2-82/2021
49RS0009-01-2021-000185-56
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88-2498/2022
г. Владивосток «07» апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.,
судей Наконечной Е.В., Аноприенко К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области о взыскании денежных средств в связи с увольнением по сокращению численности штатов, взыскании денежных средств за период нахождения в оплачиваемых отпусках, компенсации за задержку выплат,
по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Магаданской области – ФИО2 на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 22 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 10 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФИО1 обратилась в суд с иском к УФНС по Магаданской области, указав, что проходила государственную гражданскую службу в МИФНС № 3 по Магаданской области на должности старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок. В период с 22 июня по 22 июля 2020 года и с 14 по 15 сентября 2020 года ей предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска, однако при расчете отпускных не учтены средства материального стимулирования. Служебный контракт с ней расторгнут 9 декабря 2020 года, истец уволена по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При расчете компенсации за неиспользованные дни отпуска, компенсации при увольнении четырехмесячного денежного содержания, отпускных не учтены суммы материального стимулирования.
Просила суд взыскать с УФНС России по Магаданской области денежные средства, подлежащие доплате за период нахождения в оплачиваемом отпуске с 22 июня по 22 июля 2020 года – 33614 руб. 60 копеек и с 14 по 15 сентября 2020 года – 2639 руб. 90 копеек, компенсацию четырехмесячного денежного содержания – 134535 руб. 54 копейки, компенсацию за неиспользованный отпуск – 29845 руб. 87 копеек, компенсацию за нарушение сроков выплат со дня, установленного для их выплаты, на день рассмотрения дела в суде (22 июля 2021 года) – 15629 руб. 74 копейки, а также на будущее время по день фактического исполнения.
Решением Ягоднинского районного суда Магаданской области от 22 июля 2021 года, с учетом определения об исправлении описки от 20 августа 2021 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С УФНС по Магаданской области в пользу ФИО1 взыскана недоплаченная сумма компенсации в размере месячного денежного содержания за 4 месяца - 134 535 руб. 54 копейки; недоплаченная сумма денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении - 29 845 руб. 87 копеек; недоплаченные отпускные суммы за использованный отпуск за период с 22 июня 22 июля 2020 года (31 календарный день) - 33 614 руб. 60 копеек, недоплаченные отпускные суммы за использованный отпуск за период с 14 по 15 сентября 2020 года (2 календарных дня) - 2 639 руб. 90 копеек, денежная компенсация за задержку вышеуказанных выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по состоянию 22 июля 2021 года - 15 629 руб. 74 копейки; денежная компенсация за задержку вышеуказанных выплат с 22 июля по дату фактической выплаты из расчета 1/150 ключевой ставки Центрального банка России от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки; судебные расходы в сумме 3847 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 10 ноября 2021 года решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за задержку выплат недоплаченных средств в период нахождения в оплачиваемых отпусках, при выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, за неиспользованный отпуск отменено, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Это же решение суда изменено в части итоговой суммы взыскания, которая снижена до 200 635 руб. 91 копейки, и в части суммы судебных расходов, которые снижены до 321 руб. 91 копейки
В остальной части решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 22 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФНС России по Магаданской области просит об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, направлении дела на новое рассмотрение. Ссылается на то, что порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, которыми не предусмотрена выплата средств материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты. Указывает, что средства материального стимулирования не учитываются при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих, выплата средств материального стимулирования осуществляется в виде премирования, но не за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные органы Федеральной налоговой службы России.
Письменные возражения на доводы кассационной жалобы не поступили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии решения по настоящему делу допущены не были.
Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 3 по Магаданской области в должности старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок.
В соответствии с приказами Федеральной налоговой службы от 16 июля 2020 года № ЕД-7-12/447, от 17 августа 2020 года № ЕД-7-4/586 и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Магаданской области с 14 декабря 2020 года прекратила свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области.
Приказом от 9 декабря 2020 года служебный контракт с истцом расторгнут с 11 декабря 2020 года в связи с сокращением должности государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
На основании приказов от 9 сентября 2020 года № 02-04/092к, от 11 сентября 2020 года № 02-04/156к истцу предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 31 календарных дней с 22 июня по 22 июля 2020 года, в количестве 2 календарных дней с 14 по 15 сентября 2020 года.
При расчете среднего заработка при начислении компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного содержания, отпускных суммы материального стимулирования не учитывались.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (часть 1).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3).
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения. В силу подпункта «б» пункта 13 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2007 года № 562 утвердило Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пункт 2 Правил предусматривает, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем 1 пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Суды обеих инстанций правильно исходили из того, что пункт 2 Правил, на который указано в кассационной жалобе, не исключает возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридически значимым в настоящем споре обстоятельством являлось определение правовой природы произведенных истцу в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.
По выводам суда такие выплаты производились в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления и на основании принятых в соответствии с этим Указом распорядительных документов – решений комиссии ФНС по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, приказов ФНС России о материальном стимулировании в 2020 году, согласно которым выплата материального стимулирования государственным гражданским служащим инспекций налоговой службы произведена за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.
При этом из исследованных судом первой инстанции писем ФНС России о выделении бюджетных ассигнований в 2019-2020 годах следует, что Межрайонной ИФНС № 3 по Магаданской области была доведена информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих на 2019 год, а также информация о дополнительных объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда для выплаты материального стимулирования федеральных государственных служащих в 2020 году, что согласуется с мероприятиями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и соответствующими решениями Правительства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суды при разрешении исковых требований правильно приняли во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 разъяснения.
При таких обстоятельствах, разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в спорный период выделялись дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета, которые направлены на материальное стимулирование государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования; выплаченное истцу материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, относится к категории иных выплат и подлежит учету при определении месячного денежное содержания истца и расчете компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск и сумм отпускных и компенсации за отпуск, в связи с чем взыскал с ответчика недоплаченные суммы за периоды нахождения в оплачиваемом отпуске с 22 июня 22 июля 2020 года в сумме 33 614 руб. 60 копеек, с 14 по 15 сентября 2020 года в сумме 2 639 руб. 90 копеек, компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 134 535 руб. 54 копейки, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 29 845 руб. 87 копеек.
Основания для отмены судебных постановлений отсутствуют, поскольку судами первой и апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления. Содержащиеся в решении суда и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 22 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Магаданской области – ФИО2, без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Соловьева
Судьи Е.В. Наконечная
К.В. Аноприенко