ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-808/2021 от 09.11.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-19632/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 9 ноября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного

суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Кожевниковой Л.П., Раужина Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 42RS0009-01-2021-000111-65 (№2-808/2021) по иску С.С.В. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, включении периода службы в выслугу лет для назначения пенсии и возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет,

по кассационной жалобе С.С.В. на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 2 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 июля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., объяснения С.С.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области – Ф.И.М., поддержавшую доводы возражений на кассационную жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

С.С.В. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее- ГУ МВД по Кемеровской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, включении периода службы в выслугу лет для назначения пенсии и возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет.

В обоснование заявленных требований указал, что решением от 12 декабря 2020 г. ему отказано в назначении пенсии за выслугу лет, при этом в специальный стаж не включены - период службы в Государственном комитете противопожарной службы по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан с 1 января 2019 г. по 1 февраля 2005 г. и период службы в филиале Государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Восточно-Казахстанской области с 1 февраля 2005 г. по 12 апреля 2005 г. в связи с отсутствием соглашения с Республикой Казахстан.

Считает данный отказ незаконным, поскольку отсутствие соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по вопросу зачета в выслугу лет для назначения пенсий периодов службы в Государственном комитете противопожарной службы по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан или в подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан не должно влиять на уровень прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе прав на пенсионное обеспечение, гарантированных национальным законодательством государств-участников, в связи с чем считает отказ в назначении пенсии за выслугу лет незаконным и просит обязать ответчика назначить ему пенсию с даты обращения с заявлением.

Просил суд признать незаконным решение от 12 октября 2020 г. об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, включении периодов службы в Государственном Комитете противопожарной службы по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан с 1 января 1999 г. по 1 февраля 2005 г., а также в филиале ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Восточно - Казахстанской области с 1 февраля 2005 г. по 12 апреля 2005 г. в выслугу лет для назначения пенсии, возложить на ответчика обязанность назначить пенсию за выслугу лет с 2 сентября 2020 г., с даты обращения за ее назначением.

Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 2 марта 2021 г. в удовлетворении исковых требований С.С.В. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 июля 2021 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 2 марта 2021 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, С.С.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных принятых с нарушением норм материального права.

В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.

Судами установлено и следует из материалов дела, что С.С.В. проходил службу в государственной противопожарной службе ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу, с которой уволен с 1 сентября 2020 г. с должности начальника караула 1 пожарно-спасательной части 3 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы.

16 сентября 2020 г. С.С.В. обратился в ОГЮ ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.

Решением от 12 октября 2020 г. отказано С.С.В. в назначении пенсии за выслугу лет в связи отсутствием соглашения с Республикой Казахстан по вопросу зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в Государственном Комитете противопожарной службы по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, права на пенсию по выслуге лет С.С.В. не имеет.

Из материалов дела следует, что С.С.В. проходил службу в Республике Казахстан в следующие периоды:

с 15 июля 1996 г. - служба в органах внутренних дел (Управление Государственной противопожарной службы при Управлении внутренних дел Восточно-Казахстанской области - УГПС при УВД по ВКО);

с 1 января 1999 г. - приказом от 18 января 1999 г. л/с назначен на должность в Государственной противопожарной службе Восточно-Казахстанской области «Серебрянка»;

с 3 января 2000 г. - противопожарная служба (ГПС ВКО Департамента ГПС ГК ЧС РК);

с 1 февраля 2005 г. по 12 апреля 2005 г. - противопожарная служба Восточно - Казахстанского филиала ГУ «Служба пожаротушения и спасательных работ» МЧС РК, что подтверждается послужным списком, расчетом выслуги лет для назначения пенсии, архивной справки Государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» Департамента по чрезвычайным ситуациям Западно-Казахстанской области Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан» от 22 апреля 1997 г. № 3465 Главное Управление Государственной противопожарной службы Республики Казахстан и его подразделения переданы из Министерства внутренних дел в Комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (Комитет РК по ЧС).

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 1999 г. № 481 Комитет по чрезвычайным ситуациям переименован в Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (далее- АЧС Республики Казахстан);

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 г. № 1112 АЧС Республики Казахстан преобразовано в Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан (далее- МЧС Республики Казахстан).

Записями в трудовой книжке С.С.В. подтверждается, что на основании трудового договора он работал в органах Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - ГПС МЧС России) в период с 22 ноября 2005 г. по 5 апреля 2013 г., с 8 апреля 2013 г. по 1 сентября 2020 г. (7 лет 4 месяца 23 дня) проходил службу в ГПС МЧС России.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее- Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1), исходил из того, что период службы с 1 января 1999 г. по 12 апреля 2005 г. в ведомствах, не входящих в систему органов внутренних дел Республики Казахстан, не подлежит включению в выслугу лет; до настоящего времени отсутствует соглашение с Республикой Казахстан по вопросу зачета в выслугу лет для назначения пенсий периодов службы в подразделениях Государственного комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что на момент службы С.С.В. в Управлении Государственной противопожарной службы при Управлении внутренних дел Восточно-Казахстанской области в соответствии с Законом Республики Казахстан от 22 ноября 1996 г. №48-1 «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Республики Казахстан входила в состав МВД Республики Казахстан, а подразделения пожарной охраны наряду с органами внутренних дел подчинялись Министерству внутренних дел Республики Казахстан, образуя единую систему органов внутренних дел, а с 1 января 1999 г. по 12 апреля 2005 г. в связи с реорганизацией органов государственной власти Республики Казахстан С.С.В. продолжил проходить службу в Государственной противопожарной службе Республики Казахстан (Государственном комитете по чрезвычайным ситуациям, Комитете по чрезвычайным ситуациям, Агентстве по чрезвычайным ситуациям, Министерстве по чрезвычайным ситуациям), не входящей в систему органов внутренних дел.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда обшей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

В соответствии с абзц. 5 п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в ст. 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзц. 3 и 5 п. «а» и п. «б» ст. 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства-участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г. было заключено Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств» (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 г.).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством стороны по вновь избранному им месту жительства.

Статьей 4 Соглашения определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают Министерства внутренних дел Сторон.

Таким образом, Соглашение от 24 декабря 1993 г. регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел. Обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств ведомств государств - участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел, на министерства внутренних дел сторон Соглашением не возложена.

Как следует из решения Экономического Суда СНГ № 01-1/7-03 «О толковании применения статей 1 - 3 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 год» при перемене пенсионером места жительства его право на пенсионное обеспечение сохраняется в соответствии с принципом территориальности, закрепленном в базовом Соглашении от 13 марта 1992 г., а также в специальном Соглашении от 24 декабря 1993 г., и осуществляется на основе национального законодательства государства по вновь избранному месту жительства.

В условиях реформирования системы органов внутренних дел обязательства государств по пенсионному обеспечению этих лиц сохраняются. Государства-участники Соглашения от 24 декабря 1993 г., производя реорганизацию системы органов внутренних дел (передавая отдельные службы и подразделения в ведение других министерств и ведомств либо создавая самостоятельные органы), должны определить, какие органы осуществляют пенсионное обеспечение прибывших на их территорию пенсионеров, либо с целью избежания коллизий национальных законодательств использовать механизм, предусмотренный ст. 6 Соглашения от 24 декабря 1993 г., - путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений.

Между тем, как верно отмечено судами, до настоящего времени соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по вопросу зачета в выслугу лет для назначения пенсий периодов службы в Государственном комитете противопожарной службы по чрезвычайным ситуациям и в подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан не заключено.

Действительно, ст. 2 Закона «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» содержит задачи органов внутренних дел, в числе которых - обеспечение надзора за состоянием пожарной безопасности, пожаротушение. Согласно ст. 4 указанного закона, Единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан, подчиненные ему управления внутренних дел областей, городов республиканского значения, столицы Республики и на транспорте, городские, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, уголовно-исполнительные учреждения, подразделения пожарной охраны, внутренние войска, учебные заведения, учреждения и иные организации.

Министерство внутренних дел является центральным исполнительным органом Республики Казахстан.

В первоначальной редакции Закона Республики Казахстан от 22 ноября 1996 г. № 48-1 «О пожарной безопасности» в ст. 10 предусмотрено, что Государственная противопожарная служба является основным видом противопожарной службы в Республики Казахстан и входит в состав центрального исполнительного органа Республики Казахстан по пожарной безопасности в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

Указом Президента Республики Казахстан от 22 апреля 1997 г. № 3465 «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан» постановлено: до 1 июля 1997 г. в установленном порядке обеспечить передачу из Министерства внутренних дел в Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям - подразделения Государственной противопожарной службы.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 июля 1997 г. № 1068 «О Государственном комитете Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям» утверждено Положение о Государственном комитете Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям, согласно которому Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, специально уполномоченным в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, входит в структуру Правительства Республики Казахстан и осуществляет реализацию государственной политики по вопросам защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от аварий, катастроф и стихийных бедствий, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера гражданской обороны страны, пожарной безопасности, надзора за безопасным ведением работ в промышленности и горного надзора и осуществляет в этих целях в соответствии с законодательством межотраслевую координацию.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 22 января 1999 г. № 6 «О структуре Правительства Республики Казахстан» в структуру Правительства Республики Казахстан входили: Министерство внутренних дел Республики Казахстан; Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям.

Указом Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2004 г. № 1449 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан на базе упраздняемых Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и Агентства Республики Казахстан по государственным материальным резервам.

Указом Президента Республики Казахстан от 6 августа 2014 г. № 874 «О реформе системы государственного управления Республики Казахстан» постановлено реорганизовать Министерство внутренних дел Республики Казахстан с передачей ему функций и полномочий Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, за исключением функций и полномочий в области промышленной безопасности, формирования и развития государственного материального резерва. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан упразднено.

Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку с 1 января 1999 г. по 12 апреля 2005 г. истец проходил службу в ведомстве Республики Казахстан, не входящем в систему органов внутренних дел (государственный комитет по чрезвычайным ситуациям, Комитет по чрезвычайным ситуациям, Агентство по чрезвычайным ситуациям, Министерство по чрезвычайным ситуациям - 5 лет 4 месяца 12 дней), то есть истец сотрудником органов внутренних дел на территории Республики Казахстан не являлся, постольку, учитывая указанные нормативно-правовые акты, не имеется оснований для включения данного периода службы в выслугу лет, дающей право на пенсию по законодательству России. В связи с чем, ответчиком засчитан срок службы в МВД Республики Казахстан только с 15 августа 1996 г. по 31 декабря 1998 г. на основании абзц. 5 п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Доводы кассационной жалобы о наличии у истца выслуги лет в органах внутренних дел Республики Казахстан периодом 10 лет 07 месяцев 15 дней, что подтверждается архивной справкой, выданной начальником государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по ЧС ВКО Комитета по ЧС МВД Республики Казахстан» и личным делом, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и были отклонены.

Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, поскольку применительно к положениям ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.

Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.

Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 2 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи