ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-968/2021 от 25.01.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-820/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 25 января 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Новожиловой И.А., Латушкиной С.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-968/2021; УИД: 42RS0033-01-2021-001567-51 по иску ФИО1 к администрации города Прокопьевска об установлении факта проживания, включении в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, заключении договора о предоставлении социальной выплаты,

по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 сентября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В.,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г. Прокопьевска об установлении факта его проживания в жилом помещении - квартире по <адрес> с 17 февраля 2011 г. по настоящее время, включении его в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова», заключении с ним договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ООО «Шахта им. Ворошилова».

Требования мотивированы тем, что на основании решения Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 22 апреля 2013 г. он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

По указанному адресу он был зарегистрирован с 23 октября 2003 г. по 18 января 2011 г., с 20 января 2015 г. по настоящее время.

В период с 17 февраля 2011 г. по 20 января 2015 г. он был зарегистрирован проживающим по адресу: <адрес>. Данный дом он получил в наследство после смерти своего сына на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16 июля 2009 г.

С 2005 года он занимался коммерческой деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя. Для ведения предпринимательской деятельности ему потребовалась регистрация в жилом помещении, которое принадлежит ему на праве собственности. В связи с этим, 17 февраля 2011 г. он был зарегистрирован в доме по <адрес>.

27 октября 2013 г. он продал принадлежащее ему жилое помещение в доме по <адрес>, а в 2015 году прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и был зарегистрирован по месту своего постоянного проживания в жилом помещении по <адрес>.

Фактически он проживает в данной квартире с 2003 года по настоящее время. Ранее эта квартира принадлежала его матери ФИО2, которая умерла <данные изъяты> 2010 г. Надлежащим образом документы на квартиру он не оформил, поэтому в 2013 году он обратился в суд с иском о признании за ним права собственности на квартиру.

В данной квартире он постоянно проживает, она является для него единственным жильем. В 2013 году его внесли в списки граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» по адресу: <адрес>. После снятия с регистрационного учета по указанному адресу его исключили из списка граждан, подлежащих переселению. В настоящее время жители дома по <адрес> подлежат переселению за счет средств федерального бюджета. Однако ответчик отказывает ему во включении в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, и заключении с ним договора о предоставлении социальной выплаты, поскольку в 2013 году он был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Указанный дом также находился на горном отводе ООО «Шахта им. Ворошилова» и подлежал сносу по критериям безопасности, поэтому считает, что свои жилищные условия он не ухудшил.

Просил установить факт его проживания по адресу: <адрес> с 17 февраля 2011 г. по настоящее время, обязать администрацию г. Прокопьевска включить его в список граждан, подлежащих переселению, и заключить с ним договор на предоставление социальной выплаты.

Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 22 июня 2021 г. постановлено:

«установить факт постоянного проживания ФИО1 в жилом помещении - квартире по <адрес> с 17 февраля 2011 г. по настоящее время.

Обязать администрацию города Прокопьевска включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова».

Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 сентября 2021 г. постановлено:

«Решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 22 июня 2021 г. отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска ФИО1 к администрации города Прокопьевска об установлении факта проживания в жилом помещении - квартире по <адрес> с 17 февраля 2011 г. по настоящее время, включении в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, заключении договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ООО «Шахта им. Ворошилова», отказать».

В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 сентября 2021 г., как незаконное и необоснованное, оставить без изменения решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 22 июня 2021 г.

Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3 на основании решения Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 22 апреля 2013 г., вступившего в законную силу 22 мая 2013 г., является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>

Право собственности ФИО1 на квартиру по адресу: <адрес> зарегистрировано 9 сентября 2013 г.

По указанному адресу ФИО1 был зарегистрирован с 23 октября 2003 г. по 18 января 2011 г., с 17 февраля 2011 г. по 20 января 2015 г. он был зарегистрирован проживающим в жилом помещении по адресу: <адрес>, с 20 января 2015 г. по настоящее время ФИО3 зарегистрирован по адресу: <адрес>.

1/8 доли в праве общей долевой собственности на многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> принадлежала на праве собственности ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16 июля 2009 г., право собственности на долю в праве общей долевой собственности на жилой дом прекращено 27 октября 2013 г. в связи с ее отчуждением, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно экспертному заключению от 28 июня 2013 г. Сибирского филиала ОАО «НИИ институт горной геомеханики и маркшейдерского дела Межотраслевой научный центр ВНИМИ» «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 2110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу», жилые дома по <адрес> и по <адрес> подработаны горными работами ООО «Шахта им. Ворошилова» в 2011 году, дома подлежат сносу как ставшие непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

Жители указанных домов подлежат переселению в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» (далее по тексту также Правила предоставления социальных выплат от 13 июля 2005 г. № 428), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428 за счет средств федерального бюджета. Список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» составлен на момент обследования Сибирского филиала ОАО «НИИ институт горной геомеханики и маркшейдерского дела Межотраслевой научный центр ВНИМИ» – 28 июня 2013 г.

В списке на переселение по адресу: <адрес> никто не значится, в списке на переселение по адресу: <адрес> значился один истец ФИО3, который комиссионным решением представителей Министерства энергетики Российской Федерации, ФГБУ «ГУРШ», администрации города Прокопьевска от 7 августа 2017 г. был исключен из списка в связи с со снятием с регистрационного учета по месту жительства по <адрес>.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 об установлении факта его постоянного проживания квартире по <адрес> с 17 февраля 2011 г. по настоящее время, об обязании администрации города Прокопьевска включить его в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова», заключить с ним договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова», суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 на день составления заключения Сибирского филиала ОАО «НИИ институт горной геомеханики и маркшейдерского дела Межотраслевой научный центр ВНИМИ» 28 июня 2013 г. фактически постоянно проживал в жилом помещении по адресу: <адрес>, иного жилого помещения не имел и не имеет в настоящее время, в связи с чем его требования являются законными и обоснованными.

Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции не согласился, указал, что совокупность условий, при которых у истца возникает право на получение социальной выплаты, не нашла своего подтверждения, при этом установление факта проживания в жилом помещении в силу пункта 8 Правил предоставления социальных выплат от 13 июля 2005 г. № 428 не является основанием для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, отсутствуют основания для удовлетворения иска ФИО1

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанций не находит.

Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности», ст. 2 которого предусматривает, что законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, а также принятыми в его развитие Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. № 840 и от 13 июня 2005 г. № 428.

В соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации (статья 5).

В подпункте «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. № 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно пункту 5 Правил предоставления социальных выплат от 13 июля 2005 г. № 428 иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации таких мероприятий, как снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в городах Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область).

Пунктом 8 Правил предоставления социальных выплат от 13 июля 2005 г. № 428 предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Пунктом 9 Правил предоставления социальных выплат от 13 июля 2005 г. № 428 предусмотрено, что размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления социальных выплат от 13 июля 2005 г. № 428 социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

По смыслу приведенных норм права предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.

Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

При этом совокупность данных условий, необходимых и достаточных для включения в списки, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

В соответствии с пунктом 12 Правил предоставления социальных выплат от 13 июля 2005 г. № 428 орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16 июля 2009 г. являлся собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, право собственности на которую у него было прекращено 27 октября 2013 г. в связи с ее отчуждением).

На дату выдачи заключения Сибирским филиалом акционерного общества «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела - межотраслевой научный центр ВНИМИ» и составления списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья (28 июня 2013 г.) истец являлся участником права общей долевой собственности (1/8 доля) на многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, произвел ее отчуждение 27 октября 2013 г., чем ухудшил свои жилищные права.

Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ФИО1, поскольку совокупность условий, при которых у истца возникает право на получение социальной выплаты, то есть необеспеченность иным жильем на дату принятия решения о ликвидации шахты, при которых у истца возникает право на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, не нашла своего подтверждения, при этом установление факта проживания в жилом помещении в силу пункта 8 Правил предоставления социальных выплат от 13 июля 2005 г. № 428 не является основанием для уточнения списков граждан, подлежащих переселению.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции основаны на неверном, субъективном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции и собранных по делу доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как в соответствии со статьями 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.

Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.

Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: