ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-880/19 от 03.08.2020 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-11800/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 03 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Бакулина А.А.,

судей Шкарупиной С.А., Бурматовой Г.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-880/2019 по исковому заявлению МО Волховский муниципальный район Ленинградской области к Иванову В. Д. о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями,

по кассационной жалобе МО Волховский муниципальный район Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 27 февраля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шкарупиной С.А., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

муниципальное образование Волховский муниципальный район Ленинградской области в лице главы муниципального района Кафорина С.А. обратилось в суд с иском к Иванову В.Д. о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями.

В обоснование таких требований истец указал, что Иванов В.Д. в период 2016-2019 гг. являлся главой Волховского муниципального района Ленинградской области и получал денежное содержание. Порядок определения и выплаты денежного содержания определяется Решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 29 марта 2012 года № 23, которым утверждено Положение о денежном содержании Главы Волховского муниципального района Ленинградской области. Положением установлены размер, основания, условия и порядок выплаты Главе района денежного содержания, а именно размера должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В течение 2016-2019 годов ответчиком регулярно, с превышением имеющихся у него полномочий, принимались распоряжения о выплате ему ежемесячного поощрения за добросовестное исполнение должностных обязанностей. На основании таких распоряжений Иванову В.Д. из бюджета муниципального района без правовых оснований выплачено ежемесячное денежное поощрение в общей сумме 2 072 807,66 рублей.

Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 08 октября 2019 года исковые требования Муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области к Иванову В.Д. возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями, удовлетворены: с Иванова В.Д. в пользу Муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области взыскан ущерб, причиненный незаконными действиями, в размере 2 072 807,66 рублей и в доход бюджета Волховского муниципального района государственная пошлина в сумме 18 564,04 рублей.

Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 27 февраля 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области к Иванову В.Д. возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями, отказано.

В кассационной жалобе главой Волховского муниципального района Ленинградской области Кафориным С.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силу решения суда первой инстанции. В доводах жалобы заявитель настаивает на том, что ответчик, занимая должность главы муниципального района» был не вправе принимать решение о выплате самому себе поощрений. Полагает, что в нарушение требований статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не дана оценка и не проверены на соответствие требованиям закона Положения о денежном содержании главы Волховского муниципального района Ленинградской области и Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области.

В судебном заседании адвокат Соловьев Ю.Г., действующий в интересах МО Волховский муниципальный район Ленинградской области на основании ордера № 39 от 02 августа 2020 года, кассационную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Иванов В.Д. в судебном заседании возражал относительно доводов кассационной жалобы и просил обжалуемое судебное постановление оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права является:

- неприменение закона, подлежащего применению;

- применение закона, не подлежащего применению;

- неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № 94 от 07 декабря 2016 года Иванов В.Д. избран главой Волховского муниципального района Ленинградской области и вступил в должность с момента избрания.

Решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № 75 от 29 марта 2019 года полномочия главы Волховского муниципального района Ленинградской области Иванова В.Д. прекращены досрочно с 29 марта 2019 года в связи с удалением его в отставку на основании пункта 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 25, пункта 3 части 1 и абзаца 2 пункта 12 части 1 статьи 28 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области: несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», подпункта «а» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основании Распоряжений, изданных главой Волховского муниципального района Ленинградской области Ивановым В.Д., ответчику Иванову В.Д. из бюджета Волховского муниципального района Ленинградской области было выплачено ежемесячное денежное поощрение в порядке статьи 6 Положения о денежном содержании главы Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного Решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № 23 от 29 декабря 2012 года, за 2016 год в размере 62 741,46 рублей, за 2017 год – 934 199,96 рублей, за 2018 год – 905 198 рублей, за 2019 год – 170 668,24 рублей, а всего: 2 072 807,66 рублей.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Муниципальное образование Волховский муниципальный район Ленинградской области о взыскании с Иванова В.Д. убытков, суд первой инстанции сослался на статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 34, 36, 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 3, 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 25, 27 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области, статью 6 Положения о денежном содержании главы Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области № 23 от 29 марта 2012 года, и исходил из того, что по смыслу действующего законодательства глава муниципального образования избирается Советом депутатов, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования (Совету депутатов), соответственно, размер ежемесячного денежного поощрения и порядок осуществления его выплаты должны быть установлены муниципальным правовым актом, издаваемым представительным органом муниципального образования (Советом депутатов), при этом к компетенции главы района установление размера ежемесячного денежного поощрения и порядка осуществления его выплаты не относится.

При этом суд отметил, что статьей 6 названного Положения о денежном содержании установлен лишь размер ежемесячного денежного поощрения за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей – до 200% должностного оклада, с возможностью его варьирования с учетом личного вклада главы муниципального района в результаты работы органа местного самоуправления, а порядок осуществления такой выплаты не излагается.

Также суд указал, что при издании распоряжений о премировании главы Волховского муниципального района Ленинградской области ответчика как глава района возложил оценку вклада руководителя района на себя лично, что не согласуется с требованиями закона.

Установив, что за период с 30 декабря 2016 года по 21 февраля 2019 года Иванов В.Д., незаконно приняв решения о выплате себе ежемесячного денежного поощрения и установив его размер, причинил убытки Волховскому муниципальному району в размере 2 072 807,66 рублей, суд первой инстанции взыскал эту сумму с Вележинского В.В. в пользу Муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области.

Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая Муниципальному образованию Волховский муниципальный район Ленинградской области в удовлетворении указанных исковых требований, суд апелляционной инстанции указал на то, что федеральный и региональный законодатель, предоставляя органам местного самоуправления самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, четко указывает на то, что размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из п.п. 6.3 вышеназванного Положения, согласно которому выплата ежемесячного денежного содержания осуществляется на основании распоряжения руководителя органа местного самоуправления муниципального района, суд апелляционной инстанции полагал, что такое распоряжение вправе принять глава Волховского муниципального района Ленинградской области, и в этой связи пришел к выводу о том, что Иванов В.Д., являясь главой Волховского муниципального района Ленинградской области, принимал решения о выплате ежемесячного денежного поощрения в соответствии с муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, в связи с чем его действия нельзя признать незаконными, и, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Также судебная коллегия отметила, что за период с 2016 по 2019 годы контрольно-счетным органом Волховского муниципального района Ленинградской области не было выявлено необоснованного увеличения расходных обязательств местного бюджета на обеспечение деятельности главы местной администрации.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Областном Законе Ленинградской области от 11 февраля 2015 года № 1-оз «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области», в Уставе Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области от 25 мая 2009 года № 35, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, в Уставе Волховского муниципального района Ленинградской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области от 02 августа 2018 года № 35, а также в приобщенном судом апелляционной инстанции Регламенте Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденном решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 20 апреля 2011 года № 21.

В структуру органов местного самоуправления муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области включены: представительный орган муниципального образования - Совет депутатов сельсовета; глава муниципального района; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация. Органы местного самоуправления поселения обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входят в систему государственной власти (статья 19 названных Уставов).

Структура Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области включает в себя следующие постоянные органы и структурные подразделения: заседание Совета депутатов, глава Волховского муниципального района, исполняющий полномочия председателя Совета депутатов, заместитель главы муниципального района, постоянные комиссии Совета депутатов, фракции Совета депутатов, аппарат Совета депутатов (статья 5 Регламента Совета депутатов).

К исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области, в том числе отнесено: утверждение местного бюджета муниципального района и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального района; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения; (пункты 2, 5, 8, 9 части 1 статьи 21 названных Уставов).

Совет депутатов муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального района, главы администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального района органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов (часть 2 статьи 21 Уставов, глава IX Регламента Совета депутатов).

Вопросы и порядок осуществления Советом депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области контрольных функций регламентированы в главе VIII Регламента Совета депутатов. В статье 57 данного Регламента Совета депутатов установлено, что постоянные комиссии Совета депутатов вправе вносить предложения о заслушивании на заседании Совета депутатов отчета и информации о работе любого органа, должностного лица, подотчетного или подконтрольного Совету депутатов, проверять в пределах своих полномочий работу структурных подразделений администрации муниципального района, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории муниципального района, заслушивать на своих заседаниях доклады и сообщения их руководителей, требовать от них необходимые материалы и документы.

Глава муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 25 Уставов).

Глава муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов, представляет Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов, должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия главы муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области закреплены в статье 26 Устава, утвержденного 25 мая 2009 года, и в статье 27 Устава, принятого 02 августа 2018 года: председательствует на заседании Совета депутатов; представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, иными государственными органами, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района, выдает доверенности на право представления интересов муниципального района и Совета депутатов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, решения, принятые Советом депутатов; вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов; подписывает договоры и соглашения от имени муниципального района; в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов; издает в пределах своих полномочий правовые акты; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ленинградской области; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ленинградской области; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Ленинградской области, настоящим Уставом и решениями Совета депутатов.

Полномочия главы муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области как председателя Совета депутатов регламентированы в пунктах 4.1. – 4.10. Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, к которым, в том числе относится руководство подготовкой заседания Совета депутатов и вопросов, отнесенных к ведению Совета депутатов.

Решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 29 марта 2012 года № 23 утверждено Положение о денежном содержании главы Волховского муниципального района Ленинградской области, которым определены условия оплаты труда главы муниципального образования.

Пунктом 3 названного Решения установлено, что размер фонда оплаты труда главы Волховского муниципального района Ленинградской области утверждается решением Совета депутатов Волховского муниципального района о районном бюджете на очередной финансовый год.

Денежное содержание главы муниципального образования состоит из месячного оклада (должностного оклада), а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым отнесены: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия работы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь (пункты 1.4., 1.5. Положения).

Разделом 6 Положения установлено, что ежемесячное денежное поощрение главе Волховского муниципального района Ленинградской области выплачивается за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, устанавливается в размере до 200 процентов должностного оклада. За счет экономии фонда оплаты труда размер данной дополнительной выплаты может быть увеличен, а также может быть выплачено дополнительное денежное поощрение по итогам работы за квартал, год.

Денежное содержание главы муниципального района, состоящее из должностного оклада в соответствии с замещаемой муниципальной должностью, ежемесячных и иных дополнительных выплат, выплачивается за счет средств бюджета Волховского муниципального района. При формировании годового фонда оплаты труда главы муниципального района сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностного оклада, предусматриваются, в том числе средства для выплаты ежемесячного денежного поощрения в размере 26 должностных окладов (пункты 9.2., 9.3. Положения).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального района.

Ежемесячное денежное поощрение за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей главе муниципального района, предусмотренная Положением о денежном содержании главы Волховского муниципального района Ленинградской области, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального района представительным органом муниципального образования - Советом депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области.

Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы Волховского муниципального района Ленинградской области за добросовестное исполнение должностных обязанностей, относится к компетенции Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области.

Однако приведенные нормативные положения, определяющие полномочия Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области и главы Волховского муниципального района Ленинградской области по вопросам, связанным с денежным содержанием главы муниципального района и его премированием, судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям применены неправильно.

Делая вывод о том, что премия за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей входит в состав денежного довольствия главы муниципального района, в связи с чем Иванов В.Д. как глава Волховского муниципального района Ленинградской области был вправе принимать решения о выплате самому себе премий за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей в пределах и на условиях, установленных Положением о денежном содержании главы Волховского муниципального района Ленинградской области, суд апелляционной инстанции не учел, что указание в пункте 6.3. Положении о денежном содержании главы Волховского муниципального района Ленинградской области об осуществлении выплаты ежемесячного денежного поощрения на основании распоряжения руководителя органа местного самоуправление муниципального района, не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы Волховского муниципального района Ленинградской области, который подотчетен и подконтролен Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области.

Судом апелляционной инстанции также не принято во внимание, что для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе Волховского муниципального района Ленинградской области премии за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 вышеназванных Уставов входит в компетенцию Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области.

В данном случае Иванов В.Д., являясь главой Волховского муниципального района Ленинградской области и председателем Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, был вправе выносить вопрос о выплате ему ежемесячной премии за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей в конкретном размере, но в пределах 200% должностного оклада, на заседания Совета депутатов.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что Иванов В.Д. как глава Волховского муниципального района Ленинградской области в отсутствие соответствующих решений представительного органа данного муниципального образования - Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области - имел право на принятие решений по выплате самому себе премий за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, нельзя признать правомерным.

Кроме того, судом апелляционной инстанции при разрешении вопроса о праве главы Волховского муниципального района Ленинградской области Иванова В.Д. на издание распоряжений о своем премировании за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей и получении этих премий допущены и иные нарушения норм материального права.

В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Аналогичные положения установлены частью 7 статьи 25 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Волховский муниципальный район Ленинградской области от 25 мая 2009 года № 35.

Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 10 названного Федерального закона под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Суд апелляционной инстанции не принял во внимание указанные выше положения закона и не учел, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

В связи с изложенным обжалуемое апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 27 февраля 2020 года и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить возникший спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, обстоятельств, установленных по делу, и с соблюдением требований процессуального закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 27 февраля 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Ленинградский областной суд, в ином составе.

Председательствующий

Судьи