ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-25209/2021
(в суде первой инстанции № 2-91/2021)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
9 ноября 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А.,
судей Якубовской Е.В., Егоровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области о признании права на досрочное назначение пенсии,
по кассационной жалобе ФИО2 на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области (далее – ГУ УПФ РФ в г. Шахты Ростовской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ УПФ РФ в г. Шахты Ростовской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, не включены периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (12 лет 6 мес.) - период службы в должности младшего начальствующего состава в ФГУ «13 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области»;
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (2 года 9 мес. 4 дня) - работа пожарным Государственного учреждения противопожарной службы Ростовской области, «13 отряд противопожарной службы Ростовской области»;
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (1 мес. 10 дней) – работа пожарным 1 класса 35 пожарной части ГУ «13 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области».
Полагая решение органа пенсионного обеспечения незаконным и нарушающим его права, истец просил суд включить спорные периоды работы в его специальный стаж, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2021 года исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 июня 2021 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО2 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО2 просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в ГУ УПФР в г.Шахты Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФР в г.Шахты Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности.
По подсчетам ответчика специальный стаж истца составил 11 лет 05 месяцев 22 дня (л.д. 10-11).
В стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не были включены следующие периоды работы ФИО2:
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (12 лет 6 мес.) - период службы в должности младшего начальствующего состава в ФГУ «13 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области» поскольку п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ не предусматривает зачет в специальный стаж периодов службы;
- с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (2 года 9 мес. 4 дня) работа пожарным Государственного учреждения противопожарной службы Ростовской области «13 отряд противопожарной службы РО», так как наименование учреждения не соответствует постановлению Правительства РФ от 18.06.2002г. №437; перечни рабочих мест, наименований профессий, должностей и показателей с особыми условиями труда в УПФР не предоставлялись, наблюдательное дело отсутствует, в выписке из ИЛС ЗЛ данный период работы отражен на общих основаниях, без кода особых условий труда;
-с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (1 мес. 10 дней) - пожарный 1 класса 35 пожарной части ГУ «13 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области», поскольку данный период исключен страхователем из специального стажа, в выписке из ИЛС ЗЛ данный период отражен без кода льготы.
Как следует из трудовой книжки №, ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. служил непрерывно в государственной противопожарной службе в должности младшего начальствующего состава. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 12 лет 06 месяцев 00 дней (запись №№).
ДД.ММ.ГГГГ. назначен на должность пожарного 35 пожарной части с 10 разрядом ГТС оплаты труда Государственного учреждения «13 отряда противопожарной службы Ростовской области» (запись №).
ДД.ММ.ГГГГ. уволен в связи с переводом работника по его просьбе на работу к другому работодателю, п.5 ст.77 ТК РФ (запись №).
ДД.ММ.ГГГГ. назначен на должность пожарного 35 пожарной части Федерального государственного учреждения «13 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области» (запись №).
ДД.ММ.ГГГГ. уволен в связи с переводом работника по его просьбе на работу к другому работодателю п.5 ст.77 ТК РФ (запись №).
ДД.ММ.ГГГГ. принят на должность пожарного 1 класса 35 пожарной части в Государственное учреждение «13 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области» (запись №).
ДД.ММ.ГГГГ. Государственное учреждение «13 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области» с ДД.ММ.ГГГГ. реорганизовано в федеральное государственное казенное учреждение «13 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области» (ФГКУ «13 отряд ФПС по Ростовской области) (запись №,).
ДД.ММ.ГГГГ. Наименование 35 пожарная часть изменено на 35 пожарно-спасательная часть с ДД.ММ.ГГГГ (запись №).
ДД.ММ.ГГГГ. уволен по п.5 части первой статьи 77 ТК РФ в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю (запись №).
ДД.ММ.ГГГГ. принят на должность пожарного 1 класса «35 пожарно-спасательной части 3 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ростовской области (запись №).
Как следует из архивной справки ГУ МЧС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. согласно находящегося на хранении архивного личного дела ФИО2 не работал, а проходил службу в Государственной противопожарной службе (МВД) МЧС России в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. и на него распространялось положение, регламентирующее прохождение службы. Штатным расписанием для сотрудников не предусмотрено понятие «оперативная должность». В архивном личном деле ФИО2, должностной инструкции нет. Период работы ФИО2 пожарным в ГУ «13 отряд противопожарной службы Ростовской области» к периодам работы в системе ГПС МЧС не относится.
В ГУ МЧС России по Ростовской области на архивном хранении находятся документы, в которых имеются следующие сведения о переименовании Государственной противопожарной службы (пожарной охраны): Управление пожарной охраны УВД Ростоблисполкома реорганизовано в отдел пожарной охраны УВД Ростоблисполкома в соответствии с приказом УВД Ростоблисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ (УПО УВД Ростоблисполкома переименовано в ОПО УВД Ростоблисполкома). Отдел пожарной охраны УВД Ростоблисполкома реорганизован в противопожарную и аварийно-спасательную службу УВД Ростоблисполкома на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 29.04.1991г. №391, приказа МВД РСФСР от 15.05.91 №64 (ОПО УВУД Ростоблисполкома переименован в ПАСС УВД Ростоблисполкома). Противопожарная и аварийно-спасательная служба реорганизована в Государственную противопожарную службу на основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ №849-93г. с 01.01.1994г. (ПАСС УВД Ростовской области переименована в Управление Государственной противопожарной службы УВД Ростовской области (УГПС УВД Ростовской области). В соответствии с приказом МВД России от 05.08.96г. №427 Управление внутренних дел Ростовской области переименовано в Главное управление внутренних дел Ростовской области с 01.09.1996г. (УГПС УВД Ростовской области переименовано в УГПС ГУВД Ростовской области). Управление Государственной противопожарной службы ГУВД Ростовской области (УГПС ГУВД РО) переименовано в Управление Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области (УГПС МЧС России РО) на основании Указа Президента РФ от 09.11.2001г. №1309 с 01.01.2002г. Управление Государственной противопожарной службы ГУВД Ростовской области реорганизовано (в форме присоединения) в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ростовской области (ГУ ГО ЧС РО) на основании директивы МЧС России от 24.09.2003г. №31-23-21 с 01.10.2003г.
Главное управление МЧС России по Ростовской области не является правопреемником Главного управления по делам ГО и ЧС Ростовской области. Вместе с тем, Главное управление МЧС России по Ростовской области имеет право на хранение архивных документов и выдачу архивных справок Главного управления по делам ГО и ЧС Ростовской области на основании Положения об архиве Главного управления МЧС России по Ростовской области, согласованного Центральным архивом МЧС России 14.08.2020г. и утвержденного приказом ГУ МЧС России по Ростовской области от 08.09.2020г. №855
В выписке из лицевого счета застрахованного лица от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует код льготы, подтверждающий особые условия труда в период работы ФИО2 в ФГУ 13 ОГПС МЧС (служба) с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. выписка не содержит сведений об особых условиях труда, код особых условий труда проставлен за период работы с ДД.ММ.ГГГГ.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002г. №437 был утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым поименован «пожарный».
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Федеральный закон «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 г. №552-0-0, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии периода с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. службы в должности младшего начальствующего состава в ФГУ «13 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области», суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж, при этом правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит. Поскольку период с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. является периодом службы истца в противопожарной службе, входившей в состав Министерства внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области, суд первой инстанции пришел к выводу, что данный период не подлежит включению в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Отказывая в иске в части включения в специальный стаж периода с 01.05.2005г. по 05.02.2008г. в Государственном учреждении противопожарной службы Ростовской области «13 отряд противопожарной службы РО» в должности пожарного, суд первой инстанции исходил из того, что Государственное учреждение противопожарной службы Ростовской области «13 отряд противопожарной службы РО» входило в структуру противопожарной службы субъекта Российской Федерации, а работа в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.18.ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Указав, что досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на надлежащей оценке, представленных по делу доказательств и требованиях, подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о неправильном применении судом норм материального права, со ссылкой на то, что в спорный период истец занимал должность пожарного, предусмотренную Перечнем оперативных должностей работников государственной противопожарной службы МВД России, которым пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет, утвержденным приказом МВД РФ от 23.06.1995г. №241, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, указанным в апелляционном определении.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Постановление04.01.2022