ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-864/2023 от 22.02.2024 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

дело № 2-89/2024 (2- 864/2023)

УИД 75RS0031-01-2023-001928-27

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

22 февраля 2024 г. п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,

при секретаре А.А. Каменскас,

с участием помощника прокурора Оловяннинского района Е.А. Емельянцева,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МР «Оловяннинский район», МБОУ «Единенская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия, передачи в казну муниципального района «Оловяннинский район» неиспользуемые транспортные средства, изъятия из оперативного управления неиспользуемые транспортные средства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МР «Оловяннинский район», МБОУ «Единенская средняя общеобразовательная школа» и просит признать незаконным бездействие МБОУ «Единенская СОШ» по передаче неиспользуемых транспортных средств ГАЗ 322121, государственный регистрационный знак М151ЕЕ75; ПАЗ 32053-70, государственный регистрационный знак К854ТР75; УАЗ 220694, государственный регистрационный знак В166ТН75; ГАЗ-САЗ 3507 грузовой, государственный регистрационный знак К239АС75; ГАЗ-53 грузовой, государственный регистрационный знак Р774АМ75 в муниципальную казну муниципального района «<адрес>».

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «<адрес>» и МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «<адрес>» по изъятию неиспользуемых транспортных средств вышеуказанных транспортных средств.

Обязать МБОУ «Единенская СОШ» передать в казну муниципального района «<адрес>» неиспользуемые транспортные средства, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» и МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «<адрес>» изъять из оперативного управления МБОУ «Единенская СОШ» неиспользуемые транспортные средства.

В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения на территории муниципального района «<адрес>» законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой установлено следующее.

МБОУ «Единенская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Единенская СОШ») является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной своей целью деятельности.

Согласно Уставу МБОУ «Единенская СОШ» (далее – Устав) является общеобразовательной организацией. Пунктом 1.3 закреплено, что учредителем и собственником имущества учреждения является администрация муниципального района «<адрес>» <адрес>. Функции и полномочия собственника имущества учреждения в соответствии с федеральными законами, законами <адрес>, нормативными правовыми актами муниципального района «<адрес>» осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района «<адрес>» <адрес>. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (п. 1.4, п. 5.8 Устава). В соответствии с п. 4.2.7 Устава директор учреждения обязан обеспечивать сохранность, рациональное и эффективное использование имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

МБОУ «Единенская СОШ» владеет следующими транспортными средствами: ГАЗ 322121 (автобус специальный для перевозки детей), год выпуска 2013, идентификационный номер Х96322121D0756227, государственный регистрационный знак М151ЕЕ75 – с ДД.ММ.ГГГГ использовался для подвоза детей, в настоящее время не используется, расположен по адресу <адрес> директора школы. Передан в оперативное управление учреждения на основании постановления администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ; ПАЗ 32053-70, год выпуска 2012, идентификационный номер Х1М3205СХС0004580, государственный регистрационный знак К854ТР75, с 2012 г. использовался для подвоза детей, в настоящее время не используется, расположен по адресу <адрес> директора школы. Передан в оперативное управление учреждения на основании постановления администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ; УАЗ 220694, год выпуска 2006, идентификационный номер ХТТ22069470486991, государственный регистрационный знак В166ТН75, использовался для технических нужд, в настоящее время не используется расположен по адресу <адрес> директора школы; ГАЗ-САЗ 3507 грузовая, год выпуска 1989, государственный регистрационный знак К239АС75, не используется, расположен по адресу <адрес> директора школы; ГАЗ-53 грузовой, год выпуска 1984, государственный регистрационный знак Р774АМ75, не используется.

Таким образом, непринятие МБОУ «Единенская СОШ» мер, направленных на использование указанного имущества и его содержание, фактически свидетельствуют об устранении от владения и пользования имуществом без намерения сохранить какие-либо права на данное имущество. Указанное свидетельствует о том, что транспортные средства, которыми владеет МБОУ «Единенская СОШ», могут находиться у учреждения лишь на праве оперативного управления, собственником является администрация муниципального района.

Указанные транспортные средства учреждением не используются, хранятся на открытой местности и не защищены от воздействия природных осадков. Кроме того, их нахождение на придомовой территории директора школы не обеспечит надлежащую охрану транспорта. Однако администрация района как собственник имущества мер на изъятие транспортных средств не принимает, надлежащий контроль за их использованием отсутствует.

Если у учреждения отсутствует необходимость в использовании переданного ему в оперативное управление имущества и в его задачи не входит осуществление коммерческой деятельности, то собственник обязан принять неиспользуемое имущество.

МКУ КУМИ является уполномоченным органом собственника – администрации муниципального района «<адрес>» и обладает необходимой компетенцией по распоряжению объектами муниципальной собственности, в том числе, правом его изъятия у учреждений в муниципальную казну.

МБОУ «Единенская СОШ» меры, направленные на передачу неиспользуемых транспортных средств, в муниципальную казну не принимаются, надлежащие меры к сохранности имущества также не приняты. Транспортные средства хранятся вне помещения для хранения, под открытым небом, подвержены воздействию природных осадков, что укоряет процесс их износа, не обеспечивается надлежащая охрана. Таким образом, простой указанных автомобилей свидетельствует о неэффективном использовании муниципального имущества, которое возможно было бы передать в иные образовательные учреждения для использования, либо реализовать путем приватизации имущества, сдачи в аренду или продажи по запчастям в целях пополнения доходной части бюджета муниципального района.

Администрация муниципального района «<адрес>» и МКУ КУМИ, в свою очередь, также уклонились от исполнения своей обязанности по контролю за использованием муниципальными учреждениями переданного имущества. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес администрации района направлена информация о необходимости принятия мер по изъятию указанного имущества из оперативного управления МБОУ «Единенская СОШ», поскольку учреждение фактически уклонилось от его использования. В ответ на данную информацию ДД.ММ.ГГГГ администрация района указала, что собственником данного имущества является МБОУ «Единенская СОШ» в связи с чем отсутствуют основания для изъятия транспортных средств.

Данный вывод администрации муниципального района «<адрес>», МКУ КУМИ является ошибочным, основанным на неправильном толковании действующего законодательства.

Если у учреждения отсутствует необходимость в использовании переданного ему в оперативное управление имущества и в его задачи не входит осуществление коммерческой деятельности, то собственник обязан принять неиспользуемое имущество. Отсутствие согласия уполномоченного органа (администрации района, МКУ КУМИ) на принятие имущества в казну муниципального района не освобождает от такой обязанности, поскольку на МКУ КУМИ возложены полномочия по обеспечению эффективного использования имущества и недопущению ситуации, при которой возникает излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

Действующим законодательством не регламентирована процедура и сроки изъятия у учреждения имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления. С учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, у МБОУ «Единенская СОШ» есть право на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.

Затягивание момента принятия в казну и последующего принятия управленческих решений относительно объекта администрации муниципального района способствует ухудшению технического состояния объекта, и как следствие способствует уменьшению стоимости объекта, которая может пополнить казну муниципального района.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 представил заявление прокурора об отказе от иска в связи с добровольным исполнением требований. Последствия отказа от иска ему разъяснены и понятны

Представители администрации МР «<адрес>», МКУ КУМИ администрации МР «<адрес>», МБОУ «Единенская СОШ» в судебном заседании участия не принимали, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с п.1 ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание и предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Согласно п.3 ст. 173 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения суд выносит определение, которым одновременно прекращает производство по делу.

Судом установлено, что отказ процессуального истца от исковых требований закону не противоречит, прав и законных интересов других лиц не нарушает, поскольку администрацией МР «<адрес>» вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по транспортам средствам числимся на балансе школы.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, в случае если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Учитывая вышеизложенное, препятствий для принятия заявления о прекращении производства по делу, суд не находит.

Руководствуясь ст. 220, 224-225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ от иска прокурора Оловяннинского района по гражданскому делу №2-89/2024 по исковому заявлению прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МР «Оловяннинский район», МБОУ «Единенская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия, передачи в казну муниципального района «Оловяннинский район» неиспользуемые транспортные средства, изъятия из оперативного управления неиспользуемые транспортные средства.

Производство по настоящему делу прекратить.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 15 дней.

Судья: Н.В. Набережнева