ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-96/15ОП от 03.12.2015 Западнодвинского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-96/2015ОПРЕДЕЛЕНИЕ

п. Жарковский 03 декабря 2015 г.

Жарковский районный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Коршакова А.П.,

при секретаре Ладыка В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимовой В.И. к администрации Жарковского района Тверской области, некоммерческому партнерству «Верхневолжская ассоциация периодической печати», Правительству Тверской области и автономной некоммерческой организации (АНО) «Редакция газеты «Жарковский вестник» о снятии дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ефимова В.И. обратилась в суд с иском к администрации Жарковского района Тверской области, некоммерческому партнерству «Верхневолжская ассоциация периодической печати», Правительству Тверской области и автономной некоммерческой организации (АНО) «Редакция газеты «Жарковский вестник» о снятии дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда, мотивируя тем, что она работает в должности главного редактора в АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник».

22 июля 2015 года приказом № 28 на неё наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Основанием для издания указанного приказа стал протокол заседания Совета учредителей АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» от 20.07.2015 г.

Применение в отношении неё дисциплинарного взыскания считала необоснованным и незаконным, факт совершения дисциплинарного проступка не признала в связи со следующим.

Как следует из протокола (стр. 2) заседания Совета учредителей АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» от 20.07.2015 г., во исполнение решения Совета учредителей АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник», принятого на заседании Совета учредителей и оформленного протоколом от 27.05.2015 г., финансовым отделом администрации Жарковского района была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» за период 2012-2014 г.г. По результатам указанной проверки 22.06.2015 г. был составлен акт, которым в деятельности редакции был выявлен ряд серьезных нарушений.

Согласно Уставу редакция газеты «Жарковский вестник» является автономной некоммерческой организацией, средством массовой информации; учредителями - Правительство (ранее - администрация) Тверской области, администрация Жарковского района, ВАПП.

Деятельность автономных некоммерческих организаций и редакций средств массовой информации регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», а также изданными на их основе Уставами, иными учредительными документами и договорами.

В силу ч. 5 ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации.

Аналогичное положение содержится в ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», согласно которой в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Исходя из требований ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», в целях обеспечения свободы массовой информации ст. 18 данного Закона установила ограничения для возможного вмешательства учредителя в деятельность редакции СМИ.

Не допускается вмешательство учредителя в деятельность СМИ, за исключением случаев, предусмотренных Законом о средствах массовой информации, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

В соответствии с п. 5.6.2 Устава учредитель газеты не в праве вмешиваться в деятельность СМИ, за исключением случаев, предусмотренных Законом о средствах массовой информации, уставом редакции.

Закон содержит единственный случай прямого вмешательства учредителя в деятельность редакции СМИ. Так, учредитель вправе обязать редакцию поместить в СМИ бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени, так называемое заявление учредителя.

Также отметила, учредители редакции не в праве вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность редакции, кроме случаев, установленных законом (п. 5.4 Устава).

Основные положения об автономной некоммерческой организации изложены в ст.ст. 123.24. 123.25 ГК РФ. В части, не урегулированной указанным нормативным правовым актом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом (ч. 8 ст. 123.24 ГК РФ).

В силу ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах; надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом указанных в пунктах 4.2 - 4.5 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

Основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является:

1) истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом или его территориальным органом;

2) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

3) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», пунктом 13 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

6) поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Внеплановая проверка по основаниям, указанным в подпунктах 3 и 6 пункта 4.2 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе автономных некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта б Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Таким образом, право проведения плановых и (или) внеплановых проверок некоммерческих организаций, в частности автономных некоммерческих организаций, на предмет соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества, принадлежит исключительно Министерству юстиции РФ и его территориальным органам.

В этой связи, проверка финансово-хозяйственной деятельности АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» за период 2012-2014 г.г., проведенная финансовым отделом администрации Жарковского района, по результатам чоторой 22.06.2015 г. был составлен акт, выявивший в деятельности редакции ряд серьезных нарушений, ставших основанием для привлечения меня к дисциплинарной ответственности, является незаконной, как совершенная неуполномоченным лицом, не имеет юридической силы и не может быть положена в основу решения суда (ч. 2 ст. 55 ГПК РФ).

Также обратила внимание, что указанный акт внеплановой проверки от 22.06.2015 г. в перечне правовых оснований проведения не содержит какого-либо документа, указывающего на решение заседания Совета учредителей, оформленного протоколом от 27.05.2015 г.

Кроме того, ей этот акт не вручался, она с ним не была ознакомлена.

Считала, что указанными неправомерными действиями работодателя ей причинен моральный вред, выразившийся в необоснованном и незаконном привлечении её к дисциплинарной ответственности и применении строгого дисциплинарного наказания в виде выговора, подорвавшего её психоэмоциональное состояние, профессиональную и деловую репутации, который она оценила в <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Трудового кодекса РФ (далее - Кодекс) суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику

морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

На основании изложенного истец просила суд:

Признать незаконным и отменить приказ главного редактора АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» Ефимовой В.И. от 22.07.2015 г. № 28 о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора на работника - Ефимову В.И.

Взыскать с АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» в пользу Ефимовой В.И. в счет денежной компенсации морального вреда <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

Истец Ефимова В.И. в судебное заседание не явилась. От неё поступило письменное заявление, в котором отказалась от иска, просила прекратить производство по делу, мотивируя тем, что в настоящее время она не состоит в трудовых отношениях с АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник».

Представитель ответчика некоммерческого партнерства «Верхневолжская ассоциация периодической печати» в суд не явился. От руководителя НП поступило письменное ходатайство рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Представитель ответчика Правительства Тверской области, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Представители ответчиков администрации Жарковского района Тверской области Можарова А.Н. и АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» Печенкова Е.А. против прекращения производства по делу не возражали.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Данный отказ истца от иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц и может быть принят судом.

Суд принимает отказ истца Ефимовой В.И. от иска, и поэтому производство по гражданскому делу подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 220, 221, 224 и 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ истца Ефимовой В.И. от иска.

Производство по делу по исковому заявлению Ефимовой В.И. к администрации Жарковского района Тверской области, некоммерческому партнерству «Верхневолжская ассоциация периодической печати», Правительству Тверской области и автономной некоммерческой организации (АНО) «Редакция газеты «Жарковский вестник» о снятии дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда прекратить.

Разъяснить истцу Ефимовой В.И. и ответчикам, что повторное обращение в суд о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение суда может быть подана частная жалоба в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в течение пятнадцати дней.

Председательствующий: А.П. Коршаков

Дело № 2-96/2015ОПРЕДЕЛЕНИЕ

п. Жарковский 03 декабря 2015 г.

Жарковский районный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Коршакова А.П.,

при секретаре Ладыка В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимовой В.И. к администрации Жарковского района Тверской области, некоммерческому партнерству «Верхневолжская ассоциация периодической печати», Правительству Тверской области и автономной некоммерческой организации (АНО) «Редакция газеты «Жарковский вестник» о снятии дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ефимова В.И. обратилась в суд с иском к администрации Жарковского района Тверской области, некоммерческому партнерству «Верхневолжская ассоциация периодической печати», Правительству Тверской области и автономной некоммерческой организации (АНО) «Редакция газеты «Жарковский вестник» о снятии дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда, мотивируя тем, что она работает в должности главного редактора в АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник».

22 июля 2015 года приказом № 28 на неё наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Основанием для издания указанного приказа стал протокол заседания Совета учредителей АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» от 20.07.2015 г.

Применение в отношении неё дисциплинарного взыскания считала необоснованным и незаконным, факт совершения дисциплинарного проступка не признала в связи со следующим.

Как следует из протокола (стр. 2) заседания Совета учредителей АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» от 20.07.2015 г., во исполнение решения Совета учредителей АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник», принятого на заседании Совета учредителей и оформленного протоколом от 27.05.2015 г., финансовым отделом администрации Жарковского района была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» за период 2012-2014 г.г. По результатам указанной проверки 22.06.2015 г. был составлен акт, которым в деятельности редакции был выявлен ряд серьезных нарушений.

Согласно Уставу редакция газеты «Жарковский вестник» является автономной некоммерческой организацией, средством массовой информации; учредителями - Правительство (ранее - администрация) Тверской области, администрация Жарковского района, ВАПП.

Деятельность автономных некоммерческих организаций и редакций средств массовой информации регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», а также изданными на их основе Уставами, иными учредительными документами и договорами.

В силу ч. 5 ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации.

Аналогичное положение содержится в ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», согласно которой в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Исходя из требований ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», в целях обеспечения свободы массовой информации ст. 18 данного Закона установила ограничения для возможного вмешательства учредителя в деятельность редакции СМИ.

Не допускается вмешательство учредителя в деятельность СМИ, за исключением случаев, предусмотренных Законом о средствах массовой информации, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

В соответствии с п. 5.6.2 Устава учредитель газеты не в праве вмешиваться в деятельность СМИ, за исключением случаев, предусмотренных Законом о средствах массовой информации, уставом редакции.

Закон содержит единственный случай прямого вмешательства учредителя в деятельность редакции СМИ. Так, учредитель вправе обязать редакцию поместить в СМИ бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени, так называемое заявление учредителя.

Также отметила, учредители редакции не в праве вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность редакции, кроме случаев, установленных законом (п. 5.4 Устава).

Основные положения об автономной некоммерческой организации изложены в ст.ст. 123.24. 123.25 ГК РФ. В части, не урегулированной указанным нормативным правовым актом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом (ч. 8 ст. 123.24 ГК РФ).

В силу ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах; надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом указанных в пунктах 4.2 - 4.5 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

Основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является:

1) истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом или его территориальным органом;

2) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

3) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», пунктом 13 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

6) поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Внеплановая проверка по основаниям, указанным в подпунктах 3 и 6 пункта 4.2 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе автономных некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта б Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Таким образом, право проведения плановых и (или) внеплановых проверок некоммерческих организаций, в частности автономных некоммерческих организаций, на предмет соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества, принадлежит исключительно Министерству юстиции РФ и его территориальным органам.

В этой связи, проверка финансово-хозяйственной деятельности АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» за период 2012-2014 г.г., проведенная финансовым отделом администрации Жарковского района, по результатам чоторой 22.06.2015 г. был составлен акт, выявивший в деятельности редакции ряд серьезных нарушений, ставших основанием для привлечения меня к дисциплинарной ответственности, является незаконной, как совершенная неуполномоченным лицом, не имеет юридической силы и не может быть положена в основу решения суда (ч. 2 ст. 55 ГПК РФ).

Также обратила внимание, что указанный акт внеплановой проверки от 22.06.2015 г. в перечне правовых оснований проведения не содержит какого-либо документа, указывающего на решение заседания Совета учредителей, оформленного протоколом от 27.05.2015 г.

Кроме того, ей этот акт не вручался, она с ним не была ознакомлена.

Считала, что указанными неправомерными действиями работодателя ей причинен моральный вред, выразившийся в необоснованном и незаконном привлечении её к дисциплинарной ответственности и применении строгого дисциплинарного наказания в виде выговора, подорвавшего её психоэмоциональное состояние, профессиональную и деловую репутации, который она оценила в <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Трудового кодекса РФ (далее - Кодекс) суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику

морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

На основании изложенного истец просила суд:

Признать незаконным и отменить приказ главного редактора АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» Ефимовой В.И. от 22.07.2015 г. № 28 о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора на работника - Ефимову В.И.

Взыскать с АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» в пользу Ефимовой В.И. в счет денежной компенсации морального вреда <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

Истец Ефимова В.И. в судебное заседание не явилась. От неё поступило письменное заявление, в котором отказалась от иска, просила прекратить производство по делу, мотивируя тем, что в настоящее время она не состоит в трудовых отношениях с АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник».

Представитель ответчика некоммерческого партнерства «Верхневолжская ассоциация периодической печати» в суд не явился. От руководителя НП поступило письменное ходатайство рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Представитель ответчика Правительства Тверской области, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Представители ответчиков администрации Жарковского района Тверской области Можарова А.Н. и АНО «Редакция газеты «Жарковский вестник» Печенкова Е.А. против прекращения производства по делу не возражали.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Данный отказ истца от иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц и может быть принят судом.

Суд принимает отказ истца Ефимовой В.И. от иска, и поэтому производство по гражданскому делу подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 220, 221, 224 и 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ истца Ефимовой В.И. от иска.

Производство по делу по исковому заявлению Ефимовой В.И. к администрации Жарковского района Тверской области, некоммерческому партнерству «Верхневолжская ассоциация периодической печати», Правительству Тверской области и автономной некоммерческой организации (АНО) «Редакция газеты «Жарковский вестник» о снятии дисциплинарного взыскания и компенсации морального вреда прекратить.

Разъяснить истцу Ефимовой В.И. и ответчикам, что повторное обращение в суд о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение суда может быть подана частная жалоба в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в течение пятнадцати дней.

Председательствующий: А.П. Коршаков

1версия для печатиДело № 2-96/2015 ~ М-94/2015 (Определение)