в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в которых должна содержаться информация, позволяющая провести оценку затрат на реализацию мероприятий по критериям отбора природоохранных проектов, приведенным в приложении.

Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта РФ, софинансируемого из федерального бюджета, утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (определяется сводной бюджетной росписью бюджета субъекта РФ) исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии.

В целях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде используются следующие критерии отбора природоохранных проектов:

а) критерий соответствия природоохранных проектов, планируемых к реализации с использованием субсидий, целям, задачам и направлениям реализации Программы;

б) критерий наличия утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации;

в) критерий оценки уровня экологической безопасности природоохранного проекта.

Критерий, указанный в подпункте "а" пункта 1 настоящего документа, предусматривает, что в качестве природоохранных проектов рассматриваются проекты, соответствующие следующим параметрам:

а) на земельных участках, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности, не осуществляется хозяйственная или иная деятельность;

б) земельные участки и объекты капитального строительства, отнесенные к объектам накопленного вреда окружающей среде, находятся в собственности субъекта РФ и (или) муниципальной собственности;

в) накопленные отходы производства и потребления, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не имеют собственника в виде юридического или физического лица, индивидуального предпринимателя либо находятся в собственности субъекта РФ или муниципального образования.

Критерий, указанный в подпункте "б" пункта 1 настоящего документа, предусматривает наличие в составе заявки субъекта РФ на участие в отборе природоохранных проектов утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, копии приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", а также заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости природоохранных проектов.

По результатам оценки уровня экологической безопасности устанавливается минимальный балл по критерию оценки уровня экологической безопасности природоохранного проекта. Субсидии предоставляются субъектам РФ, заявкам которых присвоен балл, превышающий установленный минимальный балл.

С целью участия Пермского края в программе Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края заключен государственный контракт № ** на выполнение работ по проведению исследований объекта накопления вреда окружающей среде «Короотвал города Краснокамска».

Целью выполнения работ является формирование материалов для направления заявления о включении объекта «Короотвал города Краснокамска» в государственный реестр объектов накопления вреда окружающей среде в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Срок выполнения работ установлен до 31.12.2019 г.По результатам выполнения работ по указанному контракту планируется составление и направление заявления о включении короотвала в государственный реестр объектов, дальнейшее его рассмотрение и последующая разработка проектно-сметной документации для составления и подачи заявления на участие в Государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды».

Поскольку до постановки Короотвала в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде провести мероприятия по его ликвидации не представляется возможным, Администрация Краснокамского городского округа просит предоставить отсрочку исполнения решения Краснокамского городского суда от 10.06.2016 на срок до 31.12.2020 г.

Судом постановлено вышеуказанное определение от 10.01.2020, об отмене которого в частной жалобе просит заявитель. Полагает определение незаконным, поскольку заявителем обоснована позиция, что переработка отходов Короотвала возможна только за счет средств федерального бюджета путем участия Пермского края в государственной программе РФ «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 326. Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы. Кроме того указывает, что истец Пермский межрайонный природоохранный прокурор не возражал против удовлетворения заявления и подтверждал, что должником предпринимаются меры для исполнения решения суда, однако судом первой инстанции данное обстоятельство оставлено без внимания.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судья апелляционной инстанции рассматривает частную жалобу единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов частной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

При этом исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, данных в Определении № 104-О от 18.04.2006 г., основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством основаниями для отсрочки исполнения решения суда по ходатайству ответчика могут служить обстоятельства, при наличии которых исполнение решения суда в данный момент ставит ответчика в крайне неблагоприятное положение. При этом указанные обстоятельства должны являться исключительными и носить временный характер.

Вопрос о наличии обстоятельств, являющихся основанием для отсрочки исполнения решения, должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов и взыскателя, и должника.

В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Принимая оспариваемое определение, суд первой инстанции исходил из того, что должником не представлено достоверных, достаточных и бесспорных доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в указанный судом срок. А обстоятельства, указанные должником, не являются препятствиями для исполнения решения суда в установленный судом срок.

Изучив материалы дела, доводы частной жалобы Администрации Краснокамского городского округа Пермского края, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены определения судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 10.01.2020.

Решение Краснокамского городского суда от 10.06.2016 вступило в законную силу 26 июля 2016 года.

Однако в период с августа 2016 года по апрель 2018 года ответчиком не предпринималось никаких попыток исполнить решение суда в добровольном порядке.

Только после возбуждения исполнительного производства для принудительного исполнения решения суда 15.08.2018 г. Администрации Краснокамского городского округа Пермского края обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 10.06.2016 до 01.01.2019 г. В качестве оснований для предоставления отсрочки заявитель указывал те же обстоятельства, что и в заявлении о предоставлении отсрочки от 02.12.2019.

При разрешении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда следует учитывать, что основаниями для предоставления такой отсрочки могут служить только такие обстоятельства, при наличии которых исполнение решения суда в данный момент ставит ответчика в крайне неблагоприятное положение. При этом указанные обстоятельства должны являться исключительными и носить временный характер.

Между тем из материалов дела усматривается, что заявитель не сумел в срок до 01.01.2019 г., заявленный в первоначальном заявлении от 15.08.2018 г. о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, исполнить решение, а, следовательно, у суда апелляционной инстанции нет оснований полагать, что обстоятельства изменились и заявитель сумеет исполнить решение суда в срок до 31.12.2020, доказательств обратного со стороны Администрации Краснокамского городского округа в материалы дела не представлено.

Исходя из позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Однако ответчиком таких обстоятельств не указано.

Доводы частной жалобы заявителя полностью повторяют его доводы, указанные в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, и судом первой инстанции им дана надлежащая оценка.

Довод ответчика о том, что истец Пермский межрайонный природоохранный прокурор не возражал против удовлетворения заявления ответчика о предоставлении отсрочки для исполнения решения суда, правового значения не имеет, поскольку решением суда от 10.06.2016 установлено, что с 2010 года происходит периодическое горение короотвала и задымление атмосферы жилой части города Краснокамска, отмечен открытый огонь, а также прогорание «колодцами» - горящими провалами глубиной до 5-7 метров. В результате горения образуются опасные химические вещества, оказывающие негативное влияние на организм человека. Жалобы, поступающие от жителей г. Краснокамска, юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Краснокамского района, свидетельствуют о вреде, причиняемом непринятием мер по контролю за использованием и охраной земельного участка под короотвалом. Учитывая приоритет публичных интересов в области защиты соответствующих конституционных прав граждан, связанных с обеспечением должного уровня общественной безопасности и порядка, с предупреждением определенных правонарушений и связанных с ними негативных последствий, а также длительность сроков нарушения прав (с 2010 г. по 2020 г.), суд первой инстанции обоснованно принял решение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по своему внутреннему убеждению, без учета позиции истца.

Таким образом, заявленные доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неверном толковании положений закона и направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для отмены вынесенного судом первой инстанции определения.

Иных оснований, влекущих необходимость отмены определения суда, частная жалоба не содержит.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого определения, суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Частную жалобу Администрации Краснокамского городского округа на определение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 10.01.2020 об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 10.06.2016 по гражданскому делу 2-801/2016 оставить без удовлетворения.

Судья