ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-827/2021 от 28.06.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД 26RS0002-01-2021-000155-25

Дело № 88-5166/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ дела 2-827/2021

в суде первой инстанции

28 июня 2022 года г. Пятигорск

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Минеевой В.В.,

судей Гареевой Д.Р., Фахретдиновой Р.Ф.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Дудина ФИО9, Дюпиной ФИО10, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Дудина ФИО11, Дудиной ФИО12 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение жилья и признании права на включение в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации,

по кассационной жалобе истцов Дудина ФИО13 и Дюпиной ФИО14, действующей также в интересах несовершеннолетних детей Дудина ФИО15 и Дудиной ФИО16, на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 18 марта 2021 года и на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Минеевой В.В., выслушав объяснения Дудина Н.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Дудин Н.И., Дюпина А.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Дудина А.Н., Дудиной А.Н., обратились в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение жилья гражданам, лишившимся единственного жилого помещения, расположенного по адресу: , в результате чрезвычайной ситуации и неблагоприятным природным явлением, оползнем, произошедшим 9 апреля 2019 года, на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края, и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с Федеральным законодательством за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края; обязании включить в список граждан на получение мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение жилья.

В обоснование исковых требований истцами указано на то, что они являются собственниками по 1/4 доли каждый в общей долевой собственности жилого дома, общей площадью 25,9 кв.м., по адресу: , на основании договора купли-продажи от 27 июля 2012 года. Жилой дом и земельный участок являются для них единственным и постоянным местом проживания. Дом, в котором они постоянно проживали, вошел в границы зоны чрезвычайной ситуации, природного и техногенного характера опасного геологического явления - оползня, произошедшего 9 апреля 2019 года на территории города Георгиевска Георгиевского городского округа Ставропольского края. В результате чрезвычайной ситуации - оползня, общее состояние жилого помещения оценивается как непригодное для проживания, и эксплуатация здания создает угрозу жизни и здоровью граждан и подлежит сносу. В пункте 1 постановления администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края № 3398 от 23 октября 2019 года указан в том числе жилой дом, который необходимо вывести из состава жилищного фонда, как непригодное для дальнейшего проживания, в результате чрезвычайной ситуации - оползня 9 апреля 2019 года, собственниками в общей долевой собственности которого являются истцы. Для получения выплат и предоставления мер социальной поддержки гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, они в лице Дюпиной А.А., как собственники домовладения, обратились к ответчику с необходимым пакетом документов. Согласно уведомлению № 13087/11 от 5 ноября 2019 года, Министерством ЖКХ Ставропольского края Дюпиной А.А. было отказано во включении в список о предоставления мер социальной поддержки гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, в соответствии с абзацем 4 пункта 8 Порядка формирования списка граждан, лишившихся единственного жилого помещения в связи с неблагоприятным природным явлением-оползень и не имеющих в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, утвержденного приказом министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 12 июля 2016 года № 202 и на основании распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 1 ноября 2019 № 63 они не включены в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера опасного геологического явления. Считают, что им незаконно отказано во включении в списки и предоставлении мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение жилья гражданам, лишившимся единственного жилого помещения.

Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 18 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 октября 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе истцами Дудиным Н.И. и Дюпиной А.А., действующей также в интересах несовершеннолетних детей Дудина А.Н. и Дудиной А.Н., ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ввиду существенных нарушений норм процессуального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Дудина Н.И. и Дюпиной А.А., судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года №19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны», пунктов 2, 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, утвержденных Постановлением Правительства Ставропольского края от 2 июня 2006 года №84-п, исходили из того, что обязательными условиями для получения гражданами единовременной денежной выплаты на приобретение жилья являются: проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации и являющимся для этого гражданина единственным жильем, регистрация гражданина в указанном жилом помещении по месту жительства, признание этого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации, отсутствие у гражданина правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством. При этом суды указали, что истцы в утраченном жилом помещении, расположенном по указанному адресу, на момент наступления чрезвычайной ситуации от 9 апреля 2019 года зарегистрированы не были.

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что указанные судебные постановления приняты с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

Законом Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее - Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз) установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, к числу которых согласно статье 1 названного закона отнесены граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Ставропольского края, то есть граждане Российской Федерации, которым в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия причинен вред здоровью или материальный ущерб.

Пунктом 6.2 части 2 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз предусмотрено, что гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, выплачивается единовременная денежная выплата на приобретение жилья, имеющая целевой характер.

В силу абзаца первого части 2.1 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз единовременная денежная выплата на приобретение жилья, указанная в пункте 6.2 части 2 этой статьи закона, предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим в принадлежащем им на праве собственности жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае.

Реализация права на установленные названным законом меры социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства), и ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется по заявительному принципу в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края (абзац первый части 4 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз).

В целях реализации Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз постановлением Правительства Ставропольского края от 2 июня 2006 года № 84-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством (далее также - Порядок предоставления мер социальной поддержки, Порядок).

Порядок определяет механизм предоставления мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилья гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством (пункт 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки).

В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение единовременной денежной выплаты имеют граждане Российской Федерации, относящиеся к категории граждан, указанных в пункте 1 Порядка, при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание гражданина, лишившегося жилья, в утраченном жилом помещении, принадлежавшем ему на праве собственности (доли в праве собственности), признанном органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края непригодным для проживания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; регистрация гражданина, лишившегося жилья, по месту жительства в утраченном жилом помещении.

Единовременная денежная выплата предоставляется гражданину, лишившемуся жилья, с учетом членов семьи, для которых утраченное жилое помещение являлось единственным (пункт 2.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки).

Единовременная денежная выплата предоставляется в случае отсутствия правовых оснований для выделения бюджетных ассигнований бюджету Ставропольского края из федерального бюджета на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации (пункт 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки).

Единовременная денежная выплата производится за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств (пункт 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки).

Единовременная денежная выплата имеет целевой характер и осуществляется независимо от сумм страховых выплат, причитающихся или полученных по договорам страхования жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации (пункт 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки).

Подпунктом 2 пункта 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки установлено, что в целях определения потребности в размере средств резервного фонда Правительства Ставропольского края и расчета единовременной денежной выплаты Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края при наличии оснований для предоставления единовременной денежной выплаты и в соответствии с пунктом 3 названного порядка в течение 3 месяцев со дня возникновения чрезвычайной ситуации формирует и утверждает список граждан, лишившихся жилья (далее также - список), содержащий сведения о гражданах, лишившихся жилья (фамилия, имя, отчество; данные документа, удостоверяющего личность (наименование, серия, номер, кем выдан, дата выдачи); дату рождения (число, месяц, год); адрес места регистрации; адрес утраченного жилого помещения; количество членов его семьи; степень родства; размер доли в праве собственности на утраченное жилое помещение; расчет общей площади жилого помещения для предоставления единовременной денежной выплаты; размер единовременной денежной выплаты.

Согласно пункту 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки список формируется на основании следующих документов: заявления гражданина, лишившегося жилья, о включении его в список; копии паспорта или иного основного документа, удостоверяющих личность гражданина, лишившегося жилья, и членов его семьи, а также документов, подтверждающих их статус в качестве членов семьи; документов, подтверждающих постоянное проживание и регистрацию по месту жительства гражданина, лишившегося жилья, и членов его семьи в утраченном жилом помещении; решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания; решения органа местного самоуправления о выводе жилого помещения из состава жилого фонда; сведений из Единого государственного реестра недвижимости о наличии у гражданина, лишившегося жилья, и членов его семьи права собственности (доли в праве собственности) на утраченное жилое помещение, а также об отсутствии у гражданина, лишившегося жилья, и членов его семьи иных жилых помещений на праве собственности; правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение, право собственности на которое у гражданина, лишившегося жилья, возникло до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; информации, представленной ГУ МЧС России по краю и органом местного самоуправления, подтверждающей нахождение утраченных жилых помещений в зоне чрезвычайной ситуации; информации, представленной органом местного самоуправления, подтверждающей, что жилое помещение признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации (подпункты 1 - 8 пункта 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки). Порядок формирования списка граждан, лишившихся жилья, определяется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.

Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 12 июля 2016 года № 202 утвержден Порядок формирования списка граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющих в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством (далее - Порядок формирования списка граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций).

Согласно абзацу первому пункта 5 названного порядка для включения в список граждане не позднее двух месяцев со дня возникновения чрезвычайной ситуации представляют в министерство заявление о включении в список по форме согласно приложению 1 к Порядку и документы, указанные в подпунктах 2 - 6 пункта 10 Порядка предоставления мер социальной поддержки.

Пунктом 8 Порядка формирования списка граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций определены основания для отказа во включении в список, в числе которых представление заявления с нарушением срока, указанного в пункте 5 этого порядка.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Ставропольского края следует, что проживающие на территории Ставропольского края граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера устанавливаются в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.

К числу мер социальной поддержки, предоставляемым гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ставропольского края, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае и не имеющим в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, относится единовременная денежная выплата на приобретение жилья.

Разрешая спор и отказывая Дудину Н.И., Дюпиной А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Дудина А.Н., Дудиной А.Н. в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции положения названных нормативных правовых актов не учли, к спорным отношениям их не применили. Как следствие, судебные инстанции не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора о наличии или отсутствии права на получение мер социальной поддержки.

Кроме того, нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что одним из условий для получения гражданами единовременной денежной выплаты на приобретение жилья является регистрация гражданина в указанном жилом помещении по месту жительства.

В силу абзаца второго статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных этим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.).

Невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, абзацем 2 резолютивной части апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2018 года № 19-АПГ17-12 решение Ставропольского краевого суда от 6 октября 2017 года в части признания недействующим абзаца четвертого пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года №571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года № 524 изменено, оспариваемый абзац признан недействующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.

Данным обстоятельствам судом первой инстанции оценка не дана.

При разрешении настоящего спора юридически значимыми и подлежащими установлению и исследованию судом по настоящему делу являлись обстоятельства отказа во включение в список о предоставления мер социальной поддержки гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи или лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, с учетом приведенных положений процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации именно на суд возлагается обязанность по определению предмета доказывания как совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предмет доказывания определяется судом на основании требований и возражений сторон, а также норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Каждое доказательство, представленное лицами, участвующими в деле, в обоснование своих выводов или возражений на доводы другой стороны спора, должно быть предметом исследования и оценки суда, в том числе в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям. Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, уведомлением № 13087/11 от 5 ноября 2019 года Министерством ЖКХ Ставропольского края истцам было отказано во включении в список о предоставления мер социальной поддержки гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, в соответствии с абзацем 4 пункта 8 Порядка формирования списка граждан, лишившихся единственного жилого помещения в связи с неблагоприятным природным явлением-оползень, и не имеющих в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи в приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством, утвержденного приказом министра жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края от 12 июля 2016 года № 202 и на основании распоряжения министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 1 ноября 2019 года № 63, поскольку истцы не включены в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера опасного геологического явления - оползня, произошедшего 9 апреля 2019 года на территории города Георгиевска Георгиевского городского округа Ставропольского края, и не имеют в связи с этим иных правовых оснований для получения помощи приобретении жилого помещения взамен утраченного в соответствии с федеральным законодательством.

Между тем, суды при отсутствии в материалах дела опровергающих доводы истцов, не истребовали подлинное учетное дело из Министерства ЖКХ Ставропольского края с целью устранения противоречий.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований преждевременными и не основанными на полном исследовании всех юридически значимых обстоятельств по делу.

Нарушения, допущенные судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции при апелляционном рассмотрении дела не устранены.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителей, обратившихся с кассационной жалобой, в связи с чем обжалуемые судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими возникшие по данному делу правоотношения.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 18 марта 2021 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 октября 2021 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края.

Председательствующий

Судьи